Citroen XM: парадокс пантеры, индивидуальность летающей тарелки

27 072
24 сентября 2016 в 15:00
Источник: Вадим Притько. Фото: Вадим Притько

Citroen XM: парадокс пантеры, индивидуальность летающей тарелки

Источник: Вадим Притько. Фото: Вадим Притько

XM — для кого-то последний настоящий Citroen, для кого-то просто машина со странным внешним видом, но для меня это автомобиль-парадокс. Судите сами: когда в 1989 году ХМ увидел свет, какие только эпитеты не придумывали автожурналисты: и уникальный, и футуристичный, называли даже самым авангардным автомобилем столетия, а в 1990 году он получил звание «Автомобиль года». Несмотря на все заслуги и награды, продажи были не такими впечатляющими (ведь, как мы знаем, авангард — это вещь не для массового потребителя). Однако невысокие продажи не стали преградой для ХМ, и он продержался на конвейере долгие 11 лет. Именно такой машиной мне посчастливилось владеть.

Но отойдем от истории и взглянем на белорусскую действительность, где тоже хватает своих парадоксов. Младшая сестра ХМ — Xantia — была довольно популярной моделью на нашем рынке б/у автомобилей, очень много из них и сейчас бегают по улицам городов. В то же время встретить ХМ даже в Минске — большая редкость. И это несмотря на то, что ХМ выше классом — соответственно, больше по всем параметрам и, как уверяют многие мастера авторемонтного дела, надежнее и качественнее, да и разница в цене между двумя моделями не критична. Так в чем же причина такой непопулярности?

Первое, что заметно при взгляде на него, —  это, конечно, экстерьер, который, кстати, был разработан именитой студией Bertone. Кто-то плюется, увидев эту сплюснутую летающую тарелку, а кому-то, наоборот, нравятся его строгие линии и изломы, но, как мне кажется, равнодушным он оставляет мало кого. Внешний вид, действительно, на любителя (этим грешат все большие Citroen), но назвать его заурядным и скучным уж точно нельзя. Мне его внешность очень по душе, поэтому хочу представить вам мой Citroen ХМ 2.0 Turbo 1999 года. За свой цвет и силуэт машина получила прозвище Пантерка.

Автомобиль действительно большой. Задние пассажиры даже высокого роста и плотного телосложения никогда не узнают, что такое теснота и неудобство, все-таки автомобиль на тот момент выступал в бизнес-сегменте. Салон довольно приятный и на глаз, и на ощупь.

Нужен большой багажник? Он есть тут! А если сложить спинки задних сидений, то расширятся границы фантазии в деле размещения груза. Багажник же универсала, по слухам, вообще что-то невообразимое, и неудивительно — 750 литров, а со сложенными сиденьями — 1960 литров. Вкупе с баком объемом в 80 литров легко мог бы стать пограничным бестселлером, но опять же не судьба.

Дополнительное заднее стекло позволяет пассажирам не страдать от холода и шума при открытой пятой двери.

Для своего года автомобиль неплохо укомплектован: климат-контроль, полный электропакет, электропривод и подогрев зеркал, мультируль, ABS, подушки безопасности, кодовый иммобилайзер.

Ручник, а точнее ножник, находится чуть левее педали сцепления.

О  гидравлике Citroen наверняка слышали все: и хорошее, и плохое. Здесь стоит система Hydractive II, на которой завязана не только подвеска, но и тормоза, и гидроусилитель руля. Мягкая ухоженная подвеска позволяет действительно плыть по дороге и наслаждаться поездкой. Но именно ухоженная, ибо запускать и всячески наплевательски относиться к ней никак нельзя, иначе она способна принести столько головной боли, что никакой гидравлики больше не захочется.

Автомобиль может менять высоту клиренса в четырех положениях. Также имеется режим автоматической регулировки подвески. Например, на высокой скорости, на трассе подвеска делается более жесткой, а ХМ снижает клиренс чуть ниже рабочей высоты, что дает ему аэродинамические плюсы.

Двухлитровый турбированный бензиновый мотор (мощностью в 147 л. с.) хорошо показывает себя и в городском потоке, и на шоссе, но из-за этого и расход получается довольно большой. В среднем у меня по городу выходит где-то 15 литров на 100 км, на трассе — 8 л.

Так вышло, что мой экземпляр простоял не двигаясь с места около пяти лет, поэтому после начала активной эксплуатации я заучил народную мудрость: машине полезней ездить, чем стоять. Одна за одной начали вылезать проблемы. Бывало, что сделаешь одно— сломается второе, сделаешь второе — не работает третье, отремонтируешь третье и думаешь, что уже можно передохнуть, как снова первое не работает. Большую часть проблем я списываю именно на долгий простой машины, так как после восстановления неприятностей уже особых не происходит.

Несмотря на солидный возраст авто, проблем с двигателем и турбиной не было вообще. Оцинкованный кузов довольно упорно противостоит ржавчине (хотя видел экземпляры и со сквозной коррозией), механическая 5-ступенчатая коробка также головной боли не приносила (разве что только постоянно «сопливящие» сальники). Просто гидравлика требует к себе должного внимания. Если вовремя и качественно ее обслуживать, тоже проблем особых не создает. А вот электрика и все, что с ней связано, на мой взгляд, самая слабая сторона автомобиля — периодически что-то да перестает работать.

В плане ремонтопригодности на наши СТО надежд мало, особенно если это касается гидравлики и электрики. Приезжаешь на СТО с какой-нибудь громкой вывеской «полуофициальное СТО Citroen» — и получается такой диалог:

— ХМ не возьмем.

—  А почему?

— Модель старая, с такими уже не имеем дел.

— Простите, но вот же рядом, на подъемнике, стоит ZX, который явно старше лет на 5.

— У нас схем нет, такие машины к нам — да раз в полгода, да там трубки хрупкие, чуть движение не то — конец всему, мы боимся, короче.

Поэтому иногда приходится искать народных умельцев, которые не побоятся взяться и сделают качественнее, чем на подобных СТО. Стоимость запчастей в основном чуть выше, чем у Xantia, но ничего смертельного нет.

Именно из таких нюансов и вытекают причины парадоксальности ХМ: непонятный для многих дизайн, боязнь гидравлики, необходимость поиска толковых специалистов. Эти некритичные, на мой взгляд, моменты и перекрывали все достоинства данной машины для среднестатистического белоруса. Но если отбросить все предрассудки и стереотипы, то получим отличный слегка необычный автомобиль. Ведь индивидуальность всегда ценится выше массовости.

Мы по-прежнему ждем ваших обзоров. Автор лучшего материала получит подарок от компании Bosch. С правилами конкурса, а также со списком автомобилей и мотоциклов, обзоры которых были опубликованы ранее или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.

Автомобили Citroen с пробегом на «Автобарахолке» Onliner.by