Проект «Раритет». Семерка самых редких машин из каждого региона страны по версии охотника за эксклюзивными авто

29 ноября 2016 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: соцсети

Проект «Раритет». Семерка самых редких машин из каждого региона страны по версии охотника за эксклюзивными авто

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: соцсети

Мы привыкли видеть раритеты из автомира на фестивалях, парадах. Но редкие машины появляются на наших улицах намного чаще, чем раз в год. Существует целое сообщество людей, с фотоаппаратами охотящихся за эксклюзивными автомобилями, готовых бросить все дела, получив сообщение о местонахождении интересной модели. С одним из таких увлеченных фотоколлекционеров — блогером Никитой Казаком — мы составили список самых редких машин в Беларуси. Шорт-лист разделили на регионы — чтобы каждая из областей могла чем-то «похвалиться».

История увлечения Никиты не начинается со жвачек Turbo и гонок в Need for Speed. Молодой человек пришел к своему хобби иным путем. «У моего отца никогда не было машины, но он просто горел автомобильным миром, — вместо знакомства говорит парень. — На все мероприятия брал с собой и меня. Когда я был подростком, нашим лучшим отдыхом было съездить на моторшоу, ралли джиперов, триал. Так что моя болезнь — наследственная».

Брестская область — Opel Commodore (A), выпускавшийся в 1967—72 годах

Про такие машины мы говорим, мол, они не гниют, а отдыхают, ждут второго дыхания, своего реставратора. Отдых у этого Opel затянулся. Уникальный для нашей страны автомобиль стоит «в огороде» в пригороде Бреста не один год, причем с опущенными окнами. Нетрудно догадаться, во что превратился салон, и без того кем-то ранее «доработанный» с помощью ковров. Дизайн машины на самом деле впечатляет — в сочетании с дверями без рамок купе смотрится по-настоящему круто. Известно, что этот Commodore стоит на советском учете, его ввезли в страну более 25 лет назад. Объявлений о продаже модели нигде нет. Видимо, владелец упертый, не желает расставаться с реликвией.

Эти фотографии, как и многие другие, Никите прислали другие люди, неравнодушные к его хобби. Блогеру важно увидеть автомобиль своими глазами, хотя и необязательно. Сам себя он называет кладоискателем. «В 2009 году я случайно попал на „Ретро-Минск“ и понял, чем хочу заниматься в свободное время — искать эксклюзивные тачки, — вспоминает молодой человек. — Объездил дворы столицы, гаражные кооперативы, постоянно выкладывал фотографии в соцсетях. Вскоре по принципу сарафанного радио пользователи узнали обо мне и сами стали присылать снимки или сообщения, где был замечен раритет».

Витебская область — Ford Country Squire 1963 года

Насколько удалось выяснить, машину привезли еще в советское время в Йошкар-Олу. Спустя пару десятков лет Ford продали в Москву, пытались найти нового владельца в Питере, а позже — в Минске. Причем цена за столь редкую машину была бросовой — менее 5 тысячи долларов. В итоге обладателями Country Squire стали ребята из Лепеля, владельцы тюнинг-студии. Интересно, что автомобиль выполнен в Woody Style, то есть в экстерьере используются деревянные элементы. Неизвестно, обновят ли их на студии, поскольку полная реставрация не планируется. Скорее всего, оставят лишь кузов, а «внутренности» установят от Mercedes 220.

«Снимок прислали в рабочее время, — говорит блогер. — Раньше я занимался своим хобби только после работы. Сейчас передвигаюсь по городу в более свободном режиме. Бывало, кто-то звонит: „На Бангалор стоит Cadillac 70-х годов!“ И я уже еду. С владельцами разговариваю нечасто. Во-первых, многие данные об авто я и так знаю. Ну а во-вторых, чего скрывать — теряюсь, стесняюсь».

Гомельская область — Ford Thunderbird 1979 года

Владелец живет в Мозыре. Машина уже несколько лет находится в райцентре, но до сих пор не оформлена в РБ. Об этом говорит и номерной знак — российский. Интересно, что столь эксклюзивную модель не раз видели на выставках и автомобильных мероприятиях, однако в столицу она не заезжала ни разу. Почему — загадка.

Кстати, ник Никиты в соцсетях — nik_thunderbird. По словам парня, с этой моделью Ford у него особые отношения: «День, когда я увидел Thunderbird впервые, запомнился отлично. Это было 15 мая 2010 года. Передо мной оказалась модель 1956 года. Как говорится, увидел и заболел. Можно сказать, любовь с первого взгляда».

Гродненская область — Buick Super 8 родом из 1948 года

История этой машины весьма интересна. В 1984 году молодая на тот момент пара сыграла свадьбу и на деньги, полученные от гостей и родственников, решила купить автомобиль. Но не простой, а именно ретро. Так в нашей стране появился Buick. Вначале под капотом стоял бензиновый мотор от представительского 6-местного ЗиМа (объемом 3,5 литра и мощностью в 90 л. с.). Однако он «съедал» очень много топлива — в смешанном цикле расход доходил до 18—19 литров на сотню. Позже двигатель заменили на дизельный агрегат от МТЗ. Но он так шумел, что водитель делал вынужденные остановки, чтобы побыть в тишине и прийти в себя после нескольких километров дороги. Сейчас Super 8 приводится в движение ДВС от Mercedes Gelаndewagen. Машина вот уже 32 года принадлежит одной семье, на ней не раз отправлялись в дальние путешествия.

«Этот Buick — из разряда „баянистых“, — шутит Никита. — Большинство автолюбителей хоть раз да видели его, однако, возможно, не догадывались, насколько он уникален для Беларуси. Бесспорно, машина примелькалась, стала восприниматься на парадах как нечто должное. Сравните Super 8 с Opel Commodore из Бреста и вы поймете, сколько времени и сил вкладывают владельцы в восстановление и содержание своих автомобилей. Говорят, та супружеская пара даже ремонтирует ретрокар вместе».

Минская область — BMW 2000 (выпускался с 1966 по 1972 год)

Год назад в сети всплыла фотография этого редкого «баварца». Машина просто была припаркована на неохраняемой стоянке, информации о хозяине не имелось. Автолюбители даже готовы были заплатить деньги за любой намек о владельце или месте постоянного хранения BMW. Но никаких данных с тех пор так и не появилось. Возможно, модель уехала в одну из частных коллекций.

«Такое часто бывает: покупает человек раритетный автомобиль и ставит его в гараж, — рассуждает охотник за эксклюзивами. — Машина просто стоит где-то подальше от посторонних глаз и порой либо вовсе не выезжает, либо видит свет пару раз в год. На мой взгляд, это довольно странно, хотя многие владельцы до сих пор переживают из-за того, что могут появиться завистники. По этой причине им не хочется светиться».

Могилевская область — Pontiac Grand Prix 1979 года

Тот случай, когда владелец не скрывается, а наоборот — открыто заявляет о своем приобретении. По словам последнего хозяина, машина «валялась на улице под тентом». Но после ее пригрели. В 2010 году новый покупатель торжественно заявил, что Pontiac ждет реставрация. Но насколько эти планы осуществились, неизвестно. За последние шесть лет в облике раритета ничего не изменилось — на левой подбитой части вместо передней оптики все так же зияет дыра.

«Однажды случилась и довольно странная история. Забегая вперед, скажу, что в итоге со мной связался сам автовладелец и даже назначил встречу, чтобы я мог узнать о его машине больше, — вспоминает собеседник. — Но начиналось общение с диаметрально противоположным настроением. Я получил информацию, что на одной из СТО находится интересный автомобиль. Отправился на место. Охранник, стоявший у шлагбаума, на секунду отошел. И я понял: это мой шанс. Быстренько сфотографировал и ушел. Ждал полгода, прежде чем обнародовать снимки. После публикации тут же посыпались требования от станции удалить фотографии. Только спустя какое-то время владелец признался: смотреть и трогать модель можно, но только не снимать».

Минск — Ikarus 55 (выпускался с 1953 по 1972 год)

Для Никиты 55-й — шоковое открытие этого года. Может показаться, мол, что необычного в каком-то там автобусе. Но многие удивятся, узнав, что в наши дни на постсоветском пространстве доподлинно известно только о трех таких моделях, доживших до наших дней. Одна стоит в московском музее транспорта, другая находится в питерской частной коллекции компании «Ретро-Бас», третья представлена на этих фотографиях. И все.

Больше «пылесосов», как их называли в СССР, не осталось. А почему? В одном из автопарков столицы Никите сказали, что раньше автобусы, отслужившие срок, не продавали «гражданским», не отправляли в утиль, а просто разбирали, металлические элементы распиливали. Так и распилили все поставки 55-го. Минский Ikarus, скорее всего, ждет судьба грузового транспорта. Его вряд ли будут восстанавливать. В планах — сделать яркий автомобиль для перевозки мотоциклов.

Bonus. Alfa Romeo RZ с минскими номерами в Москве

Напоследок — более-менее молодой и жутко редкий автомобиль, который видели в Минске, но чаще замечали именно в российской столице. Всего было выпущено 284 экземпляра этой модели. Все они быстро разлетелись по миру. И каким-то невероятным образом одна из этих машин оказалась в наших краях. Предполагают, что «Альфу» ввезли в тот момент, когда растаможка в РФ уже подпрыгнула, а в Беларуси еще не успела. Владелец решил лишний раз не переплачивать.


На прощание Никита озвучил просьбу, в которой мы не могли отказать: «Если вы видите где-то на улице необычный, редкий автомобиль, не постесняйтесь написать о нем на почту Nik.thunderbird@gmail.com. Возможно, именно эта машина станет жемчужиной моей фотоколлекции».

Автомобильные держатели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Проект «Корчи»: минский блогер ищет по стране редкие машины из 70-х—80-х годов

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by