В полдень субботы стартовал квест по историческим местам Беларуси. В автопутешествии, которое длилось ровно сутки, участвовали более 20 экипажей, в том числе и команда Onliner.by. По задумке организаторов, нужно было выбрать свой маршрут: кататься по ближним точкам, но собирать небольшие баллы, или отправиться на белорусско-латвийскую границу к водопаду и получить много очков. Признаться, это было непростое путешествие. Наша команда вымоталась, пока вызволяла свою Audi из песков, потом уезжала от пьяного водителя и пробивалась сквозь туманы. Зато мы увидели белорусскую пирамиду, напились из чудодейственной криницы и посетили Юпитер. Читайте наш онлайн-репортаж.
Сейчас самое время подытожить. Этот квест был не про очки и баллы, конечно. Они лишь должны были стимулировать всех нас к максимальному посещению интересных мест за короткое время. А суток оказалось мало! Приключение — эдакий намек белорусам, мол, пора выходить/выезжать из квартир и изучать страну. Хватит сидеть по домам! У нас достаточно много необычных памятников архитектуры, есть свои легенды и обряды... Аккаунты в Instagram могут легко пополняться хэштегом #belarus и наверняка заинтересуют разных людей из многих стран.
Очень здорово было также посмотреть, как ведут себя люди в разных условиях. Кто-то бросает коллег с пробитым колесом, имея все возможности помочь, а кто-то — отклоняется от маршрута, чтобы вытащить соперников из песчаной западни.
Поделимся ощущениями от автомобиля. У нас принято жаловаться на дороги. Мы проехали более 1000 км (ездили по трассам категории «М», «Р» и даже «Н») и не можем поддержать общего пессимистичного настроения. Честно сказать, все не так уж плохо. А может, Audi скрадывала дискомфорт: премиум-класс, как-никак. Очень выручил круиз-контроль — без него было бы сложно. Отметили фары, которые светят «скобкой», четко освещая обочину со стороны водителя.
Несмотря на дизельный мотор, автомобиль быстро набирает скорость. Вообще, 120 км/ч на могилевской трассе совсем не чувствовались! Роботизированная 7-ступенчатая коробка S-tronic четко переключала передачи в спорт-режиме, не создавая неуместных пауз. А еще нам понравился довольно просторный салон — каждому удалось даже поспать по паре часов.
Приятные впечатления оставила мультимедийная система. Экран вроде бы на самом видном месте, но не отвлекает во время движения. Управление с помощью «шайбы» весьма удобное. Привыкли мгновенно. Беспокоились, что не взяли AUX-кабель, но удалось «сконнектиться» через Bluetooth. Машина оказалась умнее, чем мы ожидали.
12:00. Время «Ч». Последние очки получены. Квест участники завершают в разных точках Беларуси. По данным организаторов, всего команды преодолели 33 тысячи километров. Наша Audi на этот момент проехала около 1200 километров. Говорят, что штрафные баллы отняли из общего зачета. В нашей группе мы заняли четвертое место со 152 баллами. А ребята из Hyundai в своем зачете — третье место (162 балла).
10:40. Мы завершаем квест возле еще одной чудодейственной криницы на белорусско-российской границе. Рядом находится монастырь. Очень живописное место.
09:00. И все-таки полотно нашей истории соткано из противоречий. Ровно два часа назад мы были в Быховском замке, который был разрушен за то, что его защитники поддержали шведов. А в деревне Лесная (Славгородский район) в начале 18-го века состоялась битва между русскими и шведами. Можно сказать, последние потерпели разгромное поражение. В честь этого события через двести лет был воздвигнут мемориальный комплекс — часовня, монумент и мраморный обелиск.
08:20. Наконец, добрались до очередного «поинта». Это Голубая Криница. По неподтвержденным данным, вода тут бьет с глубины примерно двухсот метров. Цвет небольшого озерца — изумрудный (вода проходит через меловую породу, которая придает ей необычный оттенок). Еще одна байка: температура воды составляет около шести градусов круглый год.
08:10. По дороге к следующей точке переезжаем реку по понтонному мосту. Там же встретили ребят из команды Encounter. Они боролись с Volkswagen Club Belarus за первое место. Но на гравийной дороге пробили колесо. Предложили помощь. Однако парни отказались (докатка в нашем автомобиле была, но она не подошла). Решили набить пробитую покрышку травой и доехать до ближайшего шиномонтажа.
— В идеале можно было набрать 233 очка, — посетовали ребята. — Но теперь уже толку говорить…
Оказалось, что кроме нас останавливалась другая команда также на микроавтобусе. У нее было запасное колесо, которое подошло бы, но предоставить его ребятам из Encounter отказались. Вместо него предложили клей... Примечательно, что именно в эту команду входит девушка, протестовавшая против присуждения нам баллов за карьер (мы завязли не доезжая этой точки).
07:10. Заправились. Расход автомобиля, к слову, составляет около 5 литров дизтоплива на сотню (по бортовому компьютеру).
07:00. На горизонте показался Быховский замок, построенный как загородная резиденция Речи Посполитой в 17-м веке. В середине того же столетия он выдержал осаду московского войска, а потом был разрушен за помощь шведскому королю. Правда, позже был заново отстроен.
06:15. Агрогородок Довск примечателен тем, что его когда-то посетила Екатерина II, которая и придумала название этому населенному пункту. А еще тут расположена церковь — памятник архитектуры псевдоклассицизма.
05:10. В очередной деревне (Заболотье, Рогачевский район) чуть было не произошла аварийная ситуация. У края проезжей части стоял какой-то автомобиль. Только мы проехали, он сорвался с места и резко затормозил. Эту машину занесло. Мы остановились и пытались понять, что происходит. За рулем был явно неадекватный водитель, который стал кружить и несколько раз чуть не врезался в ближайшие здания. Пытаться остановить в такой ситуации автомобиль неподготовленному человеку опасно. Сообщаем о произошедшем на спецлинию «102».
05:00. Детская Хатынь — так называют деревню Красный Берег близ Рогачева. Ночью мемориальный комплекс выглядит зловеще. Парты со школьными скамьями, экспозиции детских рисунков, письмо девочки отцу…
На территории Беларуси во время Великой Отечественной войны было 16 детских концлагерей, из них пять донорских. В их числе и Красный Берег, куда свозили ребятишек со всей страны. Тех, у кого уже нельзя было взять хоть капельку крови, отправляли в печь.
03:00. Хорошая новость от организаторов: наша команда не набрала ни одного штрафного балла. По скорректированным данным, в целом все едут довольно чисто.
02:20. Не очень удачное время выбрали мы для посещения следующей точки. В Брагине на огромной площади в 60 футбольных полей разместилась солнечная электростанция. Ее мощности хватит для включения всей ночной подсветки Минска. А у нас кромешная тьма. Эх, «чекинимся» и продолжаем квест.
01:00. Деревня Юровичи (Калинковичский район) должна быть известна каждому белорусскому пятикласснику. Здесь была обнаружена стоянка первобытного человека (ее возраст — 26 тысяч лет). Интересно, что сейчас тут хорошо работает мобильный интернет.
00:30. Странные дела на дорогах Гомельской области. Пару раз навигатор нас предупреждал, мол, превышаете. Хотя и водитель, и штурман внимательно отслеживали знаки и не видели ограничений. Самое забавное, что знак, отменяющий действие ограничения, установлен был. Посмотрим, как это отразится в шкале штрафных баллов.
23:30. Несмотря на то, что мы потеряли около двух часов и шансов оказаться в лидерах нет, решаем продолжить квест. Дело даже не в спортивном интересе. За пару часов мы увидели много интересного и в каком-то смысле открыли другую часть страны.
Организаторы, узнавшие о нашей проблеме, предложили зачислить нам баллы за ту точку, до которой мы не добрались. Возражала только одна дама из любительской команды (просим прощения у коллег из журнала, которых несправедливо обвинили в этом).
22:00. Да, мы застряли в буквальном смысле слова! Одна из точек была расположена возле белорусско-украинской границы. Неожиданно навигатор предложил свернуть с нормальной дороги на… м-м-м, песчаную (заметим, что обычной в таких случаях пометки «Только на внедорожниках» не было). Нет, это была не гравийка. Мы рассчитывали, что такая дорога вскоре закончится и мы выедем на асфальт. Около 400—500 метров удалось проехать нормально, а потом наш универсал завяз.
Конечно, мы не потеряли самообладания и попытались вытолкнуть машину. Тщетно! Тогда стали откапывать голыми руками. Спустя полчаса опять попытались вызволить автомобиль, но снова не вышло. Нам ничего не оставалось, как вернуться на нормальную дорогу пешком и провести «акцию» «Как водители реагируют на голосующих людей на пустынной дороге ночью». Ответ предсказуемый: большинство проезжали мимо.
Взяли фотовспышку и стали включать-выключать. Это сработало — BMW с номерами Гомельской области притормозил. Но когда мы радостно ринулись к нему, резко газанул и умчался вдаль.
В это время вторая часть нашей команды, оставшаяся возле машины, сообщила о проблеме в чат. Неуместные шуточки опустим, заметим лишь, что сразу отозвались ребята из команды «ХендэАвтоГрад», передвигавшиеся на Hyundai Creta и оказавшиеся неподалеку. Друзья познаются в беде!
Сотрудники компании-дилера корейской марки специально отклонились от маршрута ради нас. Долго не удавалось объяснить, где мы находимся. Но в конце концов кроссовер показался на горизонте. Парни быстро домчались, подсоединили трос и вытянули универсал.
Оказалось, они сами добирались до точки этим же маршрутом. Говорят, дальше дорога еще хуже. Они ехали так около 20 километров. Однако попасть в пункт назначения не удалось: там куча запрещающих знаков и охранник. Но «зачекиниться» все же смогли.
19:30. Туров. На Борисоглебском кладбище растет крест буквально из земли. Считается, что он растет ввысь и вширь. Сюда приходят многие, чтобы попросить за близких и вспомнить умерших. Зимой около него тает снег. Объяснения этому у ученых нет. Наши впечатления такие: крест небольшой, каменный и в каком-то смысле приземистый.
18:30. Впервые Ленин (Житковичский район) упоминается в 1568 году. Одна из версий: название деревни связано с именем Алены Радивилл, которой подарил усадьбу ее муж — князь Слуцкий. Здесь мы стали искать старое еврейское кладбище, где совершенно случайно натолкнулись на старую деревянную часовню. Рабочие, устанавливавшие памятник, сказали, что она была построена в 16-м веке, а сейчас разваливается. Однако историки нас поправили: ее возвели в 19-м веке в честь отмены пригона.
До еврейского кладбища, которому около 500 лет, тоже добрались. На воротах — звезда Давида. Особый интерес представляли деревянные надгробия. Рассказывают, фотографий в хорошем качестве нет. Исправляем недоразумение.
16:40. Следующий пункт — местечко под названием Ленин. Есть байка, что, услышав о нем, Владимир Ульянов выбрал псевдоним. Слабо верится, конечно, но посмотрим...
15:30. А мы едем к следующей точке — в деревню Семежево (Копыльский район). На самом деле сюда надо приезжать зимой, когда проводят обряд «Колядные цари» (занесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО). Местные жители надевают старинные одежды, ходят по хатам, собирают дары... Ради завораживающего зрелища съезжаются фотографы мировых агентств, и снимки расходятся по всему миру.
Обряд возник еще в 18-м веке, когда тут располагались воинские части. Солдаты и офицеры наряжались, ходили по домам и показывали представление. А жители благодарили их с помощью угощений. Это красивая традиция, за которой могут приехать туристы в Беларусь.
14:25. Неожиданно возле кладбища в Узде попали в прошлое. Две девушки, одетые в исторические костюмы, на лошадях возвращались с реконструкции охоты. На фоне сельского пейзажа они смотрелись очень аутентично.
Пару слов о нашем транспортном средстве. Нам предоставили Audi A4 в кузове универсал. Под капотом двухлитровый турбодизель. Расход при нашем стиле вождения составляет 5,5 литра на сотню.
Периодически встречаем другие экипажи. Например, нас опередили ребята на Hyundai Creta.
14:10. Подъезжаем к Узде, здесь находится белорусская пирамида. Она расположена на городском кладбище и служила фамильным склепом и часовней-усыпальницей для известного рода Завишей. Пирамиду построили более двухсот лет назад. Что за уклон в египетскую тему? Тогда это было популярно. Вроде бы моду ввел Наполеон: в походе французов на Египет принимали участие жители Речи Посполитой.
А наш фотограф вспомнил, что в советское время город был известен молочным заводом, на котором выпускали треугольные пакеты с молоком. Опять-таки пирамида...
13:40. Прибыли в Марс и Юпитер. Это деревни в Дзержинском районе, которые появились на месте сгоревших. Как уточняют организаторы, раньше деревни назывались просто «1» и «2». Ничего особо космического здесь нет: обычные хаты да огороды.
Пару слов о том, как мы определяли маршрут. Наш капитан Алексей Каминский написал программу, которая просчитывала оптимальный — по числу баллов, расстоянию с учетом ограничений скорости. На самом деле вариантов было много, и пришлось все равно обсуждать, советоваться, выбирать лучший. Например, мы отмели посещение водопада в приграничной зоне, так как для пребывания в этой зоне необходимо специальное разрешение.
13:20. Новая вводная от организаторов. Участникам квеста отключат колонку со штрафами, чтобы «никого не смущать», и будут звонить непосредственно командам в случае фиксации нарушений. Интересный ход. Сейчас возникла ситуация, когда смысла конкурировать за места не будет, если штрафные баллы начисляют таким странным образом. Или же выиграет тот, у кого будет меньший минус.
13:10. Приехали в Строчицы, где находится старобелорусская корчма. И вот неожиданность! Дорогу перекрывает шлагбаум: въезд платный. Кстати, с такой же проблемой столкнулись другие команды. Увы, приходится отказаться от посещения — просто «чекинимся»: слишком много времени отнимет. А жаль...
12:40. Наша команда прибыла к первой точке. Это усадьба Чапских в деревне Прилуки (Минский район) — двухэтажное каменное здание, известное также как «заколдованный замок». Наиболее знаменит Кароль Чапский, который был градоначальником Минска в конце 19-го века. При нем строилась первая электростанция, открывались ремесленные училища и строились мосты.
Чтобы взятие было успешным, нужно «зачекиниться» в приложении. Достаточно подъехать к точке на расстояние 500 метров. Еще вчера участники квеста обсуждали: «Так нечестно. Нужно хотя бы фото делать и выходить из машины. Иначе в чем смысл?».
Мы всегда стараемся найти именно то, куда приехали. Хотя некоторые, как показывает практика, просто подъезжают на машине и проделывают формальную процедуру взятия точки.
12:20. Со штрафными баллами ничего не ясно. У некоторых команд уже минус 150 и более. При этом ребята говорят, что не было возможности превысить. Нам также начислили 4 штрафных пункта. Когда стали выяснять, оказалось, что мы двигались 76 км/ч на пр. Дзержинского (в зоне действия знака «70»). На самом деле были опасения, что система не будет учитывать актуальные ограничения.
Организаторы в курсе проблемы. Говорят, сейчас разбираются с этим. Ребята из Encounter явно расстроены: «Какой смысл продолжать?»
Вот как предполагалось фиксировать штрафы: превышение с 12 до 14 км/ч — 1 балл, с 15 до 19 км/ч — 2 балла, 20 км/ч и более — 50 баллов.
12:05. Одна из команд уже взяла точку! Вот это да-а-а. Несколько пунктов расположены в непосредственной близости от Минска (по условиям команды должны были стартовать в пределах МКАД). «Речь идет об Encounter (это команда „схватчиков“, которые считаются главными претендентами на победу). Правда, при этом они заработали 48 штрафных баллов. Ну очень быстро ребята ехали», — рассказали организаторы.
Это важный момент: у всех команд на смартфонах должно быть активировано специальное приложение, которое с помощью GPS-трекера следит за скоростью. Гонка за баллами не должна превращаться в постоянное нарушение ПДД.
12:00. Первой точкой стал ресторан на улице Киселева в Минске. Известный автоэксперт Дмитрий Перлин провел инструктаж, на автомобили участников наклеили стикеры (машины легко узнать в потоке), участники знакомились. Выделялась команда «Леди Босс». Дамы в платьях и туфлях на высоких каблуках кокетливо попивали шампанское (заметим, что безалкогольное!). Им достался кроссовер Mercedes GLE.