На «бешеной табуретке» в Прагу. Чем живет субкультура ретроскутеров Vespa?

22 266
02 апреля 2017 в 8:00
Источник: Родион Мирский

На «бешеной табуретке» в Прагу. Чем живет субкультура ретроскутеров Vespa?

Источник: Родион Мирский

Даниле 25, и он молодой врач-травматолог. В силу своей профессии такой человек, наверное, остерегается всяческих авантюр, но у нашего героя все по-другому. Так, например, он решил в одиночку проехать 3500 км на скутере Vespa — специально на международный фестиваль Vespa в Праге. «Все началось с 2009 года, когда мы с друзьями увидели в Киеве резво мчавшихся по проспекту парней на маленьких мопедиках в ретро-стиле, — говорит молодой человек. — Мы тогда обалдели и поняли, насколько это круто — это целая субкультура». В чем ее суть — в монологе скутериста.

— Насмотревшись знаменитого фильма «Квадрофения» и наслушавшись «битлов», заценив всю эту движуху модов на всяких старых скутерах Vespa и Lambretta, за следующий год мы с друзьями насобирали деньги и купили три скутера Honda: два Giorno и Crea Scoopy. Тогда таких скутеров в Минске, мне кажется, было пару штук, ну и мы рассекали по полной.

Объем двигателя у каждой модели — всего лишь 50 «кубиков», далеко уехать от Минска мы не могли. Когда появилась идея попутешествовать верхом, мы не стали думать о расставании с ретроскутерами, менять их на «турер» — не выход. Мы мечтали о стареньких Vespa.

Однажды как-то на мотобарахолке наткнулся на скутер Vespa GTS250 2010 года выпуска с минимальным пробегом в 700 км и очень приятной ценой из-за обвала цен в России. Тогда я сразу вспомнил про свою тягу к ретроскутерам, и так как Vespa как раз-таки была родоначальником всей движухи, я полетел в Москву быстрее покупать этот скутер. И ни капли не пожалел. С этого момента начались все поездки. Сначала я объездил Беларусь, а потом решил двигаться на запад — в Европу.

Летом 2016 года связался с ребятами, которые точно так же «торчат» по «Веспам», и собрались в Прагу на фестиваль PragoVespa. Я загорелся идеей и написал им, а они, оказалось, уже были в пути. Оставалось только догонять их. За два дня я купил все необходимое, что нужно для «дальняка» (аптечку, инструмент, палатку, плед), и вылетел из Минска как ошпаренный в сторону польской границы.

На белорусской границе удивили водители автомобилей: все вокруг отправляли меня вперед очереди, пропускали. Возможно, поэтому прошел белорусскую сторону быстро, а вот польская оказалась более строгая. Проехал километров 20—30 по ЕС и тут смутился, даже небольшой страх появился: «Куда, блин, я еду? Один!» Взял себя в руки, включил позитивную музыку и направил скутер в сторону Варшавы. Эту дорогу я не забуду никогда: то 90 км/ч, то 50, шикарный дождь как из ведра. Разница взаимоотношений между водителями авто и мото (или скутеров) почувствовалась как раз в этот момент, когда я остановился на обочине во время ливня. А остановился я в поле, населенных пунктов рядом не было: только лес, поле и дорога. Я стоял у трассы и мок, спрятаться под деревом опасался из-за грозы. В тот момент остановилась семья поляков на здоровенном пикапе, предложили мне укрыться у них в машине от дождя. Все-таки мелочь, а иногда такого внимания не хватает. Возможно, и в Беларуси можно было бы встретиться с такими людьми, но мне не довелось. Ничем, кроме мокрых вещей, Варшава не запомнилась.

Польские магистрали, построенные к чемпионату по футболу, — в идеальном состоянии, и самое главное, бесплатные. Только однажды я попал на платную дорогу и растерялся. Причем не один я — кассир, который увидел парня на «бешеной табуретке», и сам не знал, можно ли такому транспорту выезжать на магистраль. Очень удивила и культура вождения. У нас у спешащих принято ехать в крайней левой полосе и моргать дальним светом, периодически поджимая. В Европе же никто не занимает крайнюю левую полосу для постоянного движения по ней. Крайняя левая полоса создана только для опережения, и как только водитель его совершает, возвращается вправо. Левый ряд всегда свободен. Проехав около 500 км по «новым» для меня правилам, я понял и ощутил, насколько это удобно. Никаких аварийных ситуаций при таком движении я не заметил. Тогда как у нас, наоборот, — видишь, как летит «Мерс» какой-нибудь и моргает тебе за километр, пытаешься пропустить, мечешься, вклиниваешься в соседний и без того плотный ряд. На Западе даже если я пошел на опережение и кто-то в крайней левой полосе догоняет меня, он не будет мешать и препятствовать, поджимая и моргая. Скорее спокойно дождется, когда я завершу маневр, вернусь в правую полосу, и продолжит свое опережение. Водители авто очень внимательны к мотоциклистам: ведь если случится ДТП, автомобилиста могут посадить, штрафы и наказания за несоблюдения ПДД намного серьезнее, чем у нас. Одним словом, во Вроцлав добрался без приключений.

На следующий день из-за катаний по брусчаткам Вроцлава раскрутился задний щиток над колесом и доставлял очень много шума. Довольно быстро нашел Vespa-сервис, поехал туда закрутить болт. Конечно, уровень СТО скутеров далек от автомобильных станций. Поляк внимательно выслушал, забрал ключи, сел на него и завез в сервис. Находиться в боксе, где проводятся все ремонтные работы, запрещено, даже если тебе «просто болт закрутить и проверить, не стучит ли ничего». Зато можно подняться на второй этаж и наблюдать. После всех манипуляций, проверки уровня масла, подкачки колес (чего я не просил) сервис не взял ни копейки, пожелал удачи и счастливого пути.

Развязки и пункты отдыха сделаны очень удобно, все довольно понятно, даже если не понимаешь польский или чешский язык. Большие знаки, которые висят как над дорогой, так и на обочинах, хорошо и вовремя информируют о предстоящих съездах. В пункте отдыха всегда будет бесплатный чистый туалет, иногда — кафе, пару лавочек для перекуса. За всю поездку меня ни разу не остановила полиция. Патруль заметил лишь раз. Как рассказывали товарищи, если попадаешься на магистрали на камере скорости, тебя в течение 15 минут догоняет машина, тормозит и штрафует. Особенно достается иностранцам. Но в этом вопросе есть один лайфхак. Местные водители в основном как и мы, только в Беларуси, знают, где стоят камеры скорости и патрули. Поэтому где нужно, они тормозят и едут по правилам, а где их нет — едут быстрее. И если хотите добраться до места назначения быстрее — «садитесь на хвост» местной машине.

Дорога до Праги вновь была украшена сильным дождем, мокрыми вещами, объездами платных дорог через горы и населенные пункты. Несмотря ни на что этот отрезок пути был, пожалуй, самым красивым за всю поездку: густая зеленая горная трава, небольшой, но кажущийся дремучим лес, скалистая местность — словами не описать.

Прага встретила теплым вечером и бесконечными тоннелями, в которых я провел около 2 часов из-за того, что навигатор плохо ловил сеть и я, наверное, объехал всю Прагу вокруг по тоннелям, прежде чем нашел, куда надо съезжать. В кемпинг, где проходила вся тусовка, приехал уже около 23:00. Меня встретили два итальянца, которые были в шоке, что я проехал 1300 км из Минска в одиночку. Показалось, среди участников фестиваля ретроскутеров я был самым молодым: вокруг гуляли мужчины в возрасте с бокалами пива, в кожаных жилетках, на которых наш народ привык видеть принты и нашивки Harley-Davidson. У тех мужчин на жилетах виднелась оса (vespa в переводе с итальянского «оса»). Весь вечер был наполнен путевыми историями. Скутер — это не мотоцикл: путь тяжел и на 100, и на 1300 км. Последний удобен в дальних поездках, тогда как скутер немного лишает комфорта. Зато добавляет эмоций, которые водитель получает во время езды.

После обеда все потихоньку начали собираться на выезд в город в колонне. Все организовано было своими силами: никакой полиции, никаких урегулирований вопросов с органами власти, все сели на мопеды и поехали, попутно весело сигналя, приветствуя горожан. Никакой полиции на выезде из кемпинга не было — как, например, на фестивале в Бресте, где байкеров после ночных посиделок встречало около пяти постов ГАИ с алкотестерами. В Праге тоже пили, но несколько иначе. Конечно, у нас «отдыхают» немного похлеще. Движение на улицах Праги настолько уважительное, что ехавшие скутеры, которые фактически парализовали улицу и мост, никто не подгонял, не звучали нервные сигналы. Автомобилисты тихо дожидались, когда все проедут. Было приятно.

Фестиваль закончился, до конца отпуска оставалось пару дней, и мне нужно было отправляться в сторону дома. Планировал вернуться в Минск с попутчиками. Знакомые ребята, которым я писал перед выездом из Минска, тоже доехали, но и у них без приключений не обошлось. У одного парня сломалась Vespa 60-х годов. Он заказал запчасти и решил остаться на недельку в Праге. Пришлось возвращаться одному.

Весь путь у меня составил 3550 км, 7 дней. Не скажу, что физически это было просто, но по внутренним ощущениям — настоящий кайф. Но любое путешествие невозможно осознать полностью, если ты не разделишь с кем-то впечатления. Поэтому я подготовил видео о поездке.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by