«Приоритет безопасности отодвинут на задворки сознания». Можно ли что-то сделать с мотоавариями?

634
26 августа 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов

«Приоритет безопасности отодвинут на задворки сознания». Можно ли что-то сделать с мотоавариями?

Перемещение на мотоцикле в 70 раз опаснее, чем на автомобиле, подсчитали в Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС). По словам специалистов, поездки на байках носят не бытовой, а развлекательный характер, что предопределяет сложную аварийную ситуацию: с начала года в Минске в мотоавариях погибли три человека (из 20 жертв ДТП в городе). С учетом того, что мотосезон имеет временные рамки, а байки в общем потоке занимают доли процента, это очень много. Тем не менее эксперты говорят: серьезно повлиять на обстановку очень трудно. Почему?

— Знаете, как лучше изобразить звук двигателя мотоцикла? Это бесконечное «я-я-я». В рыке мотора заключена сама суть мотодвижения, — считает председатель БАЭС Юрий Важник. — Это экзальтированное представление себя миру хорошо иллюстрирует понимание байкерами сути мотодвижения. Я крутой, я все умею. В силу этого приоритет безопасности отодвинут на задворки сознания. Зачем нестись по проспекту Победителей со всей дури? Это все «я». Внутренняя логика процесса не позволяет действовать иначе. Самое прискорбное, что ничего с этим поделать нельзя, о чем говорит западный опыт. Там аварийность примерно на таком же уровне (каждый десятый погибший — мотоциклист или его пассажир). Задача-максимум, которую могут ставить перед собой специалисты по безопасности дорожного движения, — оградить от опасности других участников процесса.

Несмотря на ярое культивирование собственного «я», мотоциклисты выглядят на дороге довольно скромно. В том смысле, что плохо заметны на проезжей части. Обычный водитель готов увидеть больший объект, но никак не быстродвижущийся и двухколесный, отмечают эксперты.

Схожую мысль высказывают сами мотоциклисты, которые в последнее время тоже озаботились собственной безопасностью. Их позиция довольно интересная: байкеры часто обвиняют автомобилистов, которые якобы «не хотят их видеть». Но так ли это на самом деле?

— Желание ни при чем. Никто не хочет совершать ДТП. Дело в особенностях визуального восприятия, — полагает председатель БАЭС. — Глаз работает образами. Он нацелен на распознавание автомобиля, но когда речь о меньшем и стремительно движущемся объекте, происходит притормаживание. Мотоцикл имеет другой абрис, иную ширину, к тому же его водитель обычно едет в темной одежде и сливается с асфальтом.

«Мой сын тоже купил мотоцикл. Эндуро нужен для передвижения по пересеченной местности, для фотосъемок. Первое, о чем я попросил: включай свет фар, надень яркую одежду, повесь погремушки, делай, что хочешь, но пусть тебя увидят!»

На этот аргумент у байкеров есть другое замечание. Говорят, что в Италии или Испании, где много скутеристов, таких проблем нет, — там автомобилисты всегда готовы увидеть мотоцикл или мопед. Так неужели дело только в привычке?

— Да, на юге Европы «моторино» постоянно мозолят глаза, — признает Юрий Важник. — Но в составе минского транспортного потока мопеды и мотоциклы занимают доли процента. Ведь 99% транспортных средств — автомобили. И лишь 1% представляет собой что-то другое. Так что появление байка — довольно редкое событие, к которому не всегда готовы.

В подтверждение — статистика аварийности. В этом году в половине ДТП с участием мотоциклистов в Минске второй участник происшествия попросту не видел байк. Вообще же тяжесть подобных аварий очень высокая. Обращает на себя внимание то, что доминируют попутные столкновения и столкновения сбоку (в основном в результате конфликта левого поворота). Чаще всего в происшествия на минских улицах попадают спортбайки: в «лидерах» — марки Suzuki, Yamaha и Honda. Имеет ли значение сезонность? Безусловно. На соответствующем графике хорошо видны начало, пик и момент затухания процесса.

Кстати говоря, не все заметили, что с улиц городов за последние несколько лет исчезли скутеры. По мнению экспертов, ключевую роль сыграло ужесточение законодательства: теперь для управления мопедом нужны права, страховка и еще транспортное средство придется регистрировать. Да ну его! Таким образом, покупка скутера потеряла смысл. Проще приобрести мотоцикл или вовсе автомобиль…

Еще один аспект — повышенный ресурс мотоциклов. Это легкое транспортное средство, которое моментально набирает скорость на широких проспектах, где столько простора для маневров. А среди молодых и начинающих мотоциклистов превалирует точка зрения, что «надо брать байк от „литра“».

— Эти три фактора предопределяют непростую аварийную ситуацию с байкерами, — говорит Юрий Важник. — Если пытаться повлиять исходя из этих данных, то придем к выводу, что это практически невозможно.

По словам экспертов, один из наиболее эффективных способов — провести большую информационную кампанию, которая развенчает образ мотоциклиста как покорителя дорог. Чтобы в сознании молодых людей и их окружения сложилось устойчивое мнение: это не круто, так делают только безрассудные.

Однако история безопасного движения в Беларуси не знает примера таких кампаний. Это очень тонкий механизм, настроить который под силу только команде высокопрофессиональных психологов и рекламистов.

Второй способ — сделать мотоциклистов заметнее. Но это зависит от самих байкеров, что является слабым местом: обязать всех ездить в жилетах лимонного цвета невозможно, так как немодно и пр.

— Мотоциклист должен четко осознать, что неосязаем, незаметен для других, а это противоречит идее мотодвижения, и потому инструмент не будет работать, — считает председатель БАЭС. — Третий фактор также связан с экзальтированным представлением байкеров. Тут как в известном анекдоте: смотри пункт первый.

Действительно, прагматично, как в случае с автомобилями, действовать не получится. Мотопоездки — это, как правило, не рядовые перемещения по маршруту «работа — дом», а «покатушки» по проспектам с остановками «На Короне», попить кофе на United Company и съесть по шаурме возле «Миража».

— Поездка на мотоцикле напоминает аттракцион, а что это за аттракцион, который не щекочет нервы? — рассуждают эксперты. — Это музыка, гирлянда светодиодов, рев двигателя, шлемы с ирокезами… Продавцы мотоциклов и околомотоциклетной атрибутики — прекрасные психологи. Они знают, как правильно подзуживать на крутизне.

В свое время громко обсуждалась возможность ввести систему выдачи водительских удостоверений в зависимости от стажа управления мотоциклом и объема его двигателя. Однако специалисты БАЭС считают, что это никак не повлияет на обстановку. Неспроста же некоторые байкеры ездят без прав, с загнутыми номерными знаками, а водительские талоны исписаны статьями из КоАП.

— Справедливости ради надо сказать, что западные системы тоже не знают, как изменить ситуацию с мотоаварийностью. Там регистрируется такое же соотношение числа ДТП с мотоциклами. Например, в Вене те же 15%, — отмечает Юрий Важник.

Впрочем, в некоторых странах Западной Европы попытались решить проблему. Обыватель не может не отметить, что, скажем, в Германии мотоциклисты ездят по улицам довольно спокойно. С помощью налогов мотоклуб там сделали дорогим развлечением, а само транспортное средство — не для всех. Ситуация как с гольфом: клюшка и мячик сами по себе стоят недорого, но чтобы попасть на поле с лунками, нужно получить допуск. Таким образом за границей искусственно ограничили молодых да горячих байкеров. У кого есть деньги, тот уже перерос юношеские амбиции и наслаждается жизнью.

В Беларуси мотоцикл можно купить гораздо дешевле, чем автомобиль. То есть потенциально опасное транспортное средство более доступно. В итоге это стало уделом молодых, которые склонны к рискованным поступкам.

— Ну вот что сделать с человеком, который сам признает, что не хочет аккуратно? — задается вопросом председатель БАЭС. — Всеми своими действиями он говорит: я хочу рисковать, не мешайте мне. Эта ментальность не кооперируется с системой безопасности. Он убегает — его догоняют. Бесконечный процесс… Можно только попросить: будьте видимыми, помните про своих мамок…


В каком-то смысле часть мотоциклистов находится в оппозиции к городу. Они прекрасно осведомлены, что раздражают многих вокруг. Есть даже данные, что громкий рев мотора будит несколько человек в квартале. Молодые люди на это важно замечают, мол, здесь город, свои правила. Байкеры ведь не собираются на тихом автодроме или на окраине, где никому не будут мешать. Напротив, излюбленные места — людные, где всегда много публики. Им нужна реакция, иначе зачем все это? Однако самое удивительное, что часть минчан действительно считает: мотоциклы — это круто. А какое ваше мнение?

Беговелы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

А вы считаете, что поездки на мотоцикле — это круто?
Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
Автор: Андрей Журов
ОБСУЖДЕНИЕ