22 сентября 2016 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

«Носят в карманах гвозди и наказывают за парковку». Репортаж из Праги

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский

Всем прекрасна Прага — пивом, кнедликом, печеным гусем, красной черепицей и улыбками — но для автомобилиста это не лучший город на Земле. У нас водители воюют с «крысами», сообщающими о нарушениях в ГАИ, у них «партизаны», вооружившись гвоздями и ключами, царапают машины направо и налево. В центре столицы сложно припарковаться, улочки часто «стоят». Но если вы бросите свою железную коробчонку на перехватывающем паркинге и проедетесь на красном трамвае, то мигом полюбите местный транспорт. А вскоре задумаетесь всерьез: зачем вообще нужен автомобиль? Дороги Чехии — в фотоотчете Onliner.by.

В пражской гостинице нас ждал сюрприз: мест на парковке не оказалась. Сотрудницы отеля развели руками: ваши ожидания — ваши проблемы. Предложили поставить машину временно под мусорный контейнер, но на свой страх — если кто-то вызовет эвакуатор или оставит на ЛКП «автограф», будете виноваты сами. Автомобильная Прага как-то сразу проявила свое неласковое лицо, а в дальнейшем все наши собеседники будут говорить о том, что в этом городе лучше не использовать машину «просто так».

Предупреждают и путеводители: в центре Праги туго с парковкой. Почти все отведенные места являются так называемой синей, резидентской зоной. Стоять там можно только местным жителям (и автомобилям, зарегистрированным на расположенную здесь фирму). Нарушителям грозит быстрая эвакуация — позвонить в «исполком» может проходящий мимо гражданин. Синие зоны расползаются от центра вглубь города. Разметку активно рисуют уже и в Праге-5. Такое ощущение, что глобальная пражская цель — сделать пребывание в городе лишних машин невозможным.

— Со временем я пришел к пониманию, зачем вообще нужен автомобиль: это перевозка грузов и поездки за покупками. Ну еще путешествия, — рассказывает бывший минчанин Кирилл. — Мой бар находится в центре, и по будням здесь передвигаться сложно. Нет, не бывает многочасовых пробок, но есть узкие «бутылочные горлышки». Между кафе, ресторанами, другими заведениями постоянно курсируют машины снабжения, и пускай они стараются развозить грузы рано утром, все равно регулярно стопорят трафик. Что я в итоге делаю? Возле ближайшей станции метро есть ТЦ с большой парковкой, бесплатной в течение пяти часов. Приезжаю туда, кидаю автомобиль, еду на работу на трамвае. Пару раз возвращался домой, забывая на этой стоянке машину. Вечер, стою у дома с ключами, неожиданно вспоминаю: черт, у меня же есть автомобиль!


Белоруска Ольга учится в чешском вузе. Она занималась преподаванием и на скопленные от частных уроков деньги осуществила мечту каждого белоруса — купила за 2000 евро небольшой кабриолет Peugeot 1998 года выпуска. Правда, вскоре поняла, что покупала зря.

«Это очень распространенная проблема. Некоторые ходят и царапают просто ради развлечения»

— Если у вас нет детей, а также желания и необходимости выезжать за город, то машина в Праге — это лишь источник проблем, — признается белоруска. — Транспортная система здесь — одна из лучших в Европе. Трамваи везде. Я гораздо быстрее добиралась до работы на общественном транспорте, чем на автомобиле.

По словам Ольги, чехи не самые культурные водители. Могут подрезать, не все готовы уступать. Есть и еще одна неприятная городская особенность.

— Здесь очень не любят, когда машины паркуют не по правилам. Автомобили часто царапают гвоздями. Однажды сама с этим столкнулась. Проснулась и увидела: кто-то хорошенько прошелся по всей машине острым предметом. Это очень распространенная проблема. Некоторые ходят и царапают просто ради развлечения.

В интернете популярно вот это пражское видео — то ли правдивое, то ли постановочное: не повезло Porsche местного певца.

Подобные новости появляются в сводках регулярно. В мае 2016-го пражская полиция обезвредила «серийного вредителя» — 75-летнего пенсионера. Он царапал припаркованные на улице Слезска машины ключами от квартиры, выполняя «праведную» миссию. Дедушка не стал отрицать своей вины, но заявил полисменам, что дело его правое — таким образом он выступает против правил парковки на родной улице, где автомобилям разрешено стоять на тротуаре…

— Еще одно наблюдение: надо быть очень внимательным насчет воровства, — говорит Ольга. — В машинах нельзя оставлять на видном месте ничего. Забудете что-то на переднем сиденье — разобьют стекло, вытащат и убегут. А полиция вряд ли будет мелких хулиганов искать. Это, увы, не красит город.


Расширять улицы в сердце Праги некуда — никто в Европе не воюет с историческим центром. Чтобы распределить трафик, здесь, как и во многих других мировых столицах, возводят участки магистралей непрерывного движения. А еще реализовали крупнейший в истории страны транспортный проект. В городе был построен 6-километровый тоннель «Бланка». Строили его с приключениями.

«Тоннель проектировал какой-то дебил»

Решение о строительстве было принято еще в середине 90-х. В 2001-м рассчитали смету. Через пару лет приступили к подготовительным работам. Сроки открытия постоянно сдвигались, стоимость работ росла. После очередного переноса, связанного с необходимостью замены поврежденных водой кабелей, мэр Праги Андриана Крначова в сердцах заявила: «Тоннель проектировал какой-то дебил». Открыли скандальный объект в прошлом году. И это здорово помогло столице, частично сняв вопросы с заторами.

— В плане дорожного строительства здесь не все идеально, — рассуждает Ольга. — Но зато город организован так, что трамвайные пути, общественный транспорт пересекаются с автомобилями не так часто. Когда купила машину, пришлось изучать Прагу заново, пользоваться навигатором. Здесь очень много улочек с односторонним движением, к примеру. Еще раз повторю: почти сразу поняла, что общественный транспорт в большом городе гораздо удобнее.

Крупные, хорошо читаемые знаки: в Чехии все в порядке с навигацией
Европейский соцстандарт: знаки дублируются слева и справа. Как же этого не хватает в наших краях!
Pozor по-чешски — «внимание»
Дабы не рассуждать долго о вежливости: положено пропускать
Летом на АЗС продавали 95-й бензин по $1,16 за литр
Чехи обожают собак и оставляют для владельцев специальные дорожки для выгула, запрещая здесь появление велосипедистов

Общественный транспорт Праги нахваливают и местные жители, и туристы. Есть за что. Комплексная транспортная система (Pražská integrovaná doprava — PID) включает в себя автобусы, трамваи, метро и фуникулер, соединяющий один из районов с вершиной Петршинского холма. Есть еще паромы через Влтаву и электрички. Отдельно выделены ночные трамвайные и автобусные маршруты — это очень удобно, говорят пражские белорусы, вполне можно обойтись без такси. И главное, что PID — это действительно система, четкий алгоритм с доступным и исполняемым расписанием и понятной тарифной политикой.

Начиналось все с трамвая. Первая трамвайная линия на конной тяге заработала здесь в конце 19-го века. В 1891 году был представлен экспериментальный электрический трамвай. В 20-м веке началось бурное развитие рельсового транспорта, вытеснившего в итоге троллейбусы. Сегодня в чешской столице 26 дневных трамвайных маршрутов, сеть покрывает почти весь город. По объему перевозок впереди только метро, а автобусы служат, как правило, для доставки граждан от конечных остановок подземки в микрорайоны.

По городу ходят трамваи разных моделей и годов (есть даже исторический маршрут), но символ Праги, почти как даблдекер в Лондоне, — красный Tatra T3. Трамваи производства компании ЧКД («Чешско-моравская Колбен-Данек») сходили с конвейера с начала 1960-х по 1999 год и шли в том числе на экспорт в страны СССР. Модель Т3 даже внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самую массово выпускаемую в мире. Красные трамвайчики фигурируют на пражских открытках и магнитиках, модификации T3 составляют значительную часть парка и теперь.

Электронный билет по SMS, приложение на смартфоне — предусмотрены различные варианты оплаты. Про чешских контролеров рассказывают, что они незаметны и всевидящи, а «зайцев» не прощают — пускай ты и турист, пощады не жди.

За выпуск современного городского транспорта отвечает в том числе компания «Шкода Транспортейшн» из города Пльзень. Здесь занимаются проектированием и сборкой железнодорожного транспорта, а также низкопольных трамваев, троллейбусов и гибридных транспортных средств. Для Праги разработали трамвай forcity alfa. Среди преимуществ, которые указывает производитель, — тишина хода, удобство для мам с колясками, подвижные тележки, бережные к рельсам и снижающие расходы на ремонт, и т. п. Любопытно, что форму кресел выбирали в ходе опроса сами пассажиры.

Модель электробуса Perun: по заверению производителей, с полностью заряженными аккумуляторами может проехать с пассажирами около 150 км, а зарядка через Ultra Fast Charger занимает 70 минут. В другой модификации цикл зарядки длится 5—7 минут, но и дистанция — всего 30 км.


Фанаты Skoda во второй своей жизни должны непременно попасть в Чехию, чтобы ежеминутно радовать сердце и глаз «Рапидами», «Октавиями» и «Йети». На дорогах много новых Skoda Fabia и отсутствующих у нас малышей Skoda Citigo — самый доступный автомобильчик стоит в базе около $7500 и, по идее, должен быть весьма удобным в условиях городской эксплуатации.

Чехи ценят Skoda: потому что это свое, потому что надежно, потому что есть много акций и предложений.

— Любопытно, что «бэушные» Skoda в Германии стоят дешевле, чем здесь, — отмечает Кирилл. — Марку любят, не готовы расставаться с машиной задешево, это факт. В Чехии собирают и другие автомобили — к примеру, Hyundai. У них сказочная гарантия — пять лет, и это подкупает. Смотрю по друзьям-знакомым, многие пересаживаются на «корейцев».

Ретроавтомобили: скорее аттракцион для туристов.

Крутых тачек в Праге мы увидели немного:

Купить машину для чеха не проблема, стоимость обслуживания не так высока, как в Италии, Германии и уже тем более Голландии. В итоге последние экотренды не так активно проникают в местную жизнь.

— Пражане воюют, чтобы в городе было больше велодорожек, — рассказывают наши собеседники. — Пока их недостаточно, а велосипедистов могло бы быть больше. Развитию мешает, конечно, и рельеф столицы, и обилие брусчатки, но все равно за этим будущее. Подтянут инфраструктуру, и все у них будет хорошо.

Поездка состоялась благодаря поддержке туристической компании «Аэротрэвел». Следите за новыми выпусками!

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by