13 ноября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Светлана Богданова

Намибия: как выжить на пустынных автобанах и почему нельзя выезжать на машине после 19:00?

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Светлана Богданова

В Африку едут посмотреть на дикую природу, пустыни, поселения племен, контрастирующие с современностью. Светлана поехала в африканскую Намибию, потому что просто захотелось. Как оказалось, это весьма популярная среди туристов страна. Люди отправляются туда в первую очередь ради охоты. Светлана же вооружилась разве что фотоаппаратом — чтобы рассказать Onliner.by, на чем ездят по пустыням, каково живется местным автомобилистам и как водители спасаются от жары и снующих диких животных: от обезьян до леопардов.

— Намибия — бывшая колония Германии, позже она попала под влияние ЮАР. Энциклопедия говорит, официальным статусом обладает английский язык, а немецкий, африкаанс, гереро и ошивамбо считаются национальными языками. Например, многие вывески — именно на немецком. В результате лингвистического смешения в принципе сложно понять хоть что-то. В сочетании с левосторонним движением это сильно выводит из равновесия. На дорогах неразбериха выливается в уникальные знаки, подобных которым никогда не встречала. В принципе, о международных стандартах для знаков можно забыть. Например, перечеркнутая буква S означает «остановка запрещена».

 

На знаках намибийских дорог нашла отражение практически вся местная фауна. Там предупреждают о появлении на трассах слонов, жирафов, антилоп, даже сурикатов.

К слову, каждая деревушка, каждый домик обнесены проволокой — чтобы не пробрались леопарды, гиены и прочее зверье. Дороги тоже ограждают сеткой, но если свернуть в сторону пустыни, трассу может перебежать какой-нибудь загулявший жираф. Но больше других раздражают бабуины. Они перелезают через проволоку и выходят на дорогу целыми семьями. У обезьян есть странное развлечение — бросать в проезжающие машины фрукты, всякий хлам. Насколько я поняла, именно из-за диких животных в Намибии запрещены любые пассажирские перевозки после 19:00.

Есть специальный знак, запрещающий голосовать, останавливать попутку. Такой запрет ввели, наверное, на опасных участках, потому как подвоз в Намибии развит получше, чем общественный транспорт. Автобусов, а тем более троллейбусов или метро мы не видели за все время поездки. Люди передвигаются с помощью автостопа или такси. Причем шоферы берут плату не за расстояние (километраж), как у нас, а с каждого пассажира. То есть сесть вдвоем и скинуться нельзя. Похожее правило действует в гостиницах. Платишь не за номер, а за койку.

 

Скоростные трассы и улицы в городах в целом в прекрасном состоянии: покрытие, разметка, максимальные 120 км/ч вне населенных пунктов — все на высоте. Но во время поездки по этим дорогам нельзя увидеть той красоты, ради которой люди и стремятся попасть в Намибию.

Дикие животные и потрясающие виды ждут путешественников на второстепенных трассах — так называемых пустынных. На карте они выделены чуть менее жирной линией. Мы думали, по аналогии с нашими четырехполосками (жирная линия) и двухполосками (тонкая). Но там второстепенные трассы представляют собой обыкновенную гравийку, только скорость на ней ограничена 100 км/ч. Сложно себе представить, но по этим дорогам действительно разгоняются до таких значений на спидометре. Тогда поездка превращается в мучение — из-под колес постоянно вылетают камни и с гулом стучат по днищу машины. Представьте два часа езды в условиях такой трещотки. Удивительно, как вообще выдерживают это испытание автомобили.

 

При всем скептическом отношении к странам Африки стоит сказать, что там очень чисто. На трассах работают дорожники и уборщики. Специально нанятые люди сгребают как мусор, так и принесенные ветром из пустынь колючки, пока они не оказываются на проезжей части. Особой опасности для машин они не представляют, но за ними все равно следят.

Вразрез с таким стремлением к чистоте выглядят брошенные машины, коими усыпаны многие обочины пустынных автобанов. Возможно, здесь ценят металл, но кузова не выбрасывают, не утилизируют, чего-то ждут.

 

Мы не раз сталкивались с дорожной полицией. В Намибии сотрудников местной ГАИ очень много. Там даже предупреждают об их появлении морганием фар — как у нас. Однажды остановил мужчина в форме, проверил все документы у каждого белоруса, все бумаги у водителя. Последняя его фраза вызвала у нас приступ неудержимого смеха: «Покажите огнетушитель». Тут как никогда хорошо подходит выражение «Инспекторы — они и в Африке инспекторы». Сотрудник зачем-то его понюхал, а после заключил: «Нормальный, можете ехать». В другой день, когда мы ехали в такси, остановили еще один раз. Таксист открыл все окна и демонстративно уставился вдаль, а нам было велено собрать с каждого деньги для штрафа — за непристегнутый ремень. Кое-как удалось отмазаться.

 

Автопарк Намибии в основном представлен японскими внедорожниками, пикапами. Пикапы чаще всего используют для перевозки пассажиров — сегодня. А завтра багажное отделение этой же машины может быть полностью завалено тушами антилоп. За рулем очень часто встречаются чернокожие женщины. Как нам удалось узнать, в стране действует рассрочка на покупку авто для любого желающего. Срок выплат — 40 лет. С учетом больших расстояний и отсутствия общественного транспорта это логичное решение.

Исходя из личных наблюдений, Намибия — страна, недружелюбная к пешеходам. Судите сами: светофоры для пеших участников движения горят ровно две секунды, после начинают мигать. То есть проезжую часть нужно не переходить, а перебегать. Тех, кто не успел, конечно, пропустят, но поворачивающие водители могут и не заметить.

 

 

Автомобилистам бы понравились намибийские места концентрации цивилизации — они расположены на заправках. Там есть еда, вода, туалеты, Wi-Fi, сувениры. На заправках встречаются, пьют, едят — тусуются, одним словом. АЗС может стать основой для возведения поселка. Пример — самый маленький в стране город под названием Солитер, который состоит из заправки, автомастерской.

Иногда в рекламах показывают, как по африканским пустыням ездят мотоциклы или кабриолеты. Это абсолютная неправда. Передвигаться под палящим солнцем в температуру под 40 градусов без крыши — не иначе как самоубийство. Фотоаппарат вряд ли может передать состояние песка, раскаляемого в течение дня. Примечательно, что на рассвете можно заметить: многие дюны на самом деле серые, а спустя пару минут после восхода они становятся красными — такими, какими мы привыкли видеть их на снимках.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by