Теплый сезон стремительно наступает. На улицы вывалили толпы велосипедистов, моноколесники снуют туда-сюда, электросамокаты выстроились пестрыми шеренгами на каждом углу. Кстати, число одних только шеринговых, то есть прокатных, самокатов приближается в Минске к 15 000. И вот буквально за пару теплых недель количество быстро перемещающихся участников дорожного движения в столице резко возросло. И посыпались сообщения о происшествиях. Не даром говорят: следи за собой, будь осторожен — привычки-то пока нет.
Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, будем разбирать происшествие, которое случилось в последние дни марта на улице Стариновской. Там наезд на велосипедиста совершил водитель автомобиля Haval: он выезжал с парковки, а велосипедист ехал по тротуару и пересекал выезд по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу. Выезжающая машина сбила человека на велосипеде, стоп-сигналы зажглись буквально за мгновение до контакта.
По информации ГАИ, после осмотра бригадой скорой медицинской помощи велосипедист был отпущен домой.
— Водитель поворачивал направо, перед ним был выезд на главную дорогу. Это типичное ДТП такого рода. На месте пострадавшего всегда или велосипедист, или кто-нибудь на электросамокате. Пешеходы в подобные ситуации попадают куда реже, потому что пешеход, во-первых, движется гораздо медленнее, а во-вторых, может остановиться гораздо быстрее, — отмечает Краснов.
Мы приехали на место происшествия. Небольшая парковка возле торгового центра, довольно узкая. Выезд с нее пересекает относительно широкий тротуар, где бывает интенсивное движение пешеходов, а в сезон — и велосипедистов, и людей на средствах персональной мобильности (поблизости они всегда и в большом количестве доступны для аренды). Поворот на улицу Стариновскую с парковки осуществляется только направо. Но понятно, что этот выезд — второстепенная дорога и водитель обязан уступить всем дорогу.
— Бросается в глаза то, как водитель Haval выезжал. Слишком широкая траектория, будто человек не понимал габаритов своей машины. Возможно, автомобиль для него новый, или за рулем человек не так давно. Все-таки это частая ошибка именно новичков, по ним сразу видно: едут, сосредоточенные на том, чтобы удержаться на нужной траектории. И в результате упускают из виду прочие важные моменты. А если такому водителю сказать, чтобы следил, к примеру, за пешеходами, то он переключает внимание и начинает ехать по бордюрам, — говорит преподаватель.
Выезжать водителю Haval никто не мешал, тем не менее поехал он почти по встречной, поскольку этот проезд работает не только как выезд с парковки, но и как въезд на нее. А впереди лежала проезжая часть улицы Стариновской, где нужно было повернуть направо, пропустив при этом все автомобили на главной дороге, край которой бывает заставлен припаркованными машинами, ограничивающими обзор.
— Самая типичная ошибка: водитель видит перекресток, и мыслями он уже на нем. Он глядит влево, высматривая автомобили, которым должен уступить дорогу, и напрочь теряет обстановку вокруг себя. Хотите эксперимент? Я на самокате буду подъезжать с той стороны, откуда ехал велосипедист. А вы посмотрите, куда глядят выезжающие с парковки водители, — предложил ведущий рубрики.
И мы посмотрели. Пять из пяти автомобилистов, поворачивая в проезд, сразу же поворачивали голову влево, отслеживая подъезжающие по главной машины. Вправо никто из них не смотрел. Половина условий для возникновения опасной ситуации соблюдена.
— Такая привычка — это просто беда, никто из них не оглянулся по сторонам. Но никто и не остановился перед переходом, все выезжают на него так лихо, будто никакой «зебры» и в помине нет. Между тем, если ты не в состоянии контролировать ситуацию целиком, нужно значительно снижать скорость, чтобы дать себе больше времени. В конце концов, даже остановиться перед переходом, чтобы посмотреть в одну сторону, в другую, убедиться, что никого нет, и тогда проезжать к перекрестку, — указывает инструктор.
Смотреть по сторонам тоже нужно правильно. Бывает, недостаточно просто бросить беглый взгляд, нужно всерьез повернуть голову, наклонить корпус, чтобы никакая часть кузова автомобиля не мешала обзору. Водители, бывает, не замечают большие машины, находящиеся совсем рядом, а тут всего-то велосипедист — не мудрено потерять его из виду. Вот только делать это ни в коем случае нельзя.
— Поворот направо — один из самых проблемных вариантов в этом плане: тебе сложнее увидеть, если кто-то приближается. Поэтому нужно оглядываться через плечо, поэтому же важно заранее, подъезжая к переходу, смотреть, чтобы никто не ехал по тротуару, а затем, уже в непосредственной близости, перепроверять себя еще раз, — Краснов серьезен.
Каким бы простым ни казался этот участок, своя специфика у него все же есть. Тротуар в той стороне, откуда ехал велосипедист, имеет небольшой уклон, он как бы скрывается от водителя. Велосипедист, конечно, сидит достаточно высоко, чтобы его совсем не было видно, но некоторое значение рельеф все же мог иметь.
— Наших водителей нужно обучать правильно пропускать людей на переходе. Потому как многие шустро так заезжают на «зебру» и в лучшем случае притормаживают уже там. Но они перегораживают путь тем, кого должны пропустить. Ладно, если это пешеход — он хотя бы остановиться успеет. А если велосипедист или кто-то на самокате? Все — он врежется в борт машины или машина его собьет, — отмечает преподаватель. — У меня недавно как раз была такая ситуация с курсанткой. Я говорю ей: «Остановись, посмотри велосипедистов» — и она заезжает так, что перегораживает тротуар и только тогда смотрит по сторонам. Я поправляю: «Ты должна тормозить до этого места», а для нее это почти открытие. Эта ситуация хорошо показывает, что многие водители не понимают, что они должны делать и в какой момент.
— Или в том же духе. Шел однажды по улице Орловской, где частный сектор: забор, узкий проезд — ничего не видно. И женщина за рулем резко выскакивает из двора мимо тротуара и останавливается перед главной дорогой. И вот представь: будет кто-то ехать по улице, а у него перед носом такая выскакивает — все, ДТП, — уверен ведущий рубрики. — Выезды из дворовых территорий, узкие домовые арки — каждое из таких мест опасно, если водители не думают о том, что на пути могут оказаться пешеходы, велосипедисты, самокатчики и т. д.
Пока им в бок кто-нибудь не влетит или не окажется на капоте, они даже не задумываются о том, что нужно быть осторожным, нужно куда-то смотреть, что-то предвидеть.
— Значит, нужно как-то привлечь внимание водителей, сакцентировать их внимание на том, что кому-то нужно уступать.
— Нужно. И в этом плане все средства хороши: можно и разметку наносить, и устанавливать таблички, подобные тем, какие вешают на выездах с транспортных предприятий. Но писать не «Берегись автомобиля», а наоборот: «Уступи пешеходу», «Уступи велосипедисту» — для водителей, — предлагает Краснов. — Впрочем, это дополнительная мера. Более действенной мерой стала бы установка искусственных неровностей в таких местах — вот она-то заставит водителей снижать скорость и уступать дорогу.
— В Гомеле мы с вами видели, как пешеходные переходы сдвигали от перекрестков, чтобы избавить водителей от дополнительной нагрузки. Работает такой прием?
— Не думаю, что это удачная практика, опасные случаи все равно будут. Давайте вспомним проблему на улице Плеханова: трамвайные рельсы там заранее, перед перекрестком. Но водитель, когда к ним подъезжает, мыслями все равно уже на перекрестке, он смотрит туда, он не видит опасности у себя под носом. Так и с нашей ситуацией: отодвинь тротуар от перекрестка, так водители еще быстрее будут ездить на переходах, глядя не по сторонам, а на перекресток, на машины на главной дороге.
Было бы неправильным рассматривать только действия водителя в контексте причин, которые привели к ДТП. Был ведь и второй участник, который, возможно, ничего не нарушил по ПДД, но мог бы действовать удачнее в плане складывающейся обстановки. Велосипедист движется по тротуару. Обзор слева у него плоховат: мешают и рельеф, который мы уже упоминали, и припаркованные машины, поэтому он может не видеть автомобиль, который сворачивает к выезду. Но сам выезд он видит, как и нарисованную «зебру», знаки пешеходного перехода. Смотрел ли он по сторонам, ехал ли со скоростью, позволяющей ему отреагировать на любую неожиданность?
— Я думаю, если опросить велосипедистов или самокатчиков, попадавших в такие ДТП, они как один скажут, что водитель обязан был пропустить. И никто с этим не спорит. Но ведь нужно думать о своей безопасности. Мало ли кто там едет сбоку, опытные водители тоже, бывает, ошибаются. Для своего же блага лучше подстраховаться и лишний раз оценить обстановку, — считает преподаватель.
Впрочем, наиболее явно проблема проявляется на регулируемых переходах, когда начинает мигать зеленый сигнал пешеходного светофора. Мигание для пешехода означает не то же самое, что для водителя, пешеходу (а равно и велосипедисту, и человеку на СПМ) запрещено движение через проезжую часть на мигающий сигнал светофора. Но этот запрет действует лишь на немногих. И если посмотреть со стороны, то для большинства мигающий сигнал работает с противоположным смыслом: люди ускоряются и выскакивают на дорогу. Им может загореться красный, а они все торопятся, потому что уже начали пересечение проезжей части.
В прошлом году много разговоров было вокруг предложения ГАИ снова обязать велосипедистов и людей на средствах персональной мобильности спешиваться при пересечении пешеходных переходов. Разумеется, многие водители высказывались за, приводя в качестве главного аргумента как раз такие ДТП, подобное которым случилось на улице Стариновской.
Но здесь есть одна тонкость. Тем самым мы признаем факт, что водители не в состоянии соблюдать ПДД (пропускать того, кого обязаны пропускать), и повлиять на это не представляется возможным. Поэтому, чтобы такие водители не сбивали людей, будет лучше, если люди будут двигаться медленнее, увеличивая свои шансы на благополучное пересечение проезжей части.
— Я уже высказывался на этот счет. На мой взгляд, обязанность спешиваться каждый раз — издевательство над велосипедистами. Но правда в том, что всех водителей не научишь ездить безопасно, — рассуждает инструктор.
Есть и такая правда: на примере тех же водителей мы знаем, что недостаточно что-то прописать в ПДД, чтобы это неукоснительно соблюдалось на дороге. И велосипедисты когда-то уже должны были спешиваться, и многие никогда этого не делали — так где гарантия, что хоть что-то реально изменится, кроме формулировки одного пункта правил?
— Есть ли реальный способ как-то повлиять на ситуацию? Может быть, снова с технической стороны, раз мы говорили о «лежачих полицейских» для водителей?
— Есть, и мы его видели в некоторых областных центрах. Это способ, который часто используют на поэтапных пешеходных переходах. Можно ограничить (например, столбиками) выход и выезд с тротуара на переход. Чтобы условный велосипедист был вынужден замедлиться и затем уже на малой скорости продолжать движение через дорогу, — объясняет ведущий рубрики. — Ведь сейчас как: ПДД требуют двигаться по переходу со скоростью пешехода. Но проблема ведь в ином. Человек несется к переходу и оказывается на нем внезапно. А если водитель вовремя его не заметил, то ситуация уже вышла из под контроля. Поэтому задача — заставить условного велосипедиста медленно подъехать к переходу, чтобы водители его увидели, а дорогу пусть переезжает быстрее. Я сам так делаю, когда двигаюсь на моноколесе: медленно приближаюсь к «зебре», а когда убеждаюсь, что водители меня увидели и пропускают, я ускоряюсь, чтобы скорее освободить им дорогу.
— Что же выходит: один не смотрел, куда нужно было смотреть, другой не замедлялся, хотя следовало бы? Поэтому одним нужно уложить «лежачих полицейских», а другим — установить ограничительные столбики?
— Это одна из мер, но не единственная. Необходим системный подход. В основе должно лежать обучение, причем не только в автошколах, но уже в детских садах, школах. Нужны специальные занятия, в идеале — включенные в обязательную учебную программу. Объяснять, показывать, повторять, как безопасно вести себя на разных видах транспорта.
Второе — совершенствование образовательного процесса в автошколах. Недостаточно вскользь упомянуть курсантам, дескать, надо следить за велосипедистами и самокатчиками. Нужно показывать раз за разом, доводить до автоматизма алгоритм: как подъезжать к переходу, куда смотреть, как пропускать. Ну и наконец, просветительская работа, то, чем мы здесь и занимаемся, — подытожил Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by