«На ночь ставлю заряжаться телефон и машину»: владельцы электромобилей говорят о том, что раньше других заглянули в будущее

402
18 сентября 2016 в 19:20
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

«На ночь ставлю заряжаться телефон и машину»: владельцы электромобилей говорят о том, что раньше других заглянули в будущее

Эти люди сродни первопроходцам. Они поверили в прогресс и ради этой веры готовы мириться с временными неудобствами. Владельцам электромобилей в Беларуси пока практически негде заряжать свои машины, сильнее других они боятся морозов, больше платят за страховку и испытывают трудности при планировании длительной поездки. Зато они не слышат звука мотора и едут в тишине, которую нарушает лишь шум колес. Они почти не заезжают на автозаправочные станции и экономят на обслуживании автомобиля, который наносит меньше ущерба окружающей среде. Каждый вечер они ставят на зарядку свой смартфон и свою машину и верят, что будущее автомобилестроения для них немного ближе. Разговор с владельцами электромобилей — в сегодняшнем материале Onliner.by.

В Беларуси таких машин еще немного. Чаще всего встречаются «братья» Chevrolet Volt и Opel Ampera, есть Nissan Leaf, имеется несколько штук Tesla, Ford Focus Electric, Mitsubishi i-MiEV. Большинство владельцев этих автомобилей поддерживают связь между собой, делятся опытом эксплуатации. Сегодня в Минске состоялась их очередная встреча.

— Это же подвиг — в наших реалиях сегодня использовать электрокары, — говорит Вадим, владелец Opel Ampera. — Однако я теперь не пересяду ни на что другое. А еще жене и дочери планирую купить такие.

Вадим

Вадим — водитель со стажем, по рабочим вопросам ездит много. Прежде у него были два автомобиля Renault Traffic. Говорит, за четыре года на одном проехал 400 тыс. км, на другом — 200 тыс.

— Потом, думаю, ладно, продам я этот автобус, куплю что-нибудь красивое. Купил Citroen DS5 — машина офигенная. Жене даже понравилась, я ей тоже купил, только DS4. А потом в семье дочка получила права. В итоге ей отдали DS4, жене достался DS5, ну а мне нужно было что-то присматривать, — рассказал собеседник.

Себе он присмотрел Opel Ampera. Машину пригнали из Голландии в августе прошлого года. У мужчины есть условия для содержания электромобиля: живет он за городом, есть где заряжаться. Сразу пришлось потратиться: с учетом растаможки автомобиль стоил порядка 15 тыс. евро. Страховка на него дорогая: если на машину с ДВС она стоит порядка 50 евро в год в эквиваленте, то на Opel Ampera обошлась вдвое дороже. Сумма утильсбора также выше. Но Вадим не жалуется. Говорит, затраты с лихвой окупятся.

— Мне от дома до работы — 30 км. И там, и там есть возможность поставить машину на зарядку, — поясняет мужчина. — Процесс, правда, длительный. В автомобиле установлена своя зарядная станция, которая пропускает только 3,3 кВт. Чтобы зарядить полностью, нужно часа четыре.

Изначально запас хода был порядка 70 км. Хватало да не очень. С работы домой добраться можно, а по делам особо не поездишь. Тогда Вадим установил в багажнике дополнительную батарею, снятую с Chevrolet Volt. Машины-то, в сущности, «близнецы»: одна выпускается в основном для американского рынка, другая — для европейского.

— Теперь запас хода вырос до 130 км, но нужно еще «мозги» подправить, с электроникой поработать. Тогда, думаю, километров 160—180 проедет, — делится планами автовладелец. — Заряжается вторая батарея так же, как и первая, я их поставил в «параллель».

Места в багажнике, конечно, поубавилось, но пару дорожных сумок, говорит Вадим, поместится. А больше и не требуется. В основном-то он ездит по городу, хотя случались и поездки за рубеж. В Прибалтике, добавляет водитель, с подзарядными станциями все в порядке.

