Норвежский мигрант: долго смеялся, когда узнал, что в Минске водителей BMW называют так же, как и в Осло, — Diagnosis

29 августа 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Анна Иванова

Норвежский мигрант: долго смеялся, когда узнал, что в Минске водителей BMW называют так же, как и в Осло, — Diagnosis

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Анна Иванова

Виктор всегда мечтал попасть в Норвегию — еще с тех пор, когда в школе носил длинные волосы и слушал брутальную музыку. Но воспетый в блэк-метале Norwegian Forest не стал главной причиной миграции на тот момент юноши из белорусской столицы. Подтолкнул к переезду зов сердца, а если конкретно — девушка-студентка, приехавшая из Норвегии по обмену. Виктор успел получить водительское удостоверение в РБ, но в Скандинавии оно не действует, так что ему пришлось переучиваться. За время жизни в норвежском городе Берген молодой человек так привык к европейским дорогам и повадкам водителей, что говорит о минских автомобильных реалиях как о чем-то заграничном. Разговор начался с самых раздражающих его фактах: неумных светофорах, высовывании на полкорпуса при выезде со второстепенной дороги и тех самых Diagnosis.

«Войн на дорогах Норвегии нет, — уверенно заявляет наш собеседник. — Но я стал замечать, как культура вождения в Беларуси начала меняться в лучшую сторону. Меня довольно долго не было в стране, и вот я решился приехать в Минск посмотреть на автобои. В Скандинавии такое шоу — редкость, там старые тачки берегут, особенно если это „американец“. Причем любовь к древним образцам автопрома из США можно разделить на два типа. Одни восстанавливают машину до стокового состояния, чтобы она выглядела как новая. Сдувают с нее пылинки и ездят только по праздникам. Других ребят можно отнести к приверженцам стиля rat, но с некоторыми особенностями. Они не просто создают потертую и „уставшую“ машину, они еще на ней ездят, прыгают на капоте и крыше. Одним словом, на публике доламывают, а потом в гаражах исправляют».

«Для любителей повыпендриваться, покичиться своими новыми автомобилями в Норвегии есть свое определение — „ронерь“, — с улыбкой вспоминает молодой человек. — Происхождение этого слова я так и не понял, скорее всего нарицательное. А вот клеймо наподобие „спешун“, „непущун“, „учитель“ я впервые услышал на старой родине. В Бергене таких понятий нет, так как не существует подобного рода водителей. Я долго смеялся, когда узнал, что определение Diagnosis („диагноз“) используют как в Осло, так и в Минске для одной и той же категории людей — водителей BMW. Справедливости ради замечу, что в Норвегии так называют еще и владельцев Audi».

«В моем городе, когда садишься за руль, сразу чувствуешь себя в безопасности, — говорит Виктор. — Есть такое внутреннее ощущение: со мной сегодня ничего страшного не приключится. К сожалению, в Минске я такого не испытываю. Скорее наоборот — на дорогу как в бой. На главной дороге или в своей полосе мне недостаточно просто знать, что я прав, нужно еще доказать свою правоту. Больше всего на улицах белорусской столицы меня стали раздражать две вещи. Во-первых, ситуация, когда водитель хочет добиться, чтобы его пропустили при выезде со второстепенной дороги, и „высовывает нос“ на половину полосы. Я понимаю, что здесь нет такой привычки пропускать, как в моем новом родном городе, и в ожидании можно простоять долго, а автомобилисты позади начнут сигналами накалять обстановку. Но, на мой взгляд, уж лучше подождать, нежели подвергать себя и другого человека опасности. Safety first — девиз всей Европы и Норвегии в частности. Удобство, скорость — все на втором плане. Минск стремится к пониманию этой простой истины, но никак не перестроится. Вторая дорожная ситуация, которая бесит, — поворот налево или разворот в запрещенном месте. Это опасно и для тех, кто на встречке, и для тех, кто движется позади в крайней левой полосе. У меня, может, уже перепрограммировался мозг, но я себе не могу представить такой маневр, даже если заблужусь или буду спешить. В Норвегии, если пропустил поворот, — едешь до следующего и возвращаешься».

Из реалий Минска Виктор хотел бы перенести в Норвегию широкие проспекты. В Бергене дороги слишком узкие. Именно чтобы передать колорит местных улочек, мы и приехали для фотосессии в Троицкое предместье. Весь центр порта, в котором живет молодой человек, выглядит именно так. Естественно, для автомобилиста это выливается в неприятности. Власти города даже активно борются с магистральным трафиком через центр. Кроме платы за въезд в сам Берген, приходится рассчитываться и за движение в его «сердце». На периферии, говорит Виктор, дороги столь узкие, что две встречные машины не разъезжаются, приходится сдавать задним ходом. Это компенсируется высоким качеством дорог в любом конце страны, понятий гравийной или проселочной дороги не существует. «Еще не хватает нормальной погоды, — вздыхает парень. — У нас за все лето в общей сложности было не больше двух недель солнца. Остальное время — дождь. Пока я жил в Бергене, небесная канцелярия побила свой абсолютный рекорд: дождь не прекращался в течение 72 дней. Может, из-за скользкости там все ездят аккуратно… В любом случае в городской черте особо не разгонишься: 50 км/ч — максимально разрешенная скорость, в жилых зонах — 30 км/ч».

К малозначительным минусам Виктор относит отсутствие в Норвегии невербального общения между автомобилистами: «Там не понимают, что значит моргнуть дальним светом или поблагодарить „аварийкой“. Я однажды хотел „сказать“ спасибо пропустившему меня водителю, нажал на кнопку аварийной сигнализации. В ответ услышал короткий визг тормозов — человек действительно предположил, что у меня нештатная ситуация. Все те знаки, к которым мы привыкли, там считают использованием приборов не по назначению. Одно исключение: они всегда поднимают руку в приветственном жесте, отработанном до автоматизма, — даже без повода или когда другая машина уже проехала».

Еще, по мнению молодого человека, не хватает по-белорусски больших светофоров. На новой родине Виктора приборы ставят для каждой полосы, но маленькие. Иногда и вовсе экономят — организуют перекрестки с круговым движением. При этом, по словам парня, нашим светофорам не хватает норвежских технологий, в частности датчиков движения. С ними пробки минимизируются.

Виктор ездит по Бергену на мотоцикле Honda VTX 1300, хоть и привык к легковушке. Говорит, отношение к мотоциклистам (транспорт разрешен только для достигших 24 лет) там более уважительное, они просто не выделяются среди других участников движения, а потому их считают равными. Признается: пока что катается неофициально, без норвежских прав (белорусские, напомним, не действуют). «Однажды я остановился на темном участке загородной трассы, — приводит историю из жизни мигрант. — Вдруг из ниоткуда за спиной появился полицейский. К слову, там нет разделения на сотрудников, следящих за дорожной ситуацией и обеспечивающих общественный порядок. Представился, спрашивает: „Что вы здесь делаете?“ Друга жду, говорю, с документами все в порядке. Он даже проверять не стал, пошел дальше. В одном этом маленьком диалоге отражается вся суть взаимодействия с полицией: либо сотрудники слишком доверчивы, либо норвежцы слишком законопослушны. Истина где-то посередине, хотя полисмены здесь абсолютно неагрессивные».

У Виктора есть еще одна история об отношении к людям в форме: «Как-то с дочерью я гулял по парку, она заметила полицейскую машину и показала на нее пальцем: мол, смотри, папа, кто едет. Всех детей привлекают милиция, пожарные, скорая. Так водитель каким-то образом заприметил жест ребенка. Он остановился, вместе с напарником вышел, поприветствовал ее, дал парочку листовок, даже вывел служебную собаку чуть-чуть поиграть. Нерациональное использование служебного времени? Может быть. Но именно так они добиваются доверия — дочь была счастлива. Я периодически читаю новости и знаю, что о доверии к органам Беларуси заговорили на самом высоком уровне. На профильных сайтах тут же запестрели заголовки в стиле „помог жертве автоворов“, „поменял колесо“, „примите благодарность“ и так далее. Но это не работает, люди больше верят информации „снизу“».

Сейчас Виктор готовится к сдаче экзаменов на право управлять транспортом: «Правила тут интерпретированы для самых недалеких людей — чтобы ПДД были понятны каждому. Как книжки из моего детства, они полностью проиллюстрированы. На самом деле: в книге больше рисунков и фотографий, чем текста. Нет никаких „см. приложение 2“. Примечательно, что у нас в ПДД описывается только как нужно ездить правильно. В Норвегии еще иллюстрируются типичные ошибки новичков и способы, как их избежать. Например, доходчиво объясняется, почему ты можешь не увидеть мотоциклиста. Поступи наоборот — и ты будешь контролировать ситуацию. Думаю, белорусским водителям будет интересно узнать, что теорию там можно сдавать по сети, а при 90 вопросах можно допустить не больше 9% ошибок. В автошколе теорию не изучают, только практика вождения. Ну а сам экзамен проходит около двух часов с проездом по городу, площадке и — обязательно — по трассе. Планирую в начале сентября стать полноценным для Норвегии водителем».

Автомобильные диски в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by