Если верить интернету, в самые теплые летние дни воздух в Норвегии редко прогревается выше +20 градусов Цельсия. Часто идут дожди, затяжные, на севере они кажутся особенно мокрыми. Провести в этой стране летний отпуск? Сумасшествие. Отправиться через эту страну в велопутешествие? Совершенное безумие. Однако именно на такой невероятный отпуск решились четверо друзей из Беларуси. Среди них Антон, член команды Onliner.by. Он расскажет, как провел это лето.
К вопросу о том, легко ли решиться: Антон купил велосипед всего четыре года назад. Ничего особенного: хардтейл в базовой комплектации. До этого особо не катался, не бегал, разве что плавал в бассейне — полезно для спины. С тех пор на велосипеде с друзьями он объездил южный берег Крыма, проехал по Италии от Милана до Рима. Насколько это затратно? Не дороже, чем пролежать у бассейна сколько-то-звездочного отеля в Турции.
— Свой маршрут на лето мы начали планировать задолго до отпуска, — говорит Антон. — Я рассматривал вариант проехать через Черногорию, Сербию и Хорватию, однако в конце концов большинство высказалось за Норвегию. Знали, что в этой стране бесконечно красивая природа, а если и придется немного подмерзнуть — ну что ж, ничего страшного.
До страны добирались лоукостом из Вильнюса. Велосипеды сложили в коробки как спортинвентарь (плюс 30—50 евро за перевозку). Лимит по весу на такой багаж — 32 кг. Соответственно, с велосипедами упаковали палатки, походные котелки, одежду.
— Каких-то непреодолимых трудностей в такой транспортировке нет. Коробки можно раздобыть в велосипедных магазинах. По прилете мы собрали велосипеды, нагрузили на них в специальные сумки все наши пожитки — и можно ехать. Старые коробки сразу же выкинули, а с местным веломагазином в Бергене (конечная точка маршрута) договорились, чтобы для нас оставили такие коробки на обратный перелет.
Из аэропорта четверо друзей отправились в Олесунн (Alesund), а затем двинулись по Атлантической дороге с невероятными пейзажами.
— Фьорды просто восхитительны. С ними прежде всего и ассоциируется очарование Норвегии. На пути нам встретились 8 мостов, один из них действительно большой. Но было удивительно, как люди разглядывают мост, оставляя без внимания невероятные пейзажи за спиной: море, природу. Какие-то там мосты на этом фоне не особо впечатляют.
Компания преодолевала за день от 40 до 80 км, в зависимости от погоды и рельефа.
— В первую неделю практически каждый день светило солнце, температура была около +25...+26 градусов тепла — для Норвегии просто невероятная жара. Местные говорили, что нам очень повезло, обычно так тепло в этой стране бывает разве что несколько дней в году. Во вторую неделю путешествия мы смогли в этом убедиться. Дождь лил ежедневно практически без перерыва, ты просыпаешься — идет дождь, и под шум дождя засыпаешь. Типичное норвежское лето.
Спасала одежда: пара комплектов велосипедной формы, обувь с мембраной, термобелье, флис. Все это стоит недешево, но впоследствии с лихвой окупается, когда тонкая и легкая спортивная куртка может эффективно защитить от ветра и дождя.
Но это было потом, а пока три отважных парня и совсем уж героическая девушка на велосипедах, навьюченных 20-килограммовыми сумками, поднимались на Лестницу троллей — популярную среди туристов дорогу, подъем в гору по серпантину, где поворот за поворотом неуклонно взбираешься на высоту около 1100 метров над уровнем моря.
— Подъемы в таких путешествиях — это наибольшая проблема для неподготовленных участников. Потому что ты видишь перед собой гору и 20—30 км приходится ехать вверх. Даже в хорошую погоду это нелегко, пульс выстукивает под 180 ударов в минуту. На Лестницу мы взбирались около 2,5 часа.
Наградой были ни с чем не сравнимые виды северной природы и водопады, которые встречались буквально через каждые 100 метров, так часто, что вскоре туристы уже перестали им удивляться.
Однако были и несложные участки пути. Норвегия, наверное, как ни одна страна в мире подходит для велотуризма. Между городами раскинулась широкая сеть велодорожек, причем они не совмещены ни с проезжей частью, ни с пешеходными маршрутами.
— В Норвегии так: идет дорога, по которой ездят автомобили. Затем разделительная зеленая зона: растут деревья, трава. А затем тянется велодорожка: она раза в полтора шире, чем у нас в Минске, а вот разметки нет — зачем, все и так разъезжаются, просто держатся правого края, и конфликтов не возникает.
Шоссе из-за деревьев практически не видно, пешеходов нет, и многие норвежцы предпочитают велосипедные прогулки между городами любому другому времяпрепровождению. Хватает места и увлеченным любителям шоссейного велоспорта, и тем, кто выехал размяться в свободное время.
— Загородные поездки совсем другие. В городе даже на велодорожке ты постоянно напряжен, нужно смотреть по сторонам, везде могут быть пешеходы, другие велосипедисты. За городом движение меньше, пространства больше, можно расслабиться.
Случается, что велодорожки нет. Тогда велосипедисты едут по проезжей части в крайней правой полосе. По привычке оглядываются и жмутся вплотную к краю только белорусские туристы, и то недолго, пока не освоятся.