— Между Вильнюсом, Каунасом, Паневежисом проблем с подзарядкой нет. Другое дело, что на это нужно время, не всегда удобно в дороге останавливаться на три-четыре часа. Но разница налицо: в Литве, Латвии, Эстонии электромобилей гораздо больше. У них и BMW i3 есть, очень много Nissan Leaf, Tesla чаще встречается, — говорит Вадим.

Машиной он доволен и уже подсчитывает выгоду: на топливо тратиться не нужно, обслуживание за 40 тыс. км также не потребовалось.

— Пока ставили вторую батарею, я вынужденно снова ездил на Citroen. И каждый раз заезжал на АЗС чуть ли не со слезами на глазах — это же 40—50 рублей каждую неделю вынь да положь. Вот у жены машина — вроде и новая, и все с ней хорошо, а за год долларов на 800 обслуживание все равно потянуло: там масло замени, там тормозные колодки износились. С электромобилем такого нет. Батареи разве что дорогие — новая где-то $7 тыс. стоит. Машину можно за эти деньги купить. Но технологии развиваются, со временем и это подешевеет. Вот увидите, все будем на электромобилях ездить, это будущее, — уверен мужчина. — Вот только автослесари мне жалуются: говорят, сейчас работы много, двигатель там перебрать, бензиновый, дизельный. А когда все на электрокары пересядут, что делать? Без работы СТО останутся.

Еще один владелец Opel Ampera — Артем — автомобиль называет гаджетом. Ну а что: на ночь ставит на зарядку и смартфон, и машину. Свой Opel Артем также нашел в Голландии и вот уже два года на нем ездит.

Артем

— До этого у меня была Honda Insight — гибрид. Но уже тогда стало понятно, что за такими машинами будущее, и я начал присматривать что-то похожее. Затем появилось место на подземной парковке, и выбор стал очевидным. Теперь езжу на Opel и ничуть не жалею. За два года не было никаких проблем. Заряжаю на паркинге, на день поездок по городу мне хватает, даже запас остается на всякий случай. На АЗС заезжаю только тогда, когда предстоит далекая поездка, — рассказал водитель.

Как-то Артем собрался в Польшу, в Белосток на «закупы». Говорит, на границе польские таможенники отправили машину на подъемник, сказали, что такой прежде не видели.

— Хорошо, что ничего не разбирали, хотя уже добрались до батареи. Но в итоге впустили. Получается, через границу никто на таких автомобилях не ездит. Впрочем, у поляков тоже все грустно: в Белостоке ни одной зарядки, поэтому ездил на бензине. Вот в Варшаве у них это направление развивают, есть сервисные центры для таких электрокаров. В Минске ничего подобного нет, — говорит собеседник.

Мужчина уверен, что не променяет электрокар ни на что другое. Впрочем, признает: если бы не место на паркинге, даже не задумался бы о такой машине. Где бы он ее заряжал?

Для многих это камень преткновения в вопросе приобретения электромобиля. В Минске, если нет своего гаража, частного дома либо розетки на паркинге, такую машину зарядить просто негде. Причем есть и технологии, и производство, только их внедрение пока остается планами на бумаге.

Созданием зарядных подстанций для электромобилей занимается компания E-Cars. Сегодня в Минске на слете владельцев электрокаров был представлен очередной образец такой подстанции. Она универсальна и при условии наличия в багажнике автомобиля нужного переходника зарядит практически любую модель. Представители компании рассказали корреспонденту Onliner.by, что производство таких устройств — белорусское, однако на родине они пока не пользуются спросом, хотя за рубежом их покупают.

— Это универсальная станция, одна из самых мощных с переменным током — 22 кВт. Ту же Tesla можно зарядить часа за три-четыре. В Европе такие станции, как правило, работают бесплатно, но мы можем внедрить и систему оплаты с активацией через мобильное приложение, которое создано для всех трех платформ: iOS, Android и Windows Phone, — рассказали в E-Cars.

Такие станции можно установить на АЗС, возле торговых центров — где угодно. Владельцу электромобиля необязательно оставлять машину заряжаться на четыре часа. Даже за полчаса, пока водитель сходит в магазин, батарея зарядится и позволит проехать еще некоторое количество километров.

