Спартак. История мотоциклов, ожившая в гараже

 
16 мая 2016 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Павел Лебедев
Автор: Виталий Петрович. Фото: Павел Лебедев

Правду люди говорят: все новое — это хорошо забытое старое. Что это, мы снова в 60-х? Кожаные куртки, растрепанные волосы и рев мотоцикла. Зовите Элвиса, его здесь не хватает. Кафе-рейсеры, бобберы, брэты... И неуемное желание выделиться, иметь что-то эксклюзивное. Культура и техника, а также история, сделанная своими руками. Это кастомайзинг — создание уникального мотоцикла, где выше объема двигателя ставят индивидуальность и стиль. И об этом сегодняшний материал Onliner.by.

Его зовут Спартак. И мы приехали в Жодино, в его мастерскую — «Спарта-гараж».

Нельзя просто так жить и работать в Жодино, не имея никакого отношения к автомобилестроению. Спартак — автомаляр, причем потомственный. Его дед занимался этим, отец, а теперь вот и он сам. Это профессия. А есть еще хобби. Спартак — кастомайзер, то есть своими руками создает уникальные мотоциклы, единственные в своем роде.

— Кастомы я делаю уже два года. С детства любил мотоциклы, теперь вот профессия очень помогает в увлечении, — рассказывает мастер. — Хотя все это случайно вышло: увидел на картинке красивый мотоцикл, он мне понравился, но сразу было понятно, что такой не купить. Значит, надо делать самому. Стал пробовать.

В мастерской стоят три готовых мотоцикла. Но в центре — покрашенная рама, готовится очередной проект. Спартак торопится — его работы будут выставляться на фестивале кастом-культуры Recast Moto Fest, который пройдет в Минске уже в эти выходные.

— Сейчас «олдскульные» мотоциклы снова в моде. Впрочем, восприятие несколько изменилось в сравнении с теми временами. Никто больше не гоняется за скоростями. Главное — стилизация, внешний вид.

Работа над одним проектом занимает, как правило, несколько месяцев. Обычно у заказчика есть свое видение результата. В процессе создания оно может меняться. Спартак опирается на свой опыт, дает какие-то советы. Цена вопроса варьируется в зависимости от того, чего хочет клиент.

— Вид кафе-рейсера, к примеру, подходящему мотоциклу можно придать и за $200—300. Но по-хорошему нормальный проект без учета «донора» будет стоить $3—5 тыс.

«Донор» — это мотоцикл, на основе которого собирается кастомная модель. Требования к нему минимальные, ведь чем больше запрос, тем выше цена, а это отразится на итоговой стоимости.

Учитывая современные экономические реалии, мотоциклы за «больные» деньги, по выражению Спартака, не востребованы. Поэтому нужен добротный аппарат из своей эпохи, который сохранился в относительно пригодном состоянии.

— Что-то можно привезти из Европы, в основном из Германии. Немцы вообще очень продуманные люди. Они складируют старые мотоциклы, сохраняя их в хорошем состоянии, а затем продают. Я сам видел немца, у которого весь двор заставлен такой техникой. Он сделал навес, байки под ним не ржавеют. Когда-то, наверное, покупал их по 100 евро за штуку. Вот как он пришел к тому, что мотоцикл 1977 года выпуска еще будет востребован, он сможет его продать и выручить неплохие деньги?

Обычно привезенный байк с растаможкой обходится где-то в $1 тыс. в эквиваленте. Дорого? В Беларуси, к примеру, такой будет стоить $2 тыс. — каждый хочет заработать.

— Главный критерий — трубчатая рама. Старые мотоциклы в основном стальные. Алюминий пошел позднее, в основном на спортбайках, чтобы снизить вес. Раньше об этом особо не думали. После того как появился «донор», под него готовится свой собственный проект. У меня есть помощники, совместными усилиями продумывается, каким должен быть мотоцикл на выходе.

С рамы снимается абсолютно все: двигатель, колеса, трансмиссия. У мастера свой подход. Геометрия рамы, отделение под двигатель остаются нетронутыми — от этого зависит прочность и ходовые качества мотоцикла. Серийный номер на рулевой колонке не закрашивается — чтобы потом не возникало вопросов. В остальном — полет фантазии.

В мастерской повсюду разложены заготовки запчастей, по углам стоят листы металла, в соседнем помещении — оборудование для работы, станки. Очень многие детали Спартак с помощниками делают вручную. Во-первых, это проще, чем найти что-то подходящее на аукционах и зарубежных сайтах. А во-вторых, сделанный вручную мотоцикл уникален, такого не встретишь ни у кого даже на специализированных выставках. В кастомайзинге это высоко ценится.

— Стараемся все делать сами. Раньше что-то заказывали на том же eBay или в Польше. Но с такими запчастями свои нюансы. В 80% случаев они просто не подходят, то есть все равно приходится брать инструмент и допиливать, подгонять под то, что тебе нужно. А потом куда-то приезжаешь, смотришь, а на другом мотоцикле точно такая же деталь, заказанная, может быть, на том же сайте. Это неинтересно.

После уменьшения таможенного лимита на посылки до 22 евро самостоятельное изготовление деталей кажется еще более выигрышным. С учетом пошлин стоимость готовых запчастей существенно возросла, что непременно отразилось бы на цене мотоциклов.

— Сейчас мы спокойны. Заказываем, по сути, только оптику — это то, куда особо не влезешь. И то очень выручают советские фары — у них просто обалденные стекла. И найти не особо сложно. Бывает, наткнешься на барахолке на дедулю — у него целая пачка этих стекол. Забираешь все, находишь подходящую фару, подгоняешь ее — получается очень прикольно.

Где-то приходится что-то выдумывать. Этот задний фонарь, к примеру, сделан из поворотников старого ГАЗа. Получилось очень даже неплохо

С двигателем сложнее. Определенные работы качественно выполнить могут только профильные специалисты. В таких случаях Спартак обращается за помощью, благо есть к кому. По возможности мотор используется родной, его перебирают и обслуживают — настраивают клапаны, карбюратор.

Кастомный мотоцикл хоть и выглядит как выставочный экземпляр, но по сути является полноценным транспортным средством с отличным внешним видом и хорошими ходовыми характеристиками.

— Вот взять хотя бы мою Honda. Это свободный проект, «донора» под него я когда-то выменял на 750-кубовую Yamaha Maxim. На этой Yamaha мне было очень неудобно — такой круизер с двигателем от спортбайка, заводской кастом. Мне он не нравился, и я его выменял на «СиБишку».

Видно, что эту Honda Спартак подгонял под себя: точеный, почти римский профиль, лаконичные цвета, бак сделан вручную из куска металла. По словам мастера, доработок было много, из родного остались только рама, колеса да двигатель. Хвост делался также вручную, фара — от советской «Риги», задний маятник, выхлопная система, вынос и руль создавались с нуля.

— Это стрит-трекер, максимально удобный для города мотоцикл, который при необходимости хорошо покажет себя на бездорожье. Он легкий, очень управляемый. Больших скоростей не любит, но свои 100 км/ч пойдет запросто. То что нужно для улиц. Это не на литровом спортбайке ездить от светофора до светофора, на котором не развернуться и который тяжелый — еще попробуй удержи его, на маленьких скоростях такие мотоциклы отвратительно себя ведут. С этой Honda все иначе.

Еще один проект Спартака, который мы застали в мастерской, — это кафе-рейсер на базе Kawasaki KZ400 1977 года выпуска. «Донора» доставили из Германии в неплохом состоянии. Заказчик хотел классику с современными мотивами. Что ж — сделали ему классику.

— Здесь строгая расцветка, много хрома. Кожа, как мне кажется, подчеркивает статус и мотоцикла, и его хозяина. Траверсы делались более строгими, ничего лишнего. Электрика спрятана под сиденье.

Кожаные элементы также изготовлены в мастерской вручную

— Посадка на этом мотоцикле более современная, спортивная. В то же время сидеть удобно. Выносы мы делали сами. Старались сделать байк максимально легким, убрали все лишнее. Аккумулятор для развесовки находится снизу, в специальном корпусе, чтобы водой не заливало.

Одна особенность, которую нельзя обойти стороной, — на таких мотоциклах, как правило, не лихачат. Вроде не солидно. Да и жаль было бы испортить такую красоту в случае чего.

— Владельцы ценят то, во что вложили свои деньги, да и мой труд ценят — это приятно, — отмечает Спартак.

А вот обслуживать эту технику не составит проблем — мотоциклы и мотоциклы. Меняй расходники, заливай бензин да масло. С постановкой на учет, по словам мастера, также проблем не возникает.

— С чего бы им возникнуть: приезжает мотоцикл 1982 года выпуска, ухоженный, в хорошем состоянии, все работает, включаются фонари, поворотники. Все байки у нас с полным комплектом документов.

Один из своих проектов Спартак сделал для друга. «Донор» нашелся в Беларуси — Suzuki GS400 1983 года — правда, в очень плохом состоянии.

— С виду это был полный кошмар. Но я его завел, прокатился: передачи щелкают, по звуку двигателя понятно, что компрессия нормальная. Значит, вопрос в расходниках, а это не так затратно.

«Донор» обошелся в $1 тыс., после чего началась работа по созданию кафе-рейсера. Снова многое делалось вручную. Бак подогнали от Pannonia — его видоизменили, переделав дно и добавив выемки под колени. Хвост, верхняя часть рамы, сиденье — владелец непосредственно участвовал в создании, занимаясь дизайном байка. Теперь катается на нем вот уже второй год. Наверное, счастлив. А кто на его месте не был бы счастлив?

— Хочется работать дальше, в голове куча идей. Вот сколько бы мотоциклов ни было — для каждого что-нибудь выдумаем, — делится планами Спартак. — Сейчас мода на «кафехи» (кафе-рейсеры), все что-то уперлись в них. А хочется сделать и боббер, и чоппер... Зимой планируем тематический мотоцикл — полностью зашитый, из клепанного алюминия, под самолет. Сейчас время для этого есть. Кризис — работы мало. Значит, будем делать больше классных мотоциклов!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by