«На границе работает Гена». О самом эффективном инструменте таможни

 
09 июня 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Андрей Журов. Фото: Алексей Матюшков

Геной контрабандисты прозвали один из самых эффективных инструментов таможни, который работает по принципу рентгена в кабинете флюорографии. Только Rapiscan, установленный на базе Mercedes, «просматривает» не легкие и сердце, а грузы и автомобили. Как убедились корреспонденты Onliner.by, от сканера сложно что-то утаить, картинка великолепная — можно даже рассмотреть хвостик яблока или провести диагностику внутренних узлов и агрегатов фуры не открывая капота. Только не подумайте, что это какое-то ноу-хау — подобные технологии применяют по всему миру, например перед въездом в тоннель под Ла-Маншем. А мы побывали на белорусско-польской границе и посмотрели, как происходит досмотр с помощью рентгенсистемы у нас.

Грузовой пункт пропуска «Козловичи». Несмотря на то что в Польше выходной день, поток фур не прекращается. Вся стоянка заполнена грузовиками. Некоторые из них отправляют на Rapiscan, призванный обнаруживать наркотики, оружие, взрывчатые вещества, контрабанду. Какие именно автомобили досматривать, выбирают на основании выводов системы анализа и управления рисками. То есть это не прерогатива наряда, который непосредственно проводит досмотр, а задача специального отдела.

Комплекс работает круглые сутки 365 дней в году. На 12-часовую смену заступают три человека: водитель, инспектор наземного контроля и оператор-аналитик.

Заходим в кабину комплекса, где находится рабочее место оператора-аналитика. Именно он решает, когда запускать систему, и дает указания — в данном случае по автоцистерне, следующей из Польши в Беларусь. По документам там везут полимеры.

— Доложите о готовности! — переговариваются по радиостанции таможенники.

— Водитель готов.

Рентгеновский осмотр проводится только автомобилей и грузов, но не человека. Водители всегда наблюдают вне кабины, на некотором отдалении от машины, за специально обозначенной чертой.

Последние приготовления. Инспектор наземного контроля ставит досматриваемый автомобиль под стрелу — в этом тоже есть некоторая специфика. Теперь включает рентгенсистему, ощущаются едва заметные вибрации — значит, поехали. Важный момент: сама фура стоит, движется рамка над ней. Слышен звуковой сигнал. Тот, кто находится снаружи, видит также проблесковые маячки.

Мгновенно на мониторе появляется изображение. Это сканограмма. С одной стороны, вроде бы ничего сложного, а с другой... Что это за затемнение? А там какая-то изогнутая кривая? И вот тут непонятный объект. У нас сразу появилось много вопросов.

— Нужно поработать как минимум год, чтобы научиться корректно расшифровывать информацию со сканограммы, — объясняют таможенники. — Обучение проходит прямо на рабочем месте. Новичок заступает на смену, работает за компьютером. Очень полезно проводить физический досмотр, чтобы видеть груз вживую, а не только на мониторе.

Есть особая технология анализа. Сначала просматривают кабину, потом раму, колеса, затем груз. На мониторе заметны сверток бумаги, ящик с продуктами, огнетушитель, в багажном отделении — цепи, которые крепят на колеса в гололедицу. Переходим к изображению топливного бака. Тут ничего интересного: заполнен наполовину. Удивляет высокая детализация. Впрочем, это служебная необходимость. Как-то благодаря комплексу обнаружили наркотики в огнетушителе!

Теперь основное — цистерна. Состав однородный. Оператор-аналитик включает несколько графических фильтров, которые помогают обнаружить посторонние вложения, тайники и так далее. Ничего подозрительного!

К каждому грузу идет сопроводительный пакет документов с фотографиями, информацией о транспортном средстве и теперь еще полученной сканограммой. Данные не удаляются, а хранятся в архиве — на всякий случай.

Обращаем внимание, что на рабочем месте оператора-аналитика находится дозиметр. Это требование санитарных норм. Как только комплекс начинает работать, значение повышается с 76 до 167 нанозиверт в час.

— На улице в солнечную погоду этот показатель больше, — говорят таможенники. — Иногда людям, чьи автомобили досматриваем, приходится объяснять, что такой досмотр полностью безопасен, а рентгеновское излучение не может изменять физические и химические свойства контролируемых материалов. Берем в руки дозиметр, показываем, что уровень радиации в норме. Доходит до смешного: на уровне школьных учебников приходится доказывать прописные истины!

Тем временем на досмотр прибыл очередной автомобиль. Это седельный тягач без прицепа. Казалось бы, что тут смотреть? Но таможенники не соглашаются: «Был случай, когда в таком тягаче все внутренние полости были заложены пачками с сигаретами». Правда, на сей раз все чисто.

Всего в прошлом году только на границе с Украиной и Польшей с помощью сканеров выявлено 150 фактов нарушения таможенного законодательства, изъято товаров на сумму более 60 млрд рублей: автомобильные запчасти, одежда, мебель, табак, алкоголь и др.

Под рамку заезжает фура с брестскими номерами. Снова переговоры с инспектором наземного контроля, звуковой сигнал, вибрация... На мониторе появляется изображение. Нам сложно понять без подсказки: это паллеты, а всего перевозят семь разных грузов. Ну где тут разобраться новичку...

С помощью сканера досматривают не только фуры, но и легковые автомобили. Мобильный комплекс на базе Mercedes легко перевезти в другой пункт пропуска. Таможенники знают, что контрабандисты пытаются отслеживать перемещения Rapiscan. Часто перехватывают переговоры по радиостанциям: «Где сегодня Гена работает?» («Гена», вероятно, производное от «рентген»).

Осень 2015 г. Rapiscan в пункте пропуска «Брест»

Кстати, некоторые водители ошибочно считают, что можно отказаться от этой процедуры досмотра, мол, она факультативная. Но это не так. «Подконтрольное лицо не может выбирать форму контроля», — объясняют таможенники.

Еще один DAF приезжает на досмотр. Пару минут, и сканограмма на экране. Замечаем, что детализация на высоком уровне — хоть диагностику автомобиля проводи! Видны даже поршни и клапаны двигателя.

Фура также перевозит стройматериалы. На изображении некоторые из них светлые, другие — темные. Оказывается, это совмещение, значит, стоят в два ряда.

— Однажды таким образом уличили перевозчиков в контрафакте, — припоминают таможенники. — Было видно, что товар посередине более плотный, а по краям — нет. При детальном досмотре выяснилось, что сверху лежали плохонькие, дешевенькие кроссовки, а внутри — дорогие, брендовые.

В качестве убедительного примера таможенники называют такой факт: рентгенсистема позволяет обнаружить в самом центре груженой фуры опасный груз и даже 26-сантиметровая сталь не будет помехой. В подтверждение показывают снимок Peugeot с газовым баллоном, внутри которого находится еще один, нашпигованный пачками сигарет. Вот такая матрешка!

Следующая на проверку — Scania с номерами Минской области. «Вот как раз эту фуру досмотреть было бы сложно. Здесь много разнородного груза: рамы, трубы, кабель. И в этом смысле Rapiscan незаменим. С его помощью можно обнаружить даже бутылку с алкоголем среди всего этого добра», — говорят таможенники.

А вот и изображение: порошок, подгузники, канистра с водой, набор инструментов, домкрат. Чтобы все это рассмотреть, ушли бы часы. Так что в каком-то смысле комплекс экономит время и водителям.

За сутки с помощью сканера досматривают 120—130 автомобилей. Бывает, несколько дней ничего не обнаруживают. А иногда по 2—3 факта за смену. Нарушения разные: или товар перевозят в большем количестве, чем заявлено, или под видом одного пытаются транспортировать другое. Например, как-то перевозили яблоки, а заявили лук. Дело в том, что ставка таможенных пошлин для этих товаров отличается, а при большом количестве груза разница в сумме — огромная.

Даже не нужно весов, чтобы понять — следующая фура полностью груженая. Судя по документам, везет три сорта яблок из Польши в Беларусь. Сканограмма это подтверждает. Маленькая деталь: в кабине тоже находится ящик с фруктами. Оператор-аналитик просит инспектора наземного контроля на всякий случай проверить.

Следующий DAF, зарегистрированный в Гродно, также транспортирует ящики с яблоками. Можно даже рассмотреть хвостики! Запрещенных товаров нет.

В конце смены таможенники вспоминают выходку российского дальнобойщика. Шутник решил положить в середину прицепа бутылку. Разумеется, сканер ее обнаружил. Возник вопрос: что внутри? Пришлось разгружать несколько тонн минеральной ваты, пока не добрались до емкости. Оказалось, вода. Потом долго и упорно загружали все обратно. Юмореска вышла несмешной. Водитель наказал себя сам, а перевозчик был крайне недоволен простоем на границе.

Таможенный комитет Беларуси использует несколько мобильных комплексов на разных участках границы. Периодически их перемещают из одного пункта пропуска в другой. Каждое такое оборудование стоит около $1 миллиона. А в «Козловичах» есть также стационарный комплекс, пропускная способность которого еще выше. Несмотря на дороговизну, эта технология доказала свою эффективность. Недаром же Гены так боятся контрабандисты…

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by