26 ноября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

«„Шашечники“ сами себя загоняют в ловушку». Разбор аварии в Гомеле

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Очень примечательная ситуация попала в объектив регистратора в Гомеле: водитель Rover на коротком участке дороги совершил два перестроения, а потом врезался в Ford, который уходил от столкновения с другим автомобилем и затормозил. «Водитель Ford хотел обезопасить себя, применив экстренное торможение, но не подумал, что, кроме них двоих, есть еще и другие участники дорожного движения», — утверждал на форуме пользователь, представившийся водителем Rover. А что думает по поводу случившегося наш эксперт?

Нельзя сказать, что авария произошла на высоких скоростях. Но в том и кроется опасность таких ситуаций в городе: кажется, едешь не так уж и быстро, есть иллюзия контроля обстановки, и тут — ба-а-ах!

Пользователь нашего форума с ником 1638423 утверждает, что является водителем Rover: «Вправо не ушел: бордюр высокий, не перескочил бы. А водитель BMW создал аварийно опасную обстановку, из-за чего и поплатился штрафом и, возможно, лишением до двух лет. Думать нужно, из какой полосы и куда поворачиваешь. Я не говорю, что я не виновен, но тут факт налицо. Водитель Ford хотел обезопасить себя, применив экстренное торможение, но не подумал, что, кроме них двоих, есть еще и другие участники дорожного движения». В общем, виноваты все вокруг…

Разбирать ситуацию мы будем на улице Железнодорожной в Минске, которая чем-то похожа на Речицкое шоссе в Гомеле, где и произошла авария. Здесь те же две полосы в каждом направлении, а большое число выездов и поворотов вынуждают порой совершать перестроения. Время мы умышленно выбрали такое, когда поток разреженный.

— Получается, возникли две опасные ситуации, одна из которых завершилась ДТП, — еще раз просматривает ролик Виталий Жуковский, который в течение десяти лет по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках) обучает приемам и принципам безопасного вождения. — Судя по ролику, видимость была хорошей. И возможно, это тоже сыграло свою роль. Водитель Rover, похоже, из тех, кто стремится быть быстрее других и использует малейшую возможность, чтобы совершить опережение. Своими действиями он сильно выделяется в мирно движущемся потоке. Типичная тактика: разгон — торможение, разгон — торможение… И как мне кажется, возможность уйти от столкновения у него была: достаточно было взять правее, хотя это несколько противоречит ПДД. Зато водитель Ford был бы ему благодарен.

Нам удалось связаться с непосредственным очевидцем происшествия — автором видео. Вот что он сообщил: «Да, видимость с горки была отличной. Как мне кажется, водителю Rover надо было снижать скорость еще на 10-й секунде ролика, когда грузовик в правой полосе начал поворот, а в левой водитель внедорожника включил указатель левого поворота. Тормозить следовало бы на 13-й секунде записи — в момент поворота направо легкового автомобиля, ехавшего за грузовиком. Там редко поворачивают быстро, а старые универсалы в шустром разгоне замечены никогда не были. Водитель BMW же, скорее всего, пытался перестроиться в правую полосу прямо на перекрестке, не посмотрев в зеркала, из-за чего и положил начало ролику».

— При просмотре видео создается такое ощущение, будто водитель недостаточно опытен в оценке окружающего пространства, — считает эксперт. — Частые перестроения, например, говорят о том, что он должен был уделять много внимания боковым зеркалам. Однако это отнимает время и внимание в ущерб контролю передней зоны. В результате позднее торможение и… Неумение быстро проанализировать ситуацию и принять решение приводит к таким последствиям, как мы видим на записи.

Как обычно бывает, автомобильной аварии предшествует серия факторов. В данном случае одним из обстоятельств стало замедление двух автомобилей, двигавшихся впереди, — BMW и Ford.

— Есть две наиболее правдоподобные версии, почему так произошло, — продолжает Виталий Жуковский. — Водитель BMW либо пропустил свой поворот, либо увидел впереди поворачивающий налево автомобиль. Плюс у него маленькие зеркала и неважный обзор, к тому же Ford мог попасть в мертвую зону. В любом случае BMW стал перестраиваться, чем напугал мужчину из универсала, и они оба «замерли».

Попутно эксперт обращает внимание на вредную привычку отдельных водителей, которые любят смотреть в боковое зеркало с одновременным поворотом руля. К чему это приводит? Как минимум попутный автомобилист испугается…

— Водителю же BMW, который поздно заметил Ford, стоило выключить указатель поворота и продолжить движение прямо, — уверен наш собеседник.

Высказывались упреки в адрес водителя Ford: мол, он мог бы действовать иначе. Во время разбора ситуации речь зашла и об этом.

— Упрекать водителя Ford нельзя. Когда BMW дернулся, мужчина за рулем универсала мог бы просигналить или взять правее. Но ведь нет гарантии, что немецкий седан не начал бы поворачивать, — предполагает Виталий Жуковский.

— Тут даже в зеркало заднего вида бесполезно смотреть, если суждено получить удар судьбы в задний бампер.

Хотелось бы сделать акцент еще на одном моменте. Следом за BMW двигались два Volkswagen, и водители этих машин успели среагировать на ситуацию. Да, минивэн частично выскочил на встречную полосу — это тоже не лучший вариант. Но водителям удалось избежать ДТП, в отличие от мужчины, управлявшего Rover.

— Зачем было разгонять автомобиль так, что потом оставалось только выбросить тормозной парашют? — интересуется эксперт. — Хотя и он вряд ли помог бы.

Поведение водителя Rover нельзя назвать необычным. Периодически можно наблюдать, как некоторые автомобилисты играют в «шашечки». Но основной поток едет спокойно, а перестроения обычно имеют какую-то причину: то ли впереди препятствие, то ли кто-то поворачивает.

— «Шашечники» подвергают опасности в первую очередь себя, — говорит эксперт. — В условиях ограничения обзора другими движущимися автомобилями предпринимать резкие действия просто опасно. Такие водители сами загоняют себя в ловушку, когда не хватает времени, места и тормозной системы машины.

Вспомнилась ситуация, зафиксированная пару лет назад на улице Кижеватова в Минске. Водитель легкового автомобиля решил опередить поток по правой полосе, резко перестроился, а там был припаркован грузовик. Экстренное торможение не помогло — произошел удар. На самом деле таких ДТП немало.

— Если перед вами едут медлительные водители, то не нервничайте, не сигнальте и не моргайте фарами. Подождите удобного момента и совершите опережение, но не резко и не на большой скорости. Мужчина за рулем Rover запрограммировал себя на быстрый маневр. Он придумал себе алгоритм движения, но непредсказуемые для него самого действия других водителей привели к созданию опасности и столкновению, — подытоживает Виталий Жуковский. — Напоследок хочется пожелать всем водителям благополучно пережить осень, зиму, а весну встретить с хорошим настроением.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by