Родители, конечно же, против, но дети в школе, кажется, все еще мечтают стать учителями, врачами, летчиками. По мере взросления романтично настроенные подростки знакомятся на домашних кухнях с ориентирами взрослой жизни, звучат слова «карьера», «заработная плата», «перспективы». И на радость маме выпускник изъявляет твердое желание стать программистом. Лишь немногим удается осуществить мечту детства и стать тем самым «космонавтом» — в зависимости от того, кто каким космосом грезил. Наш сегодняшний рассказ — о таком человеке: он стал тем, кем хотел.
— Дядька вот уже 16 лет работает спасателем. Я к нему на работу ребенком приходил — интересно было. Помню, как-то раз неподалеку загорелся сарай. Такой пожар подручными средствами туши — не туши, а толку не будет. И приехали наши пожарные. Они все сделали очень быстро. Это было чем-то действительно крутым.
Антону Свистуну 28 лет, из них уже более семи он работает водителем в Зельвенском районном отделе по чрезвычайным ситуациям. До этого пришлось пару лет отработать в колхозе — нужен был водительский стаж. Ездил и на легковом автомобиле, и на грузовом — в зависимости от служебной необходимости.
— Водить-то я рано научился. В глубинке с этим просто: поехали с дядькой на проселочную дорогу, где потише, — вот и уроки вождения. А когда исполнилось 18 лет, сдал на права и вместе с приятелем в складчину купили первый автомобиль — «Москвич 412». На нем гоняли по округе, его же учились ремонтировать. Это сейчас просто: опыт есть, да и в интернете все можно найти. А тогда залез под капот — сиди, ковыряйся.
Вот так раскапываем важную черту характера этого человека, которая во многом и определила его жизненный выбор — Антону нравится техника. Разобраться в устройстве автомобиля, что-то починить своими руками — без этого не стать хорошим водителем. А начинается все в детстве. Родители, поломанные машинки и разобранная бытовая техника — это, возможно, первые признаки профессионального интереса ребенка.
Антон ковырялся в старом «Москвиче», а параллельно учился на землеустроителя. Это специалист по измерению земельных угодий — профессия на селе важная и нужная, возможно даже перспективная в плане карьеры. Но работать по специальности, получив диплом, парень не собирался и пошел устраиваться в МЧС, чтобы исполнить мечту детства.
Новый коллектив, суровые дядьки в форме, дежурства сутки через двое — мужская работа. Наш собеседник, впрочем, утверждает, что ни разу не пожалел о своем выборе.
— Мне это близко: порядок, дисциплина, постоянная готовность. Вот мы сидим сейчас, разговариваем. Но если будет вызов, через 45 секунд расчет в полной боеготовности выедет на место. На нас, можно сказать, целый район. Еще и соседям помогаем: были выезды в Мостовский, Волковысский, Слонимский районы. Недавно в Ляховичах был пожар — горел фронтон дома, — нас привлекали к тушению. Это самое страшное — когда горит жилой дом, особенно если внутри люди.
Спасателям по долгу службы приходится видеть всякое. И водитель участвует в ликвидации ЧП наравне со всеми. С ним в машине всего четыре человека — тесный коллектив, где каждый как на ладони. Среди этих мужчин ценятся взаимовыручка и преданность делу.
— Поступил как-то вызов — ребенок упал в колодец, наши выезжали на помощь. Квартиры, было дело, вскрывали — ключ в замке обломался, а хозяин взаперти. Это в городе, может быть, специалистов больше. А у нас зовут МЧС. Но и отношение у людей соответствующее — плохого о спасателях точно не говорят.
Пожарные, оказывается, люди суеверные. Не всерьез, конечно, а скорее на всякий случай. Сказал, что в районе все спокойно — поплюй через плечо и постучи по дереву. Мало ли...
— Когда нет вызова, занимаемся подготовкой. Это и теоретическое обучение, и отработка действий на практике. Есть нормативы — нужно поддерживать себя в форме. Скучно не бывает. И автоцистерна всегда заправлена водой. Даже если возвращаешься с вызова. Случается, что не успел доехать до базы, как разворачивают в другой район. И всегда счет идет на минуты.
Быстро ли подразделение, с учетом протяженности районных дорог, способно прибыть на пожар? Антон говорит, что минут 7—10 — и он уже в другом населенном пункте. Ехать дальше, чем в городе, зато пробок нет.
— Машина, если надо, и 100 км/ч поедет. Не в населенном пункте, конечно, а на трассе. У нас не то что в городе: светофоров нет, дороги узкие. Зато водители всегда дорогу уступят — на обочину съедут. Таких наглых, как те, о которых вы иногда пишете, у нас нет, ни с кем конфликтов не возникало. Каждый понимает, куда спешит пожарная машина и что может случиться, если она не успеет.
Что делает настоящий водитель, если никуда не нужно ехать? Настоящий водитель моет свой автомобиль.
Когда мы приехали, пожарный МАЗ блестел настолько, что в пасмурную погоду было видно собственное отражение.
— Надо еще раз ополоснуть, — задумчиво разглядывает кузов Антон.
Машина ему нравится. Водитель успел еще поездить на ЗИЛе — тот, конечно, поменьше да поманевреннее был, но устарел безнадежно.
— Сам посуди: у ЗИЛа в цистерне — 2,5 тонны воды. Что таким количеством можно потушить? Едешь и наперед думаешь, где воду взять. А у МАЗа 10 тонн — есть разница? И оборудование все, которое необходимо: лебедка, аварийно-спасательный инструмент, на крыше даже мачта освещения — можно в темное время суток работать.
Тяжело ли управлять такой махиной? Водитель МЧС говорит, что легко. В 2016-м он выиграл республиканский конкурс профессионального мастерства
Тем временем пошел дождь. Погода для пожарного неоднозначная: с одной стороны, мокрое не горит, с другой — непогода сама по себе может стать причиной ЧП.
— Это скорее служба, а не карьера, ощущение того, что ты можешь помочь людям тогда, когда нужнее всего, — говорит Антон. — И еще. Иногда хочется чего-то экстремального, почувствовать адреналин. Подумываю вот с парашютом прыгнуть.
Ему еще повезло, что жена к такой работе спокойно относится.
— А чего ей волноваться? Опасная работа? Ну, опасная немного... Хотя страшно не бывает, — на секунду собеседник задумался. — Знаешь, на самом деле бывает — когда едешь и видишь зарево впереди. Но этот страх преодолевается.
Огнетушители в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by