— В Норвегии как: ты едешь по дороге на велосипеде, за тобой с твоей скоростью будет ехать автомобиль. Водитель не ругается, не сигналит. Он включил левый поворотник и терпеливо ждет возможности тебя опередить. Первое время это даже нервирует. Думаешь про себя: да ладно, чувак, давай проезжай, здесь места хватит танк перегнать. Но у них нет этой истерии на дороге. Водители аккуратно объезжают велосипедистов, не создавая никакой угрозы.
Антон рассказал случай, произошедший с их компанией, который как нельзя лучше характеризует норвежцев.
— На нашем маршруте был тоннель протяженностью 8 км. В Норвегии не через каждый тоннель можно передвигаться на велосипеде, мы это учитывали при составлении маршрута. Через этот ехать было разрешено. При подъезде меня нагнал мужчина лет 45 на шоссейном велосипеде. Спросил, куда мы едем, а когда узнал, долго отговаривал, указывая на то, что в тоннеле сильное движение, нет обочины и проехать будет трудно. Но у нас какой выбор, ехать-то нужно. Поблагодарили его и двинулись дальше. Он неодобрительно покачал головой и уехал в обратном направлении.
Перед тоннелем путешественники поняли, против чего предостерегал норвежец: после 18:00 движение по этой дороге закрывали и транспорт пропускали постепенно — возможно, из-за недостаточной вентиляции.
— В это время меня нагнал тот же мужчина на бусе и махнул рукой, чтобы я прыгал к нему. Я объяснил, что со мной еще трое попутчиков. Водитель кивнул головой, развернулся и уехал. Я ничего не понял, дождался друзей, и мы поехали дальше. Но нас снова нагнал этот мужчина на бусе, а с ним еще один — на внедорожнике с прицепом. Оказалось, что норвежец за это время съездил домой, переоделся, взял бус, нашел друга с прицепом, чтобы перевезти нас через этот тоннель. Сами бы мы не проехали: 8 км под гору, фуры в двух полосах и сильный смог. Наши помощники денег не взяли, отвезли до кемпинга и распрощались.
По словам Антона, тот случай был не единственный, который запомнился и сформировал мнение о людях в этой удивительной стране.
— Такие ситуации были часто. То кто-то из рыбаков придет подарит рыбу, то водитель автобуса остановится на встречной полосе, так как у нас велосипеды загружены с левой стороны и так их удобнее выгружать. Еще в аэропорту водитель под проливным дождем в белой рубашке, брюках и начищенных туфлях как ни в чем не бывало помогал нам грузить велосипеды в багаж. В общем, люди очень открытые, все с удовольствием помогут.
Но время шло, поездка продолжалась. Из 1 тыс. км, которые преодолели путешественники, половину пути они проехали на велосипедах, а другую половину — на транспорте. Использовали поезда, междугородние автобусы, даже паром из Гудвангена в Каупангер.
Останавливались ночевать в кемпингах. Нужно было платить за место с каждой палатки плюс отдельно за душ и другие удобства, но выходило все равно значительно меньше, чем за жилье в отелях.
— Дважды мы снимали домики. Один раз — как только началась неделя дождей. Мы очень вымокли, замерзли и устали. А другой раз — перед отъездом. Нужно было хорошо просушить вещи, чтобы не было перевеса багажа.
Готовили для себя ребята сами. С собой были котелки и необходимая утварь, в магазинах покупали что-то незамысловатое: хлеб, сыр. Питание на каждый день было расписано по калориям, пища простая и сытная: каши, орехи, сгущенка, сухофрукты. Несмотря на то что бюджет был порядка 800 евро на человека (раза в полтора больше, чем в итальянскую поездку), позволить себе питаться в кафе путешественники не могли. Норвегия очень дорогая страна даже по европейским меркам.
— Один раз, как раз в мой день рождения, мы проезжали мимо обычной придорожной забегаловки. Друзья предложили подарить мне бургер — там он стоил $20 в эквиваленте. И это нормальная цена для этой страны. Что говорить, если даже обычная норвежская свежая рыба, которую с удочкой можно самому поймать за пять минут, в магазинах стоила очень дорого.
Расплачивались карточкой, терминалы есть везде. А вот с обменниками — беда.
— Наверное, на 6-й день пути мы разыскали обменник, и то при помощи местных. Они сказали, что нам повезло: если бы пропустили этот обменник, ближайший нашелся бы только километрах в 150—200.
Ночевали спокойно, велосипеды пристегивали один к одному и оставляли возле палаток. Груженные многокилограммовыми сумками, их не особо укатишь, даже если бы было кому.
Так мало-помалу, через фьорды и прелести норвежского лета, по хорошим норвежским дорогам (побоку им климат гораздо суровей белорусского) компания благополучно добралась до Бергена.
— Домой долетели хорошо, разве что система моего велосипеда пробила коробку и ее так покатали по аэропорту — в итоге большая звезда немного стесалась. Еще в дороге мы где-то потеряли необходимый ключ и не смогли снять тормозные роторы: они повредили раму велосипеда — ничего серьезного, но краску хорошо поснимало. И с кассетой проблема — наверное, коробку побросали, потому что звезды стали болтаться.
Впрочем, не такие уж существенные неприятности в обмен на то, чтобы заново открыть Норвегию — такую, какой ее не многие видели.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by