«Не торопись, а то успеешь подбить BMW из крайнего правого ряда». Разбор аварии на Логойском тракте

 
34 854
16 июля 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Никонов

Эта авария, с одной стороны, совсем непримечательная, а с другой — показалась Юрию Краснову весьма симптоматичной. Один разворачивался, другие ему помогали, а третий хотел объехать поток по крайней правой. В результате возникшего недопонимания имеем две поврежденные машины — BMW и Ford. Кто не прав в ДТП на Логойском тракте в Минске, рассуждаем в субботнем выпуске «Разбора полетов».

— Логойский тракт — это моя родная улица, — признается Юрий Краснов. — Я здесь родился, вырос и очень хорошо знаю все особенности. На участке, где произошло рассматриваемое ДТП, аварии случаются регулярно.

— Действительно, на газоне видны следы от шин — то ли кто-то не вписался в разворот, то ли уходил от столкновения. А на деревьях, стоящих у дороги, — следы от ударов бампером.

— Регистратор отдаляет картинку, — еще раз просматривает ролик эксперт. — В реальной ситуации эта машина была ближе, чем кажется. Но даже с места автора видео заметно, что разворачивающийся Ford высовывает нос в крайнюю правую полосу. То есть водитель BMW мог видеть эту машину еще раньше. Оба участника аварии ехали небыстро, еще немного — и столкновения бы не произошло. Почему же оно все-таки случилось? Давайте разбираться.

Сначала рассматриваем ситуацию с позиции BMW. Этот автомобиль за пару секунд до аварии перестроился в крайнюю правую полосу и, кажется (судя по видео), без включения «поворотника». Затем в кадре появился разворачивающийся Ford. Первый водитель начал тормозить, но столкновение все же произошло. Автор видео сообщил: «Если бы не BMW, то на его месте был бы я. Ожидать, что вот так внезапно вклинится машина, очень трудно».

— Зачем вообще водитель BMW, как и автор видео, перестраивался правее? — задается вопросом эксперт. И сам на него отвечает: — В плотном потоке всегда находятся несколько человек, которые считают, что смогут проехать быстрее, и начинают перестраиваться. Хотя на самом деле получают весьма сомнительное преимущество.

Например, на этом участке Логойского тракта правая полоса условно свободная. Потом автомобили упираются в поворачивающих направо — на ул. Седых. Дело в том, что для совершения данного маневра нужно дождаться загорания дополнительной секции светофора. То есть с большой долей вероятности перестроившийся попросится обратно во второй ряд.

Фактически получаем те же «шашечки». Но постойте, разве это не нарушение пункта 79.3 (при трех и более полосах движения в данном направлении запрещается производить перестроение в крайнюю правую полосу движения в целях опережения по ней)?

— Многие этот пункт вообще неправильно понимают, — замечает Юрий Краснов. — Допустим, вы едете по второй полосе. Догоняете передний автомобиль и потом на скорости перестраиваетесь правее, да так, что не успеваете остановиться в случае, если там едет велосипедист, мотоциклист или находится какое-то препятствие. Идея введения данного правила — запретить подобные маневры.

Эксперт садится за руль и едет, как водитель BMW, в крайнем правом ряду. Условия, конечно, не те — дорога пустая, никто не разворачивается. Советы Юрия Краснова такие: «Если уж двигаетесь в условиях плотного потока, то делайте это чрезвычайно аккуратно, на маленькой скорости, особенно в местах, где возможны маневры других водителей».

Другой вопрос касается тех, кто пропускал Ford. Есть мнение, что так делать не надо, мол, провоцируешь аварийную ситуацию. Насколько оно ошибочное?

— Конечно, ошибочное! — иного от Юрия Краснова мы и не ожидали услышать. — Помогать другим нужно всегда, тем более в заторе — вы же дальше все равно не уедете. Сами ж попадали в такую ситуацию: надо перестроиться, а кто-то делает вид, что вас не замечает. Ты ему и сигналишь, и машешь... А в ответ могут неприличный жест еще показать.

Обращаем внимание, что аварии предшествовало одновременное стечение нескольких обстоятельств: образовавшийся затор, маневры перестроения и разворота, ограниченный обзор и др.

— Несколько лет назад на Логойском тракте провели оптимизацию движения. Светофоры скоординированы, выделены левые повороты и развороты, — делится своими наблюдениями эксперт. — Но именно на участке от ул. Калиновского до ул. Седых по непонятной причине скапливаются автомобили. И в этих условиях некоторые водители начинают использовать свободную полосу спекулятивно.

Теперь обратимся к позиции водителя Ford. «Его ошибка была в том, что он не остановился перед выездом в первую полосу. Это объяснимо: он торопился, чтобы не задерживать водителей, которые его пропускали, так сказать, в благодарность. Но ведь они вам и так уступили, а значит, дополнительные секунда-две ни на что не повлияют. Нужно было высунуть нос и ждать, взаимодействовать с другими водителями, отслеживать ситуацию через стекла их автомобилей. Словом, речь об одиннадцатом законе безопасного вождения: не высовывайтесь туда, где вас могут ударить, а вы ничего не видите».

Пока мы находились на месте происшествия, обратили внимание, что в данном месте разворачиваются довольно часто. В основном так поступают те водители, которые едут по Логойскому тракту (со стороны МКАД), а им нужно попасть на ул. Седых. Левый поворот там не разрешен. Чтобы компенсировать этот запрет, был выделен карман для разворота.

— На самом деле многие действуют опасно, — комментирует маневр водителя Kia наш эксперт. — Из-за встречного микроавтобуса мог кто-то на скорости выскочить. Когда обзор закрыт, помните, в частности, про мотоциклистов — быстрых и не таких заметных.

Логойский тракт одним из первых в Минске стал напоминать европейскую магистраль с точки зрения организации дорожного движения. Тут нет очевидных действий, которые могли бы предотвратить подобные дорожные происшествия. Разве что изменение человеческого фактора?

— Вот я ищу место для разворота, — моделирует ситуацию с позиции водителя Ford Юрий Краснов. — На встречке никого нет, и я сходу выполняю маневр. Но если бы меня пропускали в условиях затора, я бы действовал иначе: нужно проезжать место, где тебя могут ударить, с остановкой, убедившись в отсутствии препятствия.

В этот момент водитель двигавшегося сзади Volkswagen Passat, так же намеревавшийся развернуться, стал выполнять маневр раньше нас. И как раз это было опасно — ведь обзор закрыт! Именно о таких ситуациях говорит эксперт. Не торопитесь, и все будет хорошо.

— Знают на Западе и на Востоке, как нужно двигаться в плотном потоке, — выпуск по традиции Юрий Краснов завершает песней собственного сочинения. — Опережение быстрое очень весьма опасно и днем, и ночью. Если не думая так разгоняться, можно нарваться, можно нарваться... И без машины можно остаться!

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by