18 декабря 2016 в 8:00
Источник: Родион Мирский. Фото: vk.com/goodday_travel

«Я взял $500 и отправился в кругосветку». Хроники автостопера: о водителях из Европы и Азии

Источник: Родион Мирский. Фото: vk.com/goodday_travel

Дмитрий из Гродно в последние месяцы службы в армии сильно увлекся статьями о путешествиях. И как только грянуло увольнение в запас, тут же собрался в путь. Сделал пару пробных попыток: отправился в Польшу, после в Португалию, а в марте этого года рванул в кругосветку. С собой он взял подругу из Москвы Елену, рюкзак с палаткой и 500 долларов. Сейчас идет уже девятый месяц его тура. Передвигается он с помощью автостопа, а следовательно, уже успел накопить немало наблюдений по поводу водителей в разных странах.


На BlaBlaCar я добрался из Витебска до Санкт-Петербурга, подобрал Елену и на самом дешевом пароме добрался до Эстонии. Там и берет полноценное начало наше путешествие. Простояли в Хельсинки целый день на дороге, и абсолютно никто не остановился. Жутко замерзли и после этого решили ехать не по Скандинавии, как планировали изначально, — видимо, там совсем не принято подбирать попутчиков. Направились в Европу через Прибалтику, пришлось потратиться на паром.

Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Франция — эти страны проехали по одному сценарию. Длительный переезд, прогулка по городу, а потом опять: только дорога, жуткий мороз и ветер. Водители двигались на большие расстояния, потому особых проблем не было. Лишь под Ригой застряли в глухой деревне, пришлось ночевать в ближайшем от дороги подъезде, пока на помощь не пришла одна местная жительница: вначале вынесла нам поесть, а после, когда пришел ее муж, пустила переночевать. А когда нас не довезли 20 км до Берлина, поставили палатку и от холода не смогли заснуть. Когда нас не подвозили до самого города, мы садились на поезда и достигали цели — зайцами, конечно. Ранее мне казалось, в северных странах более развита взаимопомощь на дорогах, но в европейской части континента автостоп был лучше, чем в Скандинавии. Языкового барьера не ощущали — все знали английский, а многие — русский. Например, Бельгию мы покидали на грузовике под управлением украинца. Русскоговорящих дальнобойщиков в Европе много, и именно они чаще останавливались: то ли хотели поболтать, то ли просто неравнодушны к путешественникам.

С удивлением узнали, что на автобанах Италии «стопить» напрочь запрещено. Мы пытались найти попутку на заправках, но даже оттуда путешественников буквально гоняют. Однажды подъехала машина полицейских, карабинеры стали расспрашивать, кто мы и что здесь делаем. После долго объясняли свои законы. Отпустили, только когда мы вынужденно согласились перебраться с автобана на обычную дорогу — пару километров пешком. Там простояли полдня — никто так и не остановился. Никакого другого способа попасть в Грецию, кроме как на лоукосте, не видели. Но и в Греции автостоп оказался абсолютно мертвым. Кроме того, практически не работал каучсерфинг. Европейцы очень требовательны к заполнению анкеты: не должно оставаться ни одной свободной графы, иначе откажут. Мы обожглись на этом не раз. Планировали тратить деньги только на еду, но пришлось останавливаться в хостелах.

Приключения начались в Турции. Там водители намного более радушные, приветливые, нежели в Европе — определенно, менее запуганные. На трассе мы проводили не более 10 минут — сразу кто-то подбирал и провозил, сколько мог. Особенность местных дальнобойщиков — они всегда предлагают попутчикам чай. Под грузовым прицепом, в ящике для инструментов, практически все оборудуют себе импровизированную кухню. Останавливаются на обочине и готовят себе что угодно. Нас тоже угощали. На пути из Анкары поставили личный рекорд — один водитель подобрал сразу 15 человек. Они направлялись в прекрасную Каппадокию, на слет туристов. В итоге мы решили «позависать» с ними.

Надо сказать, дороги в Турции в идеальном состоянии, никак не уступают европейским. Хотя водители ездят там по азиатским правилам: то есть без «поворотников», с сигналами клаксона для обозначения любого маневра. А как местные «дальнобои» обгоняют на серпантинах! С одной стороны двухполоски — скала, с другой — обрыв в море, впереди — слепой поворот, а шофер начинает неспешно обгонять. Как я понял, они столько раз там ездили, что уже выучили, когда именно можно выезжать на встречную, чтобы успеть вернуться в свой ряд до поворота. Еще там в норме ехать по встречной полосе, если пропустил нужный съезд с трассы. Несмотря не некоторые пугающие факторы, «стопить» в Турции — одно удовольствие. И всегда найдется ночлег — на многих АЗС есть комнаты для молитв, где спокойно можно провести ночь.

В Грузии водители не менее радушные. Однажды свернули в горы и оказались неизвестно где. Остановился какой-то совсем пожилой дедушка и почти сразу предложил: «А поедемте ко мне». Его семья устроила целый праздник с богатым застольем, который продлился два дня. Хотя большую часть пути до российского Грозного мы проехали на фурах из Турции. Именно в Чечне нам ответили положительно на анкету каучсерфинга, причем предоставили в наше распоряжение всю квартиру «под ключ». Как нам показалось, чеченцы в целом и автомобилисты в частности постоянно пытаются перебороть стереотип, что они злые и жестокие люди. Потому бесплатно путешествовать по этой части России — одно удовольствие: и подвезут, и накормят, и спать уложат. Так что уже скоро мы оказались в Подмосковье. Там проходил фест с участием 600 путешественников с лекциями от известного Антона Кротова. После поездок по России (Алтай, Байкал), где, к слову, отличный автостоп и огромное количество красивых природных мест, мы оказались в Монголии.

В Монголии не принято подвозить бесплатно. Да, там останавливаются, но всегда просят денег за поездку — такова привычка. Однажды была неприятная ситуация, когда водитель нас подобрал, кивнув на фразу «for free», а следом за нами сел еще один парень и тут же протянул бумажку. Хотя платить за поездку в машинах местных по местным дорогам — довольно странно. Дороги там ужасные, разбитые. О чем говорить, если с запада страны на восток ведет дорога, которую бы мы в Беларуси назвали проселочной. Притом эта же трасса ведет к столице Улан-Батор. Сами автомобилисты водят в бешеном стиле, игнорируют элементарно правила и постоянно сигналят. От прогулок по городам мы с непривычки быстро устали: из-за постоянного перезвона клаксонов стала гудеть голова. Но много машин (особенно популярны Hummer) только в столице, за городом же трафик весьма разреженный и состоит в основном из стареньких машин.

В Китае слова «автостоп» не знают, по-английски разговаривают единицы. Но помогать китайцы любят, останавливаются, чтобы подвезти, очень многие. Более того, в отличие от Монголии, там не просят денег, а дают их с собой: мол, вы свободные путешественники, вам пригодится. Машин там нереально много (в основном родного производства с непроизносимыми названиями), слухи о смоге нисколько не преувеличены, по утрам в тихую погоду города окутаны дымкой. Развязки и мосты — умопомрачительные, дороги расходятся в трех-четырех, а то и более уровнях. А вот пробок мы так и не увидели. В одну ночь нам повезло — разбили палатку прямо на Великой Китайской стене, ее неотреставрированной части, далекой от туристических маршрутов.

А в другую ночь попали в историю на АЗС у трассы, когда хотели возле ее территории переждать ночь в палатке. Вскоре приехала полиция (скорее всего, кто-то вызвал). Три часа мы пытались объясниться, поняли лишь, что нас обязывали отправиться в отель. Мы объясняем: no money. А они нам в ответ через переводчика: «Ребята, это не просьба». В итоге нас доставили в участок. После еще одной неприятной беседы разрешили спать прямо там, в одной из комнат местной «опорки». С утра тихонько, пока новая смена полицейских не стала задавать вопросы, мы выбрались на трассу и рванули в сторону Вьетнама.

В Ханое (столице Социалистической Республики Вьетнам) мы впервые в жизни увидели пробку из мотоциклов и велосипедов. Плотность такая, что застрявшим в заторе водителям было просто некуда деваться. Ездить автостопом там практически невозможно. Каждая машина, когда подбирает пассажира на дороге, автоматически превращается в такси. Пару раз удавалось проехать, рассчитавшись с помощью фотографии. Вьетнамцы делали «селфи» на фоне «белых европейских людей» и считали это адекватной оплатой. Водители там не злые, но и готовыми помочь их тоже не назовешь. Может, все дело в сложных дорогах? Трассы там проходят через нескончаемый черед деревень и поселков. Больше 70 км/ч не разгоняются, а фуры держатся скорости в 40 км/ч.

Далее наш путь лежал через Камбоджу. Там основной трафик составляют мотоциклы с колясками и тук-туки. Местные водители где-то выучили фразу «Хеллоу, сир. Тук-тук?» и повторяют ее каждый раз, когда видят человека неазиатской внешности. Эти ребята очень приставучие, иногда перегораживали дорогу на тротуаре, чтобы вновь задать свой сакральный вопрос. Водители грузовиков и легковушек не то чтобы не знают об автостопе, они в принципе не могу понять, как можно подвезти человека бесплатно, если вам по пути. Чтобы «стопить» в Камбоджи, нам приходилось ломать местные стереотипы. Заметили, там дикая коррупция: можно ездить без прав, документов, на развалюхе — главное, иметь мелочь для полиции. Это считается нормальным. Даже на границе с Лаосом у нас требовали 2 доллара — под официальным предлогом, мол, «за штамп».

В Лаосе сразу бросилась в глаза бедность. Только там, и ни в какой другой стране мира, мы стопили мотоблоки. А сами водители этих миниатюрных тракторов были очень рады нас подвезти — опять же сказывалась наша внешность европейского человека. У них такие люди — редкость. Так что шоферы хвастались, а нам было не по себе. На дорогах почти нет автомобилей, все машины сконцентрированы в городах, на трассах пустовато. Именно в Лаосе определилась наша дальнейшая судьба, маршрут нашего путешествия. Мы стояли у дороги и думали, куда ехать дальше. Тут остановился грузовик с двумя парнями в салоне. «Таиланд?» — спросили они. «Почему бы и нет?» — прикинули мы и кивнули. Сейчас катаемся по Таиланду, но тут даже «стопить» не надо, люди сами подвозят.

Когда выезжал из Беларуси, в кармане было 500 долларов. Спустя более полугода после старта этого путешествия осталось $15. Но в планах побывать еще в Малайзии и Индонезии, а дальше — в Австралию или США — будет видно. Одно точно: возвращаться домой еще слишком рано.

GPS-навигаторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by