Эксперт о ситуации на рынке такси: «Последние новости говорят, что в деле останутся только прозрачные игроки»

 
23 642
15 июня 2017 в 14:23
Автор: Андрей Гомыляев
Автор: Андрей Гомыляев

Задержание руководителя службы такси «Алмаз 7788», принятие депутатами поправок в закон об автоперевозках, допускающих существование в стране новых форм такси помимо традиционных диспетчерских служб, требование поголовной установки СКНО и вместе с тем приход онлайн-сервисов — определенно, на рынке такси в Беларуси что-то происходит. Злые языки говорят о переделе сфер влияния, расчистке пути для новых игроков, «крышах», строят другие догадки. Onliner.by попросил эксперта в области автомобильных перевозок прокомментировать последние события и спрогнозировать развитие ситуации для нашей страны.

Дмитрий Неверкевич — директор компании «Белеврорент» международного бренда Europcar — считает, что многие должны понимать, в каком состоянии пребывал рынок такси в последние годы: «Рынок был местами серым (с редкими белыми вкраплениями). Причем сформировался он в конце 90-х — начале 2000-х и находился в таком состоянии до прихода в Беларусь онлайн-сервисов. Можно назвать это явление абсолютно неконтролируемым. Не был понятен ни объем рынка в денежном выражении, ни в количественном. Рано или поздно государственный регулятор должен был навести там порядок, это было ожидаемо. Вопрос лишь, какими методами. Но нарушения, конечно, должны пресекаться».

«Неверно связывать новость о задержании руководителя службы с якобы готовящимся плацдармом для другого игрока, — уверяет эксперт. — Государство это делает для себя как для института общества. Считаю, это вынужденные меры. Так как нельзя сидеть на одном месте много лет, работая по старым схемам, и полагать, что ничего не меняется. Государству же нужны понятные, прозрачные и четкие правила игры. Эти правила на наших глазах и определяются».

Как это все происходило?

Если взглянуть на последние события обобщенно, сопоставив все факты, то хронология событий может выглядеть следующим образом. Вначале на рынок приходит международный онлайн-сервис с изначально прозрачной прибылью. Ранее такой открытости не было. Очевидно, сервис предоставляет реальные данные о выручке государству (в лице Министерства по налогам и сборам).

Предположительно, госрегулятