«Вся страна купила права?» Что общего между дорогами Италии и РБ

 
07 августа 2016 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Никола занимается бизнесом, живет на севере Италии, владеет домом в Австрии и недавно купил очередной автомобиль — Audi Q5. Типичный итальянец никогда не будет тратить деньги на большую «прожорливую» машину, на которой тяжело передвигаться по узким улочкам Тренто и Вероны, но Никола может себе позволить. На автомобиль он повесил австрийские номера, чтобы без опаски «топить» по итальянским автострадам, не оглядываясь на систему замера средней скорости, — и жмет по серпантину далеко впереди нас, показывая путь. Едем в сторону озера Гарда и пытаемся понять, что прекрасного и ужасного в итальянских дорогах. Кто-то сочиняет в их честь сонеты, а кто-то злится: чертовы южане — вся страна купила права!

Дороги как дороги — в Италии, как и в большинстве других стран Европы, почему-то умеют ровно класть асфальт, строить могучие тоннели и развязки сложнее «лепестка». Поколесив по северу страны, мы выделили несколько особенностей, которыми магистрали Апеннинского полуострова выделяются.

Цены

На всех автофорумах настоятельно рекомендуют: заливайте полный бак перед въездом в Италию, ибо бензин здесь не просто дорогой, а золотой. Пару лет назад при высоких ценах на нефть за литр 95-го просили больше двух евро. Водители злились и обсуждали в кафешках за аперитивом высокие цены, чертово правительство и проклятых мафиози, а владельцы АЗС устраивали забастовки. Больше евро с литра уходило в казну, они же зарабатывали совсем немного.

Протесты в Италии — вещь будничная и традиционная, вроде сиесты, а сбить цены помогла подешевевшая нефть. На автострадах летом 2016-го можно было найти литр АИ-95 за 1,6 евро. Но заправляться на магистралях итальянцы не советуют — лучше делать это в городе, в глубинке, в стороне от хайвея. Отыскать топливо за 1,45 евро вполне реально.

Разница в ценах ощутима

В Италии дорого не только заправляться, но и ездить. Система магистралей — платная. Сумма зависит от дороги, километража, типа транспортного средства. К примеру, за 355 километров автострады от Римини до Пальмановы мы заплатили 25 евро. Не очень гуманно, мягко говоря.

Процесс оплаты прост. Выезжаешь на магистраль — берешь специальный билет. Съезжаешь — возвращаешь его в автомат и платишь.

КПП по-итальянски. Главное, не становиться в полосу с надписью Telepass
Кажется, что аппараты во многих пунктах оплаты помнят Тото Кутуньо молодым...

Белорусскую карточку система принимала без проблем, но, может, это нам повезло. Периодически на выездах образуются пробки. То турист растеряется, начнет гадать, куда засовывать купюры, то с карточкой у кого-то возникнет беда. Эти заторы страшно бесят самих итальянцев. Они ребята не очень терпеливые, ждать не любят. Многие ставят систему telepass и проезжают под «воротами» без остановки.

Нервные автобаны

Как и в любой приличной стране, в Италии есть альтернатива платным участкам. Но времени на объезд потратишь уйму, поэтому никто не экономит — все жмут на автостраду. После немецких, австрийских автобанов с их ритмичностью, логичностью, 100-процентной предсказуемостью и четким правилом левого ряда итальянская дорога кажется нервной и дерганой.

Характер автострады — как у подростка. Семь пятниц на неделе!

Характер автострады — как у подростка. Семь пятниц на неделе! Трафик то замедляется (кажется, без веской причины), то снова берет прежнюю скорость около 140 км/ч по левому ряду. И вроде бы никаких аварий и ремонтных работ на участке не было. Загадка! Знакомые итальянцы четкого объяснения нам не дали: мол, вдруг это вам просто не подфартило? Указали лишь на то, что стройности движение лишают пенсионеры и туристы, которые частенько принимают необдуманные решения.

Еще одно наблюдение. Кажется, что в дневное время на основные магистрали Италии вываливает вся страна. На автостраде Милан — Венеция в будний день две полосы занимают грузовики. Они везут в венецианский порт и обратно тонны груза, перестраиваются, мельтешат — по сути, для быстрого движения легковушек оставляют лишь одну полосу. Это броуновское движение фур давит на нервы. Проехать по автостраде ровно, без сотни перестроений, не получится. Сзади периодически пристраиваются вплотную местные лихачи и начинают нервировать, включив левый поворотник (аналог нашего дальнего света). Дистанцию при этом не держат и ведут себя агрессивно.

О заторах предупреждает система информирования. Система не врет — цифры точные.

Загруженной оказалась и трасса от Венеции до Римини — «адриатическая» автострада. Здесь особо не полетаешь — факт.

Навигация

Особенность Италии — странная любовь к непонятным, сливающимся указателям. Практически невозможно разглядеть на скорости, куда ведут эти стрелки, но традицию соблюдают во всех уголках страны.

Огромные круги на выездах с автострад поначалу кажутся весьма неудобными для проезда — но, вероятно, все же решают проблему с заторами.

Круг — любимая фигура европейских дорожников

В целом система навигации интуитивно понятна. То, что впереди платная автострада, как на нее выехать, легко понять по цвету знака — он будет зеленым.

Съезды с трасс делают максимально безопасными. «Выгонять» на соседнюю полосу начинают задолго до пересечения
Так обозначают дорожные работы и прочие опасности в нормальной стране

Красота

Автострады редко бывают живописными. То ли дело горный серпантин в Доломитовых Альпах. Одна из самых красивых итальянских дорог — так называемая «галерея», вьющаяся вдоль западного берега озера Гарда. Дорога медленная, проходит через небольшие городишки, через систему тоннелей, вырубленных в скалах.

На этой дороге снимали красочную сцену погони в «Кванте милосердия»

Тоннели разной длины, с развязками и перекрестками, глухие и галерейного типа — здесь стоит проехаться хотя бы раз! На Гарде мы поняли, кого из водителей итальянцы именуют словечком stronzo.

Хамы

Stronzo в переводе на русский — «м…к» (хотя на самом деле звучит жестче). Чуть-чуть заплутав, сбавив скорость на серпантине, слышу сзади писк клаксона. А потом левые, правые отблески поворотника… Этим ребятам безразлично, что едет иностранец — пропусти, сверни на обочину и там уже разбирайся с маршрутом. Настоящий stronzo — ни дать, ни взять.

Итальянские водители привыкли ездить быстро — мальчишки учатся у отцов. Они напрочь игнорируют временные ограничительные знаки и не готовы плестись 40 на съездах с автострад — нервничают, опережают, моргают. Но Никола, наш сопровождающий, заверяет, что такая быстрота совсем не говорит о тотальном хамстве. В местных ПДД есть статья за агрессивное вождение с внушительным штрафом. В автошколах усиленно давят на вежливость, взаимовыручку, уважение. Но в семье не без урода — темперамент и дурное воспитание иногда дают о себе знать. К этому надо быть готовым. И если увидишь в зеркало заднего вида stronzo, то лучше на всякий случай уступить.

Итальянские мотоциклисты ведут себя как и все прочие мотоциклисты мира: лавируют в пробках между машинами, проезжая в миллиметре от зеркал, и тоже могут поморгать левым поворотником, если зазеваешься

Средняя скорость

Если едешь по автостраде, держать на спидометре разрешено 130 км/ч, но замедляет поток не лимит, а система контроля за средней скоростью. На разных участках дороги датчики замеряют скорость автомобиля, компьютер сопоставляет ее с пройденным расстоянием, и если имеется нарушение, это фиксируется. По почте вылетает «письмо счастья».

Принцип действия системы Tutor:

Итальянцы в принципе не против такой схемы контроля — говорят, это честнее, чем радар (Autovelox), который неприметно стреляет из-за угла (местные прекрасно знают, где стоят автовелоксы, и откровенно тормозят перед ними, после стремительно ускоряясь). Да и ехать Tutor позволяет быстрее. Можно ускориться, если надо, потом снизить скорость, если поток затормозил.

Типичная итальянская езда: все тянутся 50...
...проезжают камеру и резко ускоряются. Знакомый стиль!

Существует несколько приложений для телефонов, которые позволяют водителю ориентироваться в своей средней скорости и, как результат, не нарушать. Наш итальянский знакомый Никола на зарегистрированном в Австрии автомобиле и вовсе чувствует себя спокойно. При минимальном превышении (на 10 км/ч) штраф ему точно не пришлют, при большем — возможно, но не факт. Полноценного обмена информацией о нарушениях между всеми странами ЕС пока нет, имеются лишь отдельные договоренности. Что говорить о странах, которые в ЕС не входят… В теории — и об этом пишут на итальянских сайтах — наказать могут и иностранцев. На практике, говорят итальянские белорусы, это маловероятно. Никола нас заверил: «На иностранцев пока закрывают глаза».

Штрафы

После получения прав водителю дается около 20 пунктов в «копилку», которые при нарушениях разного плана у него изымают. Штрафы за среднюю скорость: до 10 км/ч — от 41 до 68 евро (при этом погрешность в пользу нарушившего составляет 5%, то есть можно смело ехать не 130, а 136 км/ч), от 10 до 40 км/ч — от 168 до 674 евро. Максимальный штраф для лихача, превысившего лимит на 60 км/ч и более, — около 3300 евро! При этом вас лишат десяти пунктов и заберут права на полгода.

Тренто. Перекрестки традиционно для Европы утыканы заградительными конструкциями разного типа, чтобы автомобилисты не парковались в запрещенных местах

Если ваши пункты закончились, а вас поймают на трассе, штраф составит около двух тысяч евро. Часть пунктов можно вернуть, пройдя специальные платные курсы.

— Однажды совершила обгон в неположенном месте — через двойную сплошную, — рассказывает белоруска, которая живет в Тренто. — Итог такой: минус 10 пунктов, лишение на месяц и 300 евро штрафа. Входить в положение и слушать объяснения полиция не будет.

На узких улочках найти место для парковки непросто

Итальянцы мастаки выпить, допустимая норма алкоголя в крови — 0,5 промилле. При превышении, в зависимости от показателя, положены высокие штрафы и лишение прав. Если уровень алкоголя в крови выше 1,5 промилле, то могут наказать на шесть тысяч евро, приостановить действие лицензии на два года, посадить в тюрьму на год и изъять автомобиль. Норма для неопытных водителей с малым стажем — 0.

Интересный момент. В стране жестко регламентирована организация драг-рейсинга. Штрафы драконовские: организатору нелегальных гонок могут выписать от 25 до 100 тысяч (!) евро и заключить в кутузку на срок до трех лет. Заключение грозит и тем, кто делает ставки на исход нелегальных заездов.

Культ машин

На автострадах мы повстречали совсем немного по-настоящему дорогих машин. За 5 дней не видели ни одной Ferrari или Lamborghini, минимум кроссоверов, единицы «корейцев» и «японцев». Поэтому сделали вывод: итальянцы относятся к автомобилям вполне утилитарно. Местные жители подтвердили: культа машин в стране нет. Предпочитают надежные немецкие автомобили. Берут и французские, итальянские, но не из-за какого-то там патриотизма, а по банальной причине — дилеры часто устраивают на них выгодные акции.

— Дорогие внедорожники покупают или крупные менеджеры, или владельцы бизнеса, при этом, как правило, «вешают» их на фирму, чтобы упростить вопрос с налогами, — говорит Никола.

Многочисленные олдтаймеры добавляют итальянским дорогам эстетики
Как и в других странах Европы, в Италии объявлена велосипедизация. Количество велосипедов на душу населения зависит от местности. В холмистом Тренто их не так много — тяжеловато подниматься в гору без мотора. В Римини, наоборот, велосипеды среди туристов популярны очень сильно. Предусмотрена вся необходимая инфраструктура: доступный прокат, грамотная разметка, велодорожки с «проколами» под трассами и т. п.
Велопаркинг рядом с вокзалом в Тренто

Белорус в Тренто: в Италии езжу на скутере, а в Минске бы точно не рискнул

— У меня были белорусские права, но здесь пришлось получать итальянские. Если делаешь «резиденцию» — то это обязательно, — говорит белорусский программист Николай (его историю эмиграции мы расскажем вскоре в отдельной статье). — Точно не помню, но вроде бы за весь процесс с учетом теории и практики заплатил 700 евро. Практику сдал со второго раза. Ничего сложного! Не знаю, что увидели вы, но мне очень комфортно на итальянских дорогах. Купил здесь машину, но езжу на ней только на большие расстояния — в аэропорт, на озеро. А так предпочитаю передвигаться на скутере. Тренто — маленький городок, есть проблема с парковками, поэтому здесь проще без автомобиля, на велосипеде или байке. У меня было несколько скутеров, дешевые, по 300 евро, и подороже. Вот сейчас — 120-кубовый за 700 евро. В принципе, недорого. Водители относятся к скутеристам уважительно, без агрессии. В Минске я точно бы не рискнул, а в Италии — вполне удобно и безопасно.

В Италии пока не ощущается явственно «зеленый» тренд последних лет — здесь все еще любят классические автомобили. Впрочем, есть один город, в котором машин практически нет. Уникальная система водного движения, «гаишники» на катерах и другие аспекты антиавтомобильного мира Венеции — в одной из следующих статей нашей воскресной рубрики.

Поездка состоялась благодаря поддержке туристической компании «Аэротрэвел». Следите за новыми выпусками!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by