Сейчас на минских стоянках такси большинство разговоров так или иначе сводятся к пресловутой поездке за 63 рубля. Одобряющих комментариев ни от кого из водителей мы не услышали, а вот негатива хватает. Многие таксисты просят: «Передайте, что не все такие, как Саша63, и не стоит обобщать». И хотя Транспортная инспекция, с сотрудниками которой корреспонденты Onliner.by отправились в рейд, проверяет техническое состояние, оформление автомобилей служб такси, включен ли счетчик, в порядке ли соответствующие документы (путевой лист, страховки, техосмотр и пр.), пока у всех на устах одна тема. Честные таксисты сами дают советы, как избежать переплаты и обмана со стороны недобросовестных коллег.
Рано утром микроавтобус с надписью на боку «Транспортная инспекция» и проблесковыми маячками на крыше выезжает на маршрут. Такие проверки проводятся постоянно. Помнится, раньше, когда особенно остро стояла проблема с нелегальными перевозчиками, специалисты отмечали: на рынке мало участников. Уже после прихода Uber появилось несколько местных приложений и диспетчерских служб, периодически тарифы не повышаются, а снижаются. Стало быть, работы прибавилось? Как сказать...
Улица К. Либкнехта. Возле края проезжей части припаркован серый Hyundai Accent с наклейками одной из городских диспетчерских служб. За рулем — женщина. Увидев транспортников, она даже не удивляется. Вероятно, сталкивается далеко не первый раз.
— Здравствуйте. Транспортная инспекция. Ваши документы, пожалуйста, — обычно инспекторы проверяют путевой лист, отметки о предрейсовом осмотре (медицинском и техсостояния автомобиля), сертификат о прохождении техосмотра, два вида страховки («автогражданку» и ответственность перед пассажирами), прочие обязательные водительские документы.
Также обращают внимание на внешний вид машины — наклейки, плафон, желтые номера и включен ли таксометр. С лета прошлого года счетчик должен быть оборудован СКНО (система контроля налоговых органов). Это устройство, размещаемое в крайнем правом углу под лобовым стеклом, передает данные о денежном обороте. После окончания поездки информация о ее стоимости и уже подсчитанном НДС поступает в налоговые органы. Это, конечно, если счетчик включен. А за тем, чтобы он работал, следит как раз Транспортная инспекция.
Честно говоря, в такие моменты очень заметна диспропорция в требованиях между традиционными перевозчиками и теми, кто предлагает услуги по аренде автомобиля. Первые обязаны предоставлять целый пакет документов, оборудовать машину недешевым таксометром, каждая наклейка должна соответствовать ГОСТу. А вторые... Кажется, пора урегулировать вопрос и вовсе не ужесточить, как часто бывает, а смягчить условия для традиционных таксистов. Последние об этом, к слову, давно просят.
У таксистки из Hyundai все в порядке. Разговорились с ней, и беседа зашла о том, что происходит на рынке нерегулярных перевозок. Коснулись также знаменитой поездки за 63 рубля от ТЦ «Замок» до улицы Воронянского. Водитель Accent резюмирует свое мнение: «На чужой беде не нагреешься».
Между тем некоторые игроки рынка тут же подхватили тренд и запустили рекламные кампании, изгаляясь насчет расценок по распиаренному маршруту. Дескать, мы завезем во столько-то раз дешевле!
Рейд продолжается. Невдалеке припаркован Volkswagen Polo Sedan с шашечками, к которому у сотрудников Транспортной инспекции также претензий нет. Молодой таксист наслышан о громком случае двухнедельной давности: «По закону водитель прав, но с точки зрения морали...»
О чем речь? Таксист, подвозивший ребенка и няню Александры Рогач, работал по тарифам, указанным на табличке. Девушка, вероятно, не обратила внимание на мелкий шрифт и... Не все понимают, что индивидуальный предприниматель сам вправе устанавливать тарифы, и если вы берете машину от борта, нужно быть крайне внимательным. Фраза «по счетчику» вовсе не означает, что повезут по средней городской таксе.
На самом деле ничего удивительного с точки зрения экономической ситуации не произошло. Конкуренция на рынке выросла. Сейчас перевозчики, использующие приложения, имеют больше шансов получить заказ, а значит, у них есть возможность удешевлять поездку. Совсем обратная ситуация с теми, кто всегда работал от борта у хлебных мест — вокзалов, торговых центров и так далее. Садясь в такую машину, клиент платит не только за поездку, но и за простой автомобиля. Тех, кто начинает торговаться, уличные таксисты отсылают к коллегам, согласным работать задешево. Потому в народе первых и прозвали «фильтрами».
«Фильтры» были всегда. Но теперь находить клиентов им все сложнее и сложнее. Вот в ход и пошли хитрости: пассажиров забалтывают волшебными словами «по счетчику», не уточняя, каким будет тариф, или же подсовывая под нос табличку с нагромождением шрифтов, и ага!
— Совет очень простой — вызывайте такси по телефону через диспетчерскую службу и контролируйте включение счетчика, — говорит водитель Renault Duster, к которому также претензий у сотрудников Транспортной инспекции нет. — Тогда отследить заказ и доказать свою правоту пассажиру проще. Если же садитесь от борта, внимательно ознакомьтесь с тарифами и проконтролируйте, чтобы на таксометре был включен актуальный. Это легко проверить.
Пока разговаривали с таксистом из Renault, сотрудники Транспортной инспекции остановили его коллегу на Opel Zafira. В компактвэне, оформленном как такси, находилась пассажирка. Нюанс в том, что при этом правила автомобильных перевозок пассажиров все равно действуют. Законодательство в таком случае не признает родственных связей.
— Если хоть один элемент обозначения такси присутствует, мы расцениваем машину именно как такси. Следовательно, водитель должен подчиняться правилам автомобильных перевозок пассажиров, — объясняют инспекторы. — Был бы при себе гражданский паспорт, установить истину не составило бы труда. Но по словам водителя, еще и таксометр был включен...
Речь идет о нарушении восьмого пункта правил автомобильных перевозок пассажиров («Транспортные средства, оформленные для выполнения автомобильных перевозок пассажиров в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, не могут использоваться физическими лицами для личных (бытовых, семейных и иных нужд), не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров»).
Особенность в том, что часто такси — это личная машина водителя. Но чтобы поехать за покупками в магазин, надо заменить желтые номера на обычные, убрать плафон и наклейки. Словом, повозиться. Иногда таксисты, подкидывая родных на работу, не заморачиваются...
— В случае с Opel Zafira не пройден предрейсовый медосмотр, отсутствует допуск механика, есть недостатки в оформлении путевого листа, — перечисляет сотрудник Транспортной инспекции. — При худшем сценарии это могло бы трактоваться как нарушение правил лицензируемой деятельности. За это предусмотрен штраф до 500 б. в. (сейчас — 11 500 рублей) с отзывом лицензии.
— Отец, ну что ты сразу кнутом? — обижается водитель.
В конце концов транспортники соглашаются, что в машине находилась жена водителя: очень уж достоверно звучала версия таксиста. Однако штраф все-таки будет — 2 б. в. (46 рублей) по части 5 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов).
— На будущее имейте в виду, что можете доставить серьезные проблемы компании, на которую работаете, — напоследок предупреждают транспортники. — И будьте внимательны при оформлении путевого листа: хотя сейчас ведутся разговоры о его отмене, пока такое решение не принято.
Действительно, многие называют путевой лист рудиментом. Раньше этот документ считался бланком строгой отчетности. Постепенно его значение снижается. По путевому листу можно отслеживать соблюдение режима труда и отдыха, но при желании это легко обойти.
Служебный микроавтобус Транспортной инспекции перемещается на улицу Голубева. Тут всегда дежурят несколько автомобилей служб такси. День проведения рейда не стал исключением. Как показывает опыт, у водителей на таких легализованных стоянках обычно все в порядке.
Небольшая претензия есть только к таксисту из Kia, который не прошел своевременно курсы для водителей-такси. Оказалось, мужчина не знал, что это в принципе необходимо:
— Раньше они были бессрочные. Раз прошел, и все...
— Вступили в силу изменения. Нужно раз в пять лет получать свидетельство о прохождении аттестации, — объясняют транспортники, оформляя штраф в 1 б. в. (23 рубля).
— И чему там научат? — задает резонный вопрос таксист. — Что-то новое расскажут?
— Это ваше свидетельство компетентности в сфере автомобильных перевозок.
Последовательно сотрудники Транспортной инспекции проверяют еще несколько постоянных точек на улицах Есенина, Рафиева и проспекте Любимова. На всех автомобилях — наклейки, плафоны, желтые номера. У водителей полный пакет необходимых документов. Зеленая лампочка под лобовым стеклом говорит, что таксометр с СКНО включен.
У инспекторов возникли вопросы лишь к водителю Volkswagen Polo Sedan — бока автомобиля были загрязнены. С учетом погодных условий транспортники делают замечание и просят привести машину в порядок.
— Есть определенные требования к внешнему виду. Ну как это — ты едешь обслуживать пассажиров, а машина грязная? — говорят специалисты. — К салону тоже могут быть предъявлены требования. Если сиденья грязные, в дырках от сигаретных окурков, под ногами у пассажиров — банки с техжидкостями и прочее, то можно даже снять автомобиль с линии.
Рейд лишь подтверждает известный тезис: абсолютное большинство таксистов, несмотря на внушительный список требований, стараются соблюдать правила и условия регулятора. Сейчас не так остро стоит вопрос с нелегальными перевозками. А такое нарушение, как отсутствие техосмотра, встречается все реже и реже. Хотя таксисты неоднократно просили исключить если не обязанность проходить ТО дважды в год, так хотя бы необходимость платить второй раз госпошлину за пользование дорогами.
Инспекторы заезжают на парковку ТЦ Prostore на проспекте Дзержинского. Замечают Lada с плафоном на крыше и прочими традиционными обозначениями такси. Водитель уезжает, несмотря на включенный спецсигнал. Некоторое время длится преследование, спустя минуту Largus тормозит на обочине.
— Почему игнорируете сигналы? — спрашивают сотрудники Транспортной инспекции.
— А я не сразу понял, что происходит, — оказывается, таксист закончил смену, счетчик выключен, едет домой. С документами у него полный порядок, и причин для сокрытия нет. Похоже, в самом деле не разобрался после ночного дежурства.
К сведению: по пункту 9.1 ПДД должностные лица Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). Должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, находящимся в движущемся специальном автомобиле, также может быть подано требование об остановке транспортного средства, которое должно быть своевременным, понятно водителю и выражаться путем включения маячка синего цвета с использованием специальной информационной таблички (табло) и (или) громкоговорящего устройства.
Завершается рейд возле гостиницы Renaissance. Возле главного входа в отель часто можно увидеть автомобили служб такси, которые позиционируют себя как премиум-сегмент. Расценки соответствующие, а как соблюдаются требования? Предсказуемо все в полном порядке. Таксистку из Nissan просят лишь перед началом смены установить наклейки-магниты на бока — девушка только-только помыла автомобиль.
История с поездкой за 63 рубля забудется не скоро. Хотя такие проверки, как рейд Транспортной инспекции, показывают, что это скорее исключение, большинство таксистов выступает категорически против таких космических тарифов. Очевидно, на рынке пассажирских перевозок назрели перемены. Что произойдет — смягчение условий или, наоборот, ужесточение? Посмотрим...
Кошельки в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by