В Беларуси никогда не было своей автомобильной марки, выпускающей легковые машины. Зато в нашей стране есть завод, который способен собирать крупноузловым способом что угодно — от бюджетных седанов до спорткаров. Речь идет о предприятии «Юнисон», которое находится в деревне Обчак недалеко от Минска. Сейчас это белорусско-британская компания, хотя к ее созданию приложили руку американцы. Завод в Обчаке начинал с Ford Transit и Ford Escort, а сегодня здесь сходят с конвейера более десяти различных моделей, включая роскошные внедорожники Cadillac Escalade. Покопавшись в истории, Onliner.by вспомнил, какие машины собирали или хотели собирать на «Юнисоне» за 20 лет существования предприятия.
История завода берет свое начало в мае 1996 года. Тогда было подписано соглашение с американским Ford о создании предприятия. Осенью в СМИ появились слухи, будто Ford сворачивает строительство завода из-за нестабильной политической обстановки в стране. Для того чтобы опровергнуть ложную информацию, руководство «Форд Юнион» даже собрало пресс-конференцию. Завод продолжали строить в разобранном цеху МТЗ. На строительство конвейера потребовалось чуть более года — ленточка была перерезана 30 июля 1997-го.
На церемонии присутствовал президент Беларуси Александр Лукашенко, который одним из первых протестировал «белорусские „Форды“». Из США специально к открытию завода прибыл председатель правления Ford Motor Вейн Букер. Представителем с нашей стороны была компания «Лада-OMC» и бизнесмен Алексей Ваганов. «Лада-ОМС» не зря стала соучредителем «Форд Юнион» — она уже не первый год являлась официальным дилером Ford в Беларуси и была заинтересована в локальной сборке автомобилей.
Первыми машинами, которые начали производить в Обчаке, стали модели Ford Transit и Ford Escort. Последний выпускался сразу в трех модификациях: 3- и 5-дверные хетчбэки, а также седан. В Беларуси собирали дизельные и бензиновые Escort.
«Эскорты» продавались как физлицам, так и белорусским организациям. Автомобили Ford родом из Обчака поставляли в том числе в милицию. В августе 1997 года (2-й месяц после старта производства) на заводе выпустили 120 экземпляров Transit и 40 Escort. Через месяц поставки Ford белорусской сборки начались в Россию (там дилеры просили за пассажирский Transit 18 тысяч долларов, за базовый Escort — 13 тысяч).
В 1999-м завод вышел на проектную мощность. Тогда на «Форд Юнион» работало порядка 300 человек, которые трудились в две смены шесть дней в неделю. В 2000 году компания Ford приняла решение уйти с нашего рынка из-за изменений в законодательстве — выпускать машины в Беларуси стало попросту невыгодно. Всего на территории страны было выпущено 3660 автомобилей этой марки.
Американцы продали контрольный пакет акций британской фирме J&W Sanderson, Ltd. С тех пор завод носит название «Юнисон» и является белорусско-британским предприятием. Некоторое время в Обчаке выпускали… зубные щетки (J&W Sanderson специализировалась на пластмассовых изделиях), но позже инвесторы и представители государства приняли решение о возобновлении крупноузловой сборки машин.
В 2004-м на «Юнисоне» начали выпускать микроавтобусы Daewoo Lublin 3 c 2,4-литровым дизельным мотором. Этот автомобиль позволил заводу выйти в плюс уже в 2005 году. Но после того как компания Daewoo была продана корейцами, коммерческие модели Lublin прекратили собирать в Минском районе. В 2006-м на «Юнисоне» впервые официально заговорили о сотрудничестве с иранской фирмой Iran Khodro. Конвейер готовили под выпуск хорошо известного нам «Саманда».
«По нескольким причинам Samand выпускался относительно небольшими партиями. И в 2013 году иранцы вышли из проекта»
Руководство завода надеялось на стабильный спрос со стороны госструктур и юридических лиц. Был подписан договор с одним из минских таксопарков, и будущее «Саманда» казалось относительно безоблачным. Автомобиль относился к D-классу, имел проверенную платформу от Peugeot 405 и стоил 12,5 тысячи долларов. Причем на «Юнисоне» выпускали исключительно дорогие модификации данной модели, и фактически все машины были оборудованы кондиционером и бортовым компьютером. Но проект оказался не таким успешным, как в случае с Ford. На «Юнисоне» с 2007 по 2013 год собрали всего 2 тысячи экземпляров Samand.
«По нескольким причинам Samand выпускался относительно небольшими партиями. И в 2013 году иранцы вышли из проекта, а с 2014-го мы начали собирать фактически то, что собираем сейчас. Два года назад, когда мы начинали работать с General Motors, были планы наладить на „Юнисоне“ выпуск Opel Corsa. Модель даже тестировалась в Липках. Но это была переходная версия [GM уже готовился к запуску нового поколения Corsa. — Прим. Onliner.by], и она очень плохо продавалась в России. Поэтому мы инвестировали в новое оборудование порядка 2 миллионов долларов и начали собирать Opel Mokka, Chevrolet Tracker и Cadillac. Всего — пять моделей, относящихся к концерну General Motors», — вспоминает один из основателей завода Алексей Ваганов.
Сегодня из «пачки» GM'овских моделей в Обчаке собирают соплатформенные Chevrolet Tahoe и Cadillac Escalade, а также новенький кроссовер Cadillac XT5. Все они поставляются в Россию, хотя в обозримом будущем продажей этих машин может заняться один из дилеров General Motors в Минске. С мая текущего года в РФ поставляются и модели Peugeot/Citroen, выпускающиеся на «Юнисоне». До этого они производились исключительно для внутреннего рынка.
Не стоит забывать и о Zotye. Белорусы работают с этой китайской фирмой уже два года. Начинали с седана Z300. Сейчас на конвейере еще находится кроссовер Т600, который расходится в России как горячие пирожки («Юнисону» даже не хватает машинокомплектов, чтобы удовлетворить спрос на этот SUV). Пока автомобили Zotye официально не продаются в Беларуси, но вскоре у нас должен появиться дилер данного бренда. К слову, в РФ китайский производитель имеет 30 дилеров, и сеть расширяется. В настоящий момент «Юнисон» ведет переговоры с белорусскими компаниями насчет создания гибрида на базе Т600.
«Конвейер подходит под сборку машин всех классов. Если будет заказ на сборку Chevrolet Corvette или Camaro — соберем и это»
Специально для российского рынка на «Юнисоне» наладили выпуск дорогого премиум-хетчбэка Citroen DS4. Сейчас на заводе работает 240 человек, но ближе к 2017-му руководство планирует удвоить или даже утроить количество сотрудников. У предприятия большие планы на будущее — готовятся интересные проекты с мировыми производителями. Вскоре достроятся новые цеха для покраски и сварки. Завод в Обчаке способен выпускать до 20 тысяч автомобилей в год, но в прошлом году было собрано порядка 7 тысяч. Есть куда расти.
«Мы можем выпускать автомобили любого класса. Оборудование здесь европейское. Это требования GM и PSA. Конвейер подходит под сборку машин всех классов. Если будет заказ на сборку Chevrolet Corvette или Camaro — соберем и это», — уверяют представители завода. Ближайшие инвестиции «Юнисона» будут направлены на строительство цехов сварки и покраски, которые позволят достичь более 30% локализации.
На сегодняшний день в Обчаке собирают Peugeot 301, Peugeot Partner, Peugeot 508, Peugeot 3008, Citroen C-Elysee, Citroen Berlingo, Citroen DS4, Cadillac Escalade, Cadillac XT5 и Chevrolet Tahoe. На территории завода есть большая площадка для загрузки автовозов, отправляющихся в Россию. Есть дни, когда с Обчака в восточном направлении уезжают по 15 таких грузовиков. Сегодня предприятие является прибыльным и руководство готово инвестировать в его развитие, а это значит, что количество собираемых в Беларуси автомобилей будет только расти.
Моторные масла в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by