По дороге движется скромный Volkswagen Fox красного цвета, позади него скопилась очередь из страждущих, но водитель не торопится и дотошно следует ПДД. Все говорит о том, что за рулем — новичок: и наклейка «70», и характерное осторожничанье, и «шрам» на заднем бампере. «Сейчас кину осуждающий взгляд „учителя“», — наверняка думали водители, опережавшие хетчбэк, но сразу осекались: автомобилем управлял двухметровый здоровяк, который запросто может опрокинуть легковушку голыми руками. Да что там — Кирилл Шимко двигал танки, башенные краны, самосвалы и самолеты! Услышав предложение поучаствовать в социальном эксперименте, сразу согласился. Даром что силач всегда выступает в интересах слабых. Это тот самый случай, когда добро — с кулаками.
Наклейка «70» на заднем стекле вроде бы означает предупреждение, мол, за рулем автомобиля новичок, а стало быть, следует вести себя аккуратнее, прощать медлительность и возможные ошибки. Но вот чудеса — все происходит с точностью до наоборот!
Присутствие на дороге неопытного автолюбителя нередко вызывает обратную реакцию — бывалые водители обращаются с новичками (словно сами такими не были) как с нашкодившими учениками и устраивают настоящую дедовщину! Я-де покажу тебе кузькину мать, сейчас продемонстрирую, что тебя тут никто не ждет, лучше не суйся на дороги.
В результате — опережение, подрезание, вытеснение из крайнего левого ряда ненавистного «чайника». Могут опустить стекло и обматерить за то, что сразу не научился ездить как положено. Такие истории регулярно описывают на наших форумах новобранцы-автомобилисты. Но ведь обругать или напугать новичка за рулем — это как ребенка обидеть!
— В самом деле — наклейка «70» сзади действует на некоторых водителей как красная тряпка на быка, — соглашается Кирилл Шимко. — Так сложилось, что у нас поток делится на VIP-автомобили, кроссоверы с претензией, бюджетные малолитражки и так далее. Сейчас я буду управлять небольшим женским автомобильчиком, попробую следовать ПДД, и посмотрим, что из этого выйдет.
Вообще-то силач предпочитает большие машины. Его личный автомобиль — Volkswagen Multivan, в котором много пространства. В маленький Fox он с трудом помещает свою гору мышц, отодвинув водительское кресло от руля до предела: «Эта машинка для меня как букашечка. Такой велосипед на колесах. Сам бы я ездил на большом пикапе вроде Ford F350».
Итак, выезжаем на улицы города. План такой — движемся в общем потоке, никого не провоцируем, но следуем ПДД. В угоду агрессивным водителям не ускоряемся, место им не уступаем, дабы не провоцировать аварийную обстановку. Следим за окружающими и делаем выводы.
Поначалу Кирилл был весьма скептически настроен в отношении минских автомобилистов. Вспоминал, что сам пару раз сталкивался с конфликтующими водителями: «И сигналили, и пытались „учить“, и выскакивали из салона». Обычно претензии снимались, стоило Шимко выйти из автомобиля. Исполинский рост и мышечная масса, выпирающая из одежды, были лучшими аргументами.
— Как-то попал в ситуацию, когда меня нарочно не пускал один упрямый водитель, — вспоминает мужчина. — Впереди было препятствие, и мне некуда было деваться, чуть не сложилась аварийная ситуация. В итоге остановились в удобном месте, я вышел из салона, хотел провести профилактическую беседу.
«Но весь мой гнев ушел, когда водитель опустил стекло и миролюбиво протянул руку: „Извините, Кирилл, я не хотел“»
На самом деле подобная ситуация, когда добряк Шимко выходит из себя и салона автомобиля, — исключение. Силу здоровяк применяет в самом крайнем случае — например, чтобы предотвратить преступление. Всегда призывает водителей к мирному решению любых конфликтов и предупреждает об уголовной ответственности «за нанесение тяжких и не очень тяжких телесных повреждений».
Надо заметить, что Fox, несмотря на скромные габариты, вызывает интерес на светофорах. Увидев, кто сидит за рулем, многие водители расплывались в улыбке. На это и был расчет: до самого последнего момента автомобилисты ожидают увидеть на водительском сиденье девушку — в нашем обществе до сих пор сильны стереотипы (сравнительно небольшой автомобильчик, наклейка «70», красный цвет и пр.). Так что чистота эксперимента с этой точки зрения была соблюдена.
— Любые предрассудки за рулем неуместны, — считает Шимко. — Вот взять наш случай. Вдруг кто-то решит, что за рулем хрупкая девушка, начнет хулиганить, не думая, что может получить достойный отпор, а тут мы... После нашего эксперимента многие агрессивные автомобилисты трижды подумают, а стоит ли обижать на дороге тех, кто внешне выглядит слабым.
Без происшествий проехали по одной из основных магистралей — ул. Притыцкого и части первого городского кольца. Разве что бросилась в глаза неуспокоенность потока. Наш Fox двигался строго по ПДД: примерно 50—55 км/ч, справа полосы были заняты и мы могли ехать в среднем или крайнем левом ряду. Заметно, что поток движется гораздо быстрее — работают те самые пресловутые 60 + 9 км/ч. Но зато никто не сигналит и светом фар не моргает.
В первый раз гудок клаксона раздался на пл. З. Бядули. Кирилл немного замешкался при повороте налево. Здесь немудрено запутаться даже опытному автомобилисту (если тот едет в этом месте впервые) — организация дорожного движения непростая. Нетерпеливый водитель Chevrolet стал сигналить. Шимко медленно продолжил движение по кругу — так часто действуют новички за рулем. Тогда ехавший позади начал истошно давить на клаксон, размахивать руками и в конце концов объехал красный хетчбэк. Что заставляет людей так прессинговать «чайников»? Неужели кто-то считает, что неопытный водитель, услышав такой гневный окрик, соберется и начнет в сложной ситуации действовать как шофер-профессионал?
— Он был просто удивлен, — наш водитель остается невозмутимым. — Повозмущался и уехал... Ему не понравилась наша медлительность. Честно говоря, будь на его месте, я, возможно, сделал бы то же самое.
На пр. Независимости, куда мы свернули, медлительный хетчбэк опережали, моргали фарами, сигналили. Но никто не подрезал, не орал в окно оскорбления. Кирилл удивлен: «В Москве, наверное, уже высаживали бы из машины».
Лишь на перекрестке пр. Независимости — ул. Волгоградская водителю Renault не понравилось, как Шимко неспешно перестраивался из ряда в ряд.
— Вероятно, наклейка «70» делает свое дело, — подводит промежуточный итог здоровяк. — Мы проехали по трем основным магистралям Минска, двигались неспешно, но конфликтных ситуаций не возникло. Да, пару раз сигналили, однако это было оправданно.
Меняем тактику. Теперь красный хетчбэк выезжает на МКАД. Напомним, что на заднем стекле размещена наклейка «70». Даже если за рулем такого автомобиля находится опытный водитель, стаж которого более двух лет, он обязан соблюдать ограничение.
Проехали по внутренней стороне кольцевой от пр. Независимости до пр. Партизанского. Fox двигался неспешно, однако ни у кого возмущения не вызывал. Кому надо — опережали.
— Вот если бы мы ехали в крайнем левом ряду, то нас уже «учили» бы, — предполагает Кирилл Шимко.
Но мы не настолько наглые. И вообще, сразу условились не провоцировать водителей и стараться соблюдать ПДД.
Очередной гневный сигнал в спину силач получил уже в городе — на перекрестке О. Кошевого — Долгобродская. Наш водитель замешкался и не успел проехать на зеленый. Правда, ехавший следом автомобилист тут же успокоился и на дальнейшие действия не решился.
Заметим, что новичков за рулем часто незаслуженно обвиняют в том, что они якобы несут главную угрозу безопасности. В Минске, по экспертным данным ГАИ, по вине неопытных водителей (со стажем до двух лет) происходит менее 15% учетных ДТП. То есть более 85% «тяжелых» аварий случается как раз из-за бывалых автомобилистов.
Зато новички очень хорошо знают все особенности ПДД: кто, кому и в соответствии с каким пунктом правил должен уступать. Например, на пл. Я. Коласа из раза в раз возникает конфликт — разворачивающиеся вроде бы имеют преимущество, но поворачивающие направо по стрелке движутся как ни в чем не бывало.
В час пик Шимко несколько раз пытался развернуться, чтобы подловить такую ситуацию и посмотреть на реакцию оппонента. Однако снова и снова красный Fox оказывался один на перекрестке, и никто не мешал ему выполнить маневр. Вот всегда бы так!
Опять корректируем маршрут. Теперь движемся по ул. Я. Коласа, которая заслужила репутацию одной из самых заторовых и медленных. Сцепление — газ — тормоз! Новичок в такой ситуации запросто может заглохнуть, что и происходит с нашим Volkswagen. Какой будет реакция водителей?
— Никто даже не сигналит! — Шимко включает «аварийку». — Просто включают поворотник, объезжают, и все. Как будто все вдруг стали культурными и вежливыми.
Заметим: кто находится за рулем Fox, увидеть было нереально до момента, пока не поравняешься с хетчбэком. То есть водитель не мог быть рассекречен раньше времени. А значит, автомобилисты вели бы себя так же в отношении всамделишного «чайника».
Бурную реакцию стоящая на «аварийке» машина вызвала лишь у водителя и пассажиров BMW, которые стали отчаянно жестикулировать, увидев камеру.
Еще некоторое время мы колесили по улицам города. Но ни на тесных переулках, ни на широких магистралях не возникло ни одной по-настоящему конфликтной ситуации, никто не пытался «учить» водителя дамского автомобильчика. Можно ли считать эксперимент успешным? На наш взгляд, да. Конечно, нарваться на неадеквата есть шанс у каждого, но это скорее исключение, если вы, конечно, сами не провоцируете скандал. Записи с видеорегистраторов, которые появляются на YouTube, потому и набирают популярность, что, скорее всего, фиксируют что-то из ряда вон выходящее. Новичкам не нужно думать, что все вокруг злые и будут их прессинговать в потоке. Большинство водителей прощают и медлительную езду, и неспешное выполнение маневров, и даже непредвиденную остановку на оживленной улице. Разве что посигналят раздосадованно.
— Приятно удивлен терпению и толерантности минских водителей, — подводит итоги эксперимента Кирилл Шимко. — Я проехал полгорода и мог создавать определенное неудобство автомобилистам, но не нарвался на грубость или какое-то неадекватное возмущение. Давайте продолжать в том же духе — уважайте других и это обязательно вернется вам сторицею.
Гантели, гири, штанги в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by