Новый отрезок трассы Гомель — Минск блестит и переливается. Его пару часов назад достроили, но еще не открыли. Поперек дороги — красная ленточка, вдоль расставлены колоски да аисты. Кабина рабочего МАЗа забита надувными шарами с гелием — нельзя, чтобы они вырвались раньше времени. Белорусские и китайские подрядчики на два месяца раньше срока закончили последний кусок минской трассы — от Жлобина до Бобруйска. Мы в числе первых опробовали новое покрытие. Заодно перевели через дорогу нерадивого крота.
— Такая машина только у меня и у Майкла Джексона! — водитель разметочного автомобиля Владимир Владимирович вместе с коллегами изготовился к параду техники, которая строила этот участок дороги. — Вы ж сами посудите: пока разметки нет, так разве ж это дорога? Считай, нет дороги. А когда нанесешь — сразу красота!
Разметка «тактильная», шумовая. Говорят, более долговечная, чем краска. Если ты заснул за рулем и уводит с полосы, то машина начинает мелко трястись, — удобно.
Эти 78 километров — последний этап реконструкции дороги М5. Вообще-то, завершить его планировалось только в сентябре, но почему-то успели раньше, ко Дню независимости. Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, приехавший на открытие, уверяет: от такого ускорения качество не пострадало, технология жесточайше соблюдена.
Стандартный гарантийный срок, который дают строители, — 5 лет. Сколько реально прослужит до более-менее существенного ремонта? Гендиректор Гомельского дорожно-строительного треста №2 Александр Петренко отвечает, что лет 10—15. В Минтрансе уточняют: при строительстве использованы в основном белорусские материалы. Например, в асфальтобетонном покрытии вместо импортной вяжущей добавки применялась отечественная, что позволило снизить затраты. По информации дорожников, отрезок дороги от Жлобина до Бобруйска обошелся в $210 млн — с развязками, мостом через Березину, скотопрогонами, площадками отдыха, прочими элементами.
Рабочие получают грамоты и медали, дамы в белорусских и китайских нарядах радуют глаз, проезжающие автомобилисты сигналят от невыносимости чувств.
Торжества по случаю открытия магистрали организовали на границе Гомельской и Могилевской областей. Здесь созданы так называемые промежуточные площадки отдыха — с заездами для крупного транспорта, столиками, беседками, туалетами.
Говорят, подведены коммуникации, но подсоединять их пока особо не к чему. В то же время километрах в шести от красной ленточки есть кафе — в нем лежат какие-то смаженки, которые надо разогревать в микроволновке, и ненастоящие пирожные «картошка». С голоду не умрешь, но и не разгуляешься.
— Бизнесменам, которые захотят развивать придорожные территории, созданы все условия, в том числе снижена налоговая нагрузка, — говорит заместитель председателя Гомельского облисполкома Олег Починок.
Чиновники рисуют схему не то вечного двигателя, не то термоядерного синтеза: чем живее экономика, тем больше дорожный трафик, тем интереснее заниматься придорожным сервисом, тем живее в стране экономика, тем больше трафик и так далее. Собственно, площадки у дорог созданы — теперь надо, чтобы сюда пришел частник. Когда планировали реконструкцию участка Жлобин — Бобруйск, здесь проезжало около 5 тыс. автомобилей в сутки. Ожидается, что в скором времени интенсивность повысится до 10—15 тыс. Считается, что, если это произойдет, инвесторы будут стоять вдоль дороги шеренгой.
Заместитель премьер-министра Владимир Семашко уверен, что отдачу мы почувствуем быстро:
— Дорога стратегическая, транзитная, позволяет попасть из Украины и России к прибалтийским портам. Вокруг должна вырасти соответствующая инфраструктура. Людям надо дать возможность отдохнуть, познакомиться с нашей культурой, получить удовольствие. И они так или иначе будут оставлять здесь деньги.
Наконец ленточка разрезана. Первой по новой дороге идет техника, которая все это строила.
Генподрядчик реконструкции — China Road and Bridge Corporation. Представители этой китайской компании здесь повсюду.
Возможно, эти же китайцы совместно с белорусскими субподрядчиками займутся и следующими проектами, недостатка в которых, по словам Владимира Семашко, не предвидится:
— У нас остается один областной центр, который не связан со столицей дорогой такого класса, — это Гродно. С высвобождением здесь строительных организаций они будут переброшены туда. К концу 2018 года эта магистраль должна быть построена. Есть много других задумок: например, надо реконструировать дорогу от Гомеля до Бреста, думаю, до 2020 года она будет такой же, как эта. Конечно, такие дороги — это большие деньги, кредиты, которые надо отдавать.
До вчерашнего дня перевозчики довольствовались двумя рядами одной полосы. Многие помнят, сколь мучительно было ехать здесь еще пару лет назад. Теперь в распоряжении автомобилистов по два ряда в каждую сторону при очень условных ограничениях скорости.
Для легковых машин — 120 км/ч, для грузовиков — 100 км/ч (кроме участков у переходов — там 100 и 80 соответственно). Автомобилей, вообще-то, немного, и лишь некоторые на полную используют скоростной лимит. В то же время при таком качестве покрытия скорость не ощущается.
Участки трассы, проходящие через лес и населенные пункты, обнесены ограждениями. Самые упорные «пешеходы», впрочем, прорываются.
Вот, например, через дорогу несется… господи, на этот раз крот! Успеваем съехать на довольно просторную обочину. Преодолев (с некоторой помощью) ползком четыре ряда, инвалид по зрению стремительно зарывается в грунт — только хвост мелькнул.
Тормозные жидкости в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by