Одной из важнейших технологий, применяемых в электрокарах, является технология рекуперации. Иначе говоря, когда такой автомобиль тормозит, высвобождаемая энергия используется для подзарядки батарей. Это значит, что в городском трафике электромобиль способен проехать даже больше, чем на пустой трассе. Известны примеры, когда только на рекуперации практически разряженная машина проезжала от Малиновки до улицы Веры Хоружей в Минске. А Chevrolet Volt благодаря этой новации способен проехать по городу вместо заявленных 60 км все 80.

Другое достоинство электромобиля — динамика. Аркадий, владелец Nissan Leaf, говорит, что первое время после покупки машины просто нарадоваться не мог ее резвости. Хотя свою Honda Accord 2013 года выпуска, на которой ездил до Nissan, также не продает — автомобиль используется для дальних поездок.

Аркадий

— В основном я езжу на Nissan. Запас хода у моей машины — около 100 км. Этого хватает с лихвой. Вот только зимой есть определенные неудобства — обогрев расходует много энергии. Запас хода снижается до 60 км. Однако это не критично, — отмечает автовладелец.

О покупке другого автомобиля Аркадий всерьез не думает, разве что в этом планирует заменить батарею на более емкую. Однако (это прослеживается у всех владельцев электрокаров) мечтательно вздыхает, говоря о Tesla. Вот у кого разгон хороший.

— Мой Nissan до 60 км/ч разгоняется секунды за 4. Я ни с кем не гоняюсь, конечно, хотя был один случай. Хотел перестроиться, а в другой полосе Subaru полноприводная. Там водитель увидел электромобиль и уже выжал газ, не дал себя опередить. Ну ладно, я таких споров не затеваю, — рассказал мужчина.

Аркадий признает, что на высоких скоростях Honda Accord выглядит получше, хотя и Nissan 120—150 км/ч едет запросто. Однако в дальних поездках без машины с ДВС обойтись было бы трудновато.

— Люди подходят, интересуются. Многих смущает запас хода, но переживать не из-за чего. Критикует только тот, кто никогда не сидел за рулем такой машины. А в остальном — никаких затрат. Топливо почти не расходуется, тормозные колодки изнашиваются гораздо медленнее. Разве что нужно посмотреть масло в редукторе, может быть пора менять, — говорит автовладелец.

Пока мы рассуждали о скачке прогресса и электрическом будущем, а прохожие задавали традиционные вопросы в духе «колькі жрэ, колькі прэ», на стоянку приехал невиданный образец. Вроде бы Сitroen, да вот только не совсем.

— Здесь установлен двигатель от 1-тонного электропогрузчика советского, который повсюду можно встретить. Контроллер самодельный, украинские мастера такие клепают, — рассказал Сергей, создатель этого самодельного электромобиля.

Сергей

В той же России или Украине такие машинки — не редкость. Дешево и руку есть куда приложить. Сергей, к примеру, все премудрости освоил сам. Сначала собрал трицикл, затем взялся за электрокар. Собирает его уже полтора года, намерен потратить не более $3 тыс. на все. Половина суммы уже освоена, на оставшиеся средства он ищет подходящую батарею, вероятнее всего от Nissan Leaf.

— Пока здесь установлена тестовая батарея. Говоря прямо, это 12 батарей от радиоуправляемых моделей. Заряжаются быстро, но запас хода всего 8 км. Однако проблема решаема, найти бы подходящую батарею за адекватные деньги, — говорит автовладелец.

На его машину смотрят с интересом, так же как и на серийные электрокары — бесшумные, но пока не слишком понятные тем, кто привык к старому доброму двигателю внутреннего сгорания.

— Пока мы фанатики, мы увлечены этой идеей. Но ведь за этим будущее. Это и прогресс, и забота об экологии. Просто до нас пока это медленно доходит, — уверены владельцы электромобилей.

Портативные зарядные устройства в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ОБСУЖДЕНИЕ