Многие хотели бы вести здоровый образ жизни. По крайней мере, многие говорят, что хотели бы. Есть, конечно, трудности: на тренажерный зал нужно время, бег утомляет. Велопрогулки — неплохое увлечение выходного дня в теплую половину года. А можно ли использовать велосипед каждый день: для занятий физкультурой, как основной или дополнительный транспорт, а может быть, просто как приятное хобби? И чтобы он при этом не был обузой. Onliner попытался найти такую модель — велосипед для занятого человека.
Когда-то в докризисные времена в Минске не было столько велосипедистов. Они никому не мешали на тротуаре, не появлялись на дороге. На великах гоняли в основном дети во дворах и пенсионеры в деревнях. В ту пору особой популярностью пользовались «раскладушки»: их было удобно хранить на балконе, даже ребенок мог поднять такой велосипед на лифте, предварительно сложив пополам. Простейшая модель с одной скоростью и цепью, которую не смазывали вообще никогда, а она крутилась.
Во многих странах идея складывать велосипед для его компактности получила развитие. Производители пошли разными путями, пытаясь добиться того, чтобы это транспортное средство едва ли не умещалось в чемоданчик. Сейчас, накануне объявления больших распродаж в веломагазинах, мы протестировали две модели складных велосипедов, которые несложно найти на нашем рынке.
Идея отказаться от традиционной формы велосипеда и создать инновационный трансформер родилась в Англии еще в 80-х. В те годы человек по имени Марк Сандерс столкнулся в Лондоне с теми же самыми проблемами, с которыми столкнулись минчане спустя 30 лет: отсутствие мест для парковки в мегаполисе и сидячий образ жизни офисных работников. Он создал велосипед для того, чтобы использовать его ежедневно, то есть ездить из дома на работу и обратно, при этом часть пути преодолевая в общественном транспорте.
В Минске Strida появилась только недавно, и встретить такой велик на улице практически невозможно. Это значит, что на обладателя данной модели пялятся абсолютно все прохожие, а коллеги-велосипедисты украдкой рассматривают это чудо техники на светофоре. Велосипед привлекательный — и это плюс.
Целую неделю мы честно использовали транспортное средство так, как и предполагал его создатель-англичанин: ездили из Уручья на работу, на проспект Дзержинского. Иногда весь маршрут целиком, иногда совмещая его с поездками в метро. Проблем не возникло никаких. Сотрудники службы безопасности метрополитена на диковинку смотрели с интересом, но пропускали через турникеты без лишних вопросов.
Strida представляет собой алюминиевый треугольник. На нижних углах расположены колеса, на верхнем — руль. На длинной стороне находится седло, которое регулируется по выносу и высоте.
При необходимости у велосипеда складываются педали, руль, стороны треугольной рамы разъединяются. В результате образуется компактная, но несколько вытянутая конструкция.
Ее можно нести в руках, но можно и катить рядом с собой, что весьма кстати, ведь вес велосипеда составляет порядка 10 кг.
Правильно разложить и сложить Strida несложно, хотя это и требует определенной сноровки. Люди бывалые нас уверили, что все можно сделать секунд за 5—10.
В сложенном виде велосипед помещается даже в совсем небольшой багажник компактного автомобиля.
То есть можно доехать на машине до подходящей парковки, затем взять велосипед и преодолеть оставшуюся часть пути, например через центр города, на нем. После этого Strida можно сложить и забрать в офис, спрятав хоть в шкаф, хоть под стол.
Одно из ноу-хау данной модели — это кевларовый ремень, который используется вместо цепи. У него есть свои плюсы: например, он не «зажует» штанину и не испачкает при езде или транспортировке велика. Кроме того, ремень не нуждается в особом уходе, его можно мыть водой, и прослужит он, по заверениям владельца транспортного средства, многие тысячи километров (уж точно не меньше, чем велосипедная цепь).
Использование ремня позволило также установить на велосипед пластмассовые звезды. Это положительно сказалось на общем весе модели. В то же время важно не уронить конструкцию при трансформации. Ударившись об асфальт, ведущая звезда может сломаться, такие случаи описаны в интернете.
Передаточного соотношения достаточно, чтобы владелец развил оптимальную для города скорость в 20—25 км/ч, не испытывая при этом большого напряжения.
Нам досталась модель Strida со всего одной скоростью, хотя на рынке есть различные варианты. Впрочем, особых проблем у нас не возникло. Подъем от цирка до Октябрьской площади — вот, пожалуй, главное испытание, с которым может столкнуться велосипедист. С этим Strida справится.
На данном велосипеде используются дисковые тормоза. В разных моделях установлены различные колеса, все они камерные. Для того чтобы накачать такое колесо, вполне подойдет автомобильный насос.
Strida позиционируют как велосипед для людей практически любого роста: от 155 до 190 см. На практике выяснилось, что наиболее комфортно себя будут чувствовать те, чей рост составляет 170—180 см. Слишком высоким придется максимально поднимать седло. Колени будут почти касаться руля при педалировании, а из-за высокой посадки и близкого расположения руля могут возникнуть неприятные ощущения. Людям маленького роста, напротив, придется максимально опускать седло. В этом случае педалировать придется не вниз, а вперед, будто на катамаране. При длительной поездке это может вызвать утомление.
Средняя цена самой простой модели Strida составляет порядка $500 в эквиваленте.
Вердикт блондинки: «Велосипед клевый, потому что он яркий и необычный. На него все смотрят, и мне это очень нравится»
Название всех вводит в заблуждение. Shulz — это велосипеды не немецкие и не австрийские. Компания по их производству была основана в Санкт-Петербурге.
Shulz представляет из себя модернизированную идею той самой «раскладушки» из юности. Рама складывается пополам — это мы видели. Ко всему прочему складываются руль и педали, а также опускается седло, так что в итоге велосипед становится достаточно компактным, чтобы его можно было унести в руках, положить в багажник или, на худой конец, на заднее сиденье автомобиля либо оставить в дальнем уголке офиса или квартиры.
В комплекте с моделью поставляется специальный чехол для переноски. Он существенно упрощает задачу по транспортировке велосипеда, например, в метро. Работники метрополитена даже похвалили такой подход.
— Вот так и следует перевозить велосипеды: и сложен, и не помешает никому, — отметили они, пропуская нас на станцию.
Колеса у этого велосипеда спицевые (в случае чего их можно править), с камерами, которые нужно накачивать. Тормоза ободные (v-brake), такие используются на большинстве бюджетных моделей. Они неприхотливы в обслуживании и настройке, хотя менее эффективны, чем дисковые. Впрочем, ничего запредельного от них и не требуется.
Нам досталась модель велосипеда с планетарной втулкой и тремя передачами. Условно их можно назвать так: «в гору», «по прямой» и «с горы». Они предоставляют определенную вариативность, но не следует ожидать слишком многого.
Есть велосипеды и с бóльшим количеством передач, а также с дисковыми тормозами. Но стоить они будут дороже. Наша же модель Shulz в базовой комплектации обойдется приблизительно в $270 в эквиваленте.
Велосипед неплохо чувствует себя даже на не очень ровной поверхности, колеса большего диаметра позволяют уверенно «проглатывать» бордюры. Посадка здесь ровнее и привычнее, руль расположен высоко, что дает возможность выпрямить спину. Однако в нашей модели он практически не регулируется по высоте. Это значит, что людям небольшого роста нужно проверить, не будут ли они испытывать дискомфорт.
Качество сборки, металл, проработка сварных швов — все это не вызывает никаких вопросов. Велосипед готов к долгой эксплуатации в городских условиях и потребует к себе столько же внимания, как и любой другой: смазать цепь, подкачать колеса, вовремя заменить тормозные колодки.
Ахиллесова пята этой модели — вес. Он составляет около 13 кг, что сопоставимо с бюджетными «горными» велосипедами. Девушка, к примеру, с трудом сможет затащить такой велик в автобус или уложить в багажник. Спуск в метро станет проблемой, а о том, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние с таким грузом на плече, не может быть и речи.
Вердикт блондинки: «Этот велосипед удобный и практичный, он быстро и мягко едет. Вот только для девушки тяжеловат...»
Удивительно, но передвигаясь на велосипеде даже человек без особой физической подготовки вряд ли проиграет по времени общественному транспорту. С учетом того, что до остановки еще нужно дойти, а автобус или поезд метро дождаться, передвижение на велике выглядит очень заманчиво по части экономии времени. Из военного городка Уручье до проспекта Дзержинского, к примеру, мы в обычном темпе добирались где-то за час. Дорога на общественном транспорте занимает в среднем минут 55. Очевидно, что разница в 5 минут не играет большой роли.
Но главное достоинство такого способа передвижения — это возможность в любую минуту воспользоваться другим транспортом. Пошел ли дождь, накатила ли усталость, лень — ничто не помешает сложить велосипед и спуститься в метро. Кроме того, его можно брать с собой при поездке за границу (в автомобиль или поезд), чтобы совершать велосипедные прогулки по незнакомым городам.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by