19 855
25 мая 2017 в 17:22
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

О таких, как Саша63, новых продуктах сервиса и любимой фразе Трэвиса Каланика. Интервью с главой Uber в Европе

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Несмотря на то что Uber был запущен в Беларуси полтора года назад, он по-прежнему демонстрирует в нашей стране ошеломляющие темпы роста. За первые три месяца 2017-го сервис вырос почти в шесть раз (по сравнению с тем же периодом 2016-го). Сейчас в Минске готовят к запуску новые продукты, ориентированные на компании друзей и семьи с детьми. А как насчет других городов — стоит ли устанавливать приложение гомельчанам или брестчанам? Отвечают ли топ-менеджеры на критику традиционных игроков? Что глава Uber в Европе думает о таких, как Саша63? В какие технологии инвестирует один из самых громких стартапов мира? Все эти вопросы корреспонденту Onliner.by удалось задать напрямую Пьеру-Димитрию Гор-Коти.

Интервью состоялось в шикарном ресторане, расположенном на 28-м этаже новой высотки Минска. Вид на город и уличную сеть служил отличным фоном для разговора о глобальных планах сервиса в Беларуси и не только. Это первое посещение нашей страны руководителем Uber, отвечающим за Европу, Ближний Восток и Африку. Можно расценивать визит как то, что сервис делает большую ставку на Минск. Пьер-Димитрий Гор-Коти на момент интервью успел встретиться с премьер-министром Андреем Кобяковым и руководителем ПВТ Всеволодом Янчевским.

Глава Uber в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Пьер-Димитрий Гор-Коти (справа) и глава Uber в странах СНГ Алексей Стах (слева)

— По последним данным, Uber работает более чем в 500 городах мира. Какую цель вы сейчас перед собой ставите? Покорить еще сто или весь мир?

— Предоставление доступной и безопасной мобильности для жителей городов — это то, как мы видим свою миссию. Благодаря Uber, который стал альтернативой для частного автомобиля, удается снизить нагрузку на транспортные сети, улучшить ситуацию с экологией и освободить парковочное пространство. Действительно, сейчас мы работаем более чем в 500 городах, но чувствуем, что сервис пользовался бы спросом в других мегаполисах тоже.

— Можете назвать конкретные планы?

— Конкретного плана по количеству запусков в новых городах нет. Но могу сообщить о продуктах, на запуске которых мы хотим сейчас сделать акцент. Например, считаем перспективной задачей масштабировать по всему миру UberPool. С помощью этого продукта несколько пользователей могут одновременно использовать один автомобиль, если им по пути. Также интерес, на наш взгляд, представляет UberEats — по сути, служба доставки еды. Нажав на кнопку, можно заказать блюдо из кафе или ресторана.

— Какие рынки вы бы сегодня назвали наиболее интересными, динамичными и перспективными?

— Вопрос интересный и одновременно сложный. Замечу, что по всему миру наш сервис все больше пользуется спросом. Особенно это заметно, например, в Египте, Пакистане, странах Латинской Америки, где рынок растет очень быстро. Это связано с неразвитой системой общественного транспорта и низким уровнем автомобилизации.

Ситуация, которая наблюдается в более развитых странах, в том числе в Беларуси, иная. Особенность в том, что здесь наш сервис часто служит как дополнение к общественному транспорту (ранее на эту же транспортную модель обращали внимание сотрудники Uber в Варшаве).

— А что насчет Беларуси? Какая ей отводится роль в структуре сервиса?

— Это мой первый визит в вашу страну, хотя в Минске сервис запустился полтора года назад. Могу гарантировать, что в будущем я планирую здесь бывать чаще. Наш бизнес в Беларуси растет большими темпами: около 300 тысяч пользователей в городе уже загрузили приложение и зарегистрировались в нем. Не могу не отметить, что встретились с дружественной средой, которой близки современные технологии. В конечном счете это привело к конструктивному диалогу с представителями органов власти. Мы договорились о том, какие действия будем предпринимать в течение ближайших лет.

— Что по поводу законопроекта об Uber, который обсуждался в начале этого года? У журналистов создалось ощущение, что люди, принимающие решения, не представляют особенностей сервиса и никогда им не пользовались. Например, звучали вопросы: а как я узнаю машину, которая приедет. На какой стадии этот законопроект?

— Между тем моментом, о котором вы говорите, и сегодняшним днем прошло много времени. У Uber в Беларуси стало еще больше пользователей. Одновременно повысился уровень информированности о том, как можно внести вклад в безопасную, доступную, надежную мобильность. Разумеется, регуляторная норма играет ключевую роль в данной ситуации. Должен заметить, у меня состоялась продолжительная беседа с премьер-министром Андреем Кобяковым, и я хочу назвать ее продуктивной. Он заверил, что с его стороны будет оказана поддержка для роста и развития Uber в Беларуси.

Когда Uber стартовал в Беларуси, ваши коллеги отмечали невиданные темпы роста для региона. Правда ли, что наша страна демонстрировала необычный интерес к сервису или это был маркетинговый ход, как считали некоторые скептики?

— Действительно, наш сервис вызвал большой интерес в Минске. Для подтверждения назову одну цифру. За январь — март этого года наш бизнес здесь вырос на 580% (по сравнению с теми же месяцами 2016-го). То есть Беларусь входит в список стран (на территории Европы, Ближнего Востока и Африки), где спрос на услуги Uber растет самыми высокими темпами.

— Можете привести аналогичные примеры?

— Интерес в Минске к Uber выше, чем, например, в Варшаве, и сопоставим с Каиром, Исламабадом и китайскими мегаполисами.

— В чем особенность белорусского рынка? Какие тенденции вы бы отметили? Может, водители у нас особенные — вежливые или, наоборот, нужно подтянуть этикет?

— Обращу внимание на несколько факторов. Во-первых, рейтинг у водителей, работающих в Минске, довольно высокий. Средний балл составляет 4,86 из 5. Это значит, что люди ценят сервис и им нравятся оказываемые услуги. Во-вторых, среднее время ожидания автомобиля в вашем городе составляет от 5 до 6 минут. Это значительно лучше, чем в первые дни после запуска. Наша цель — сократить время до минуты-двух.

— Говорят, сейчас у сервиса наблюдается большая текучка кадров в Беларуси, что обсуждают у нас на форуме. С чем это связано? Как вы оцениваете такую ситуацию?

— Основная задача сервиса — чтобы с одной стороны его ценили пользователи, а с другой — водители, которые воспринимали Uber как полноценный способ зарабатывания на жизнь. Мы прилагаем много сил и времени для повышения удобства сервиса для водителей. Наша стратегия в том, чтобы как можно больше партнеров видели себя как участники Uber в долгосрочной перспективе. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что не все пользователи воспринимают сервис как часть своей жизни. Однако многие ценят гибкость, которую мы предоставляем.

— В истории Uber в Беларуси были разные моменты. Случалось так, что вы рассматривали наиболее пессимистичный сценарий, например, ухода с нашего рынка?

— Знаете, по всему миру я не раз наблюдал недопонимание. Нашу бизнес-модель в силу ее инновационной составляющей иногда не могут принять. Поэтому очень много времени уходит на объяснения, что такое Uber и почему он позволяет принести пользу всем участникам рынка. В этой связи я рад наметившимся перспективам в Беларуси. Как я уже говорил выше, состоялись позитивные встречи с премьер-министром и городскими властями.

— Говорит ли популярность Uber в Минске, что у нас неразвитая система общественного транспорта?

В этот момент слово взял Алексей Стах, ныне глава Uber в странах СНГ (именно он запускал сервис в Минске):

— Не в этом дело. Исторически так получилось, что в Беларуси много талантливых программистов, инженеров, которые положительно воспринимают новые тенденции и сервисы и начинают их использовать мгновенно. Именно этим мы объясняем феноменальный успех в Минске.

— А Пьер-Димитрий лично пользуется сервисом? И ездил ли на Uber в Минске? — адресовали мы вопрос главе Uber в Европе.

— Ежедневно — для поездок в личных и деловых целях. Причем не только в Голландии, где живу, а в разных городах мира. В Минске поездку впервые совершил на днях, и меня все устроило. Обычно я предупреждаю, что работаю на сервис и интересуюсь мнением водителей. Таким образом собираю фидбэк, а затем обсуждаю наиболее ценные замечания со своей командой. Это позволяет нам повышать уровень услуг.

Приведу два примера. Один — конкретный. Как-то водитель в Амстердаме пожаловался, что купил автомобиль премиум-класса, но не смог выбрать соответствующий продукт в Uber. Я мгновенно связался со своей командой, а по окончании непродолжительной поездки был рад сообщить водителю, что ситуация уже исправлена.

Второй пример более общий, зато касается также Минска. Обычное дело, когда водитель везет пассажира в аэропорт и хотел бы быстро получить заказ обратно в город. Мы учли эти пожелания, и теперь, если вы направляетесь в аэропорт на машине Uber, можете услышать звуковой сигнал в приложении водителя. Это значит, что он, скорее всего, принял заказ на обратную дорогу. В целом такая опция позволяет оптимизировать сервис и сделать поездку выгодной и для водителей, и для пассажиров.

— Какие перспективы у белорусского рынка? Будет ли охват других городов? О таких планах ранее сообщалось, но без конкретики. Запустятся ли другие продукты, кроме UberX и UberSelect?

— Каждый, кто пользуется сервисом в Минске, знает о более доступном UberX и более престижном UberSelect. Мы всегда пытаемся получить обратную связь как от водителей, так и от пассажиров. На основе этого решаем, какие запросы наиболее популярны. Оказалось, что многие хотели бы перевозить детей в специальных автокреслах. В связи с этим не исключено, что в Минске вскоре будет запущен продукт UberKids. Также есть спрос на вместительные автомобили, как, например, минивэны — для компаний друзей или семей, чтобы отправиться всем вместе в одну точку и не вызывать две машины.

— А что насчет других городов?

На этот вопрос вновь решил ответить Алексей Стах:

— Пока мы сфокусируемся на Минске, хотим повышать услуги и сокращать среднее время прибытия автомобиля.

— Есть мнение, что Uber умышленно демпингует, выдавливая конкурентов с рынка, а потом будет планомерно повышать тарифы, хотя уже есть уловки в виде коэффициентов. Действительно ли существует такая стратегия? — обратились мы к Пьеру-Димитрию Гор-Коти.

— У нас очень прямолинейная политика ценообразования. Хотим, чтобы поездка для пассажира была настолько доступной, насколько это возможно. Однако водители тоже должны быть удовлетворены в финансовом плане. Это помогает установить базовую стоимость, но при этом сделать цену подвижной в зависимости от спроса. Например, вечером в уикенд, когда многие хотят совершить поездку, система вводит повышающий коэффициент, тем самым привлекая водителей. А пользователи взамен получают возможность заказать автомобиль, несмотря на пиковое время. В нашем случае гарантия совершения поездки очень важна, поскольку если мы не будем регулярно и последовательно предоставлять такую возможность, то люди не перестанут использовать частные автомобили. Динамическое ценообразование позволяет соблюдать необходимый баланс.

— Традиционные игроки постоянно жалуются, что Uber находится в неравных условиях. У нас его водители не платят дважды дорожный налог, не получают желтые номера и пр. Но на этом, собственно, основана стратегия компании — она всегда позиционировала себя как сервис, предоставляющий иной вид перевозок. Что вы говорите оппонентам?

Алексей Стах на это заметил: «Наши партнеры имеют соответствующую лицензию и в полной мере платят налоги. Ранее Uber продемонстрировал открытость, подписав меморандум с Министерством по налогам и сборам. Возникает вопрос, почему же мы находимся в неравных условиях?»

Глава Uber в Европе дополнил этот комментарий:

— Обычно в разговоре с оппонентами я обращаюсь к нескольким аргументам. Первый. Мы создаем альтернативу личному автомобилю. Если преуспеваем, то угадайте что? Правильно, люди более активно пользуются услугами такси и общественного транспорта. Поэтому я в корне не согласен с тем, что работа Uber якобы негативно сказывается на традиционных игроках.

Второй тезис. Одно не исключает другого! Много традиционных таксистов в Амстердаме зарегистрированы в Uber. Когда они решают поработать на наш сервис, то складывают соответствующую атрибутику в багажник и включают приложение. И наоборот, если хотят работать как такси, то достают плафон с шашечками.

Третий аргумент. Регулятивные нормы в отношении такси разрабатывались давно исходя из вопросов безопасности. Но современные технологии, в частности смартфон, позволяют добиться соблюдения этого условия разными способами. В случае с Uber мы ведь не садимся в случайную машину! Есть фото водителя, номер его автомобиля. В конце концов, можно отправить поездку близким и друзьям, и они будут наблюдать за передвижением автомобиля в онлайн-режиме. Кроме того, нет необходимости иметь с собой наличные деньги. Все это делает поездку безопасной. А прежние регулятивные нормы считаем устаревшими.

— Касательно конкретных условий поездок... Вам наверняка рассказывают о громких случаях в сфере перевозок. Может быть, вы также слышали о случае с Сашей63 в Минске?

Коллеги Пьера-Димитрия Гор-Коти кратко посвятили его в ситуацию, что не вызвало, впрочем, большого удивления у топ-менеджера Uber.

— Одним из приоритетов нашего сервиса всегда была прозрачность. Перед поездкой на Uber вы уже знаете, какой будет стоимость. По окончании на почту придет письмо с картой маршрута. Если возникнет вопрос о рациональном пути, то это можно оспорить, и разница вернется на карту.

— Каким будет, по-вашему, рынок пассажирских перевозок через десять, двадцать, тридцать лет? На улицах останутся только автономные автомобили? Как Uber корректирует свою стратегию в связи с развитием технологий?

— Думаю, что массовое использование беспилотных автомобилей вызовет большие изменения по всему миру. Это существенно повысит безопасность на дорогах. Не будем забывать, что ежегодно более 1 миллиона человек гибнет в авариях, а большинство ДТП происходит вследствие человеческого фактора. Также беспилотные машины позволят ускорить процесс отказа от использования частных автомобилей.

А значит, на дорогах сократится число транспортных средств, освободится городская площадь (столько парковочных мест уже не потребуется), которую можно будет использовать более продуктивно.

— Во что сейчас инвестирует Uber?

— Мы как раз вкладываемся в такие технологии в США. У американцев уже есть возможность вызвать беспилотный автомобиль и совершить на нем поездку.

— Поделитесь инсайдом, как обстоят коммуникации с Трэвисом Калаником (основателем Uber). У нас мало что о нем знают, хотя это личность незаурядная. Часто ли вы общаетесь? Есть ли у него любимое выражение, афоризм, цитата?

— Я работаю с ним последние пять лет. Знаете, есть одна фраза, которую он сделал своего рода культурной ценностью для сервиса: любите свои города! Имеется в виду, что сервис должен быть представлен жителями своего города. Он хочет, чтобы мы уделяли как можно больше внимания тому месту, где работаем, подчеркивали его индивидуальные черты и инвестировали в стартап-сообщества.

Найти водителя с помощью сервиса «Услуги» Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. sk@onliner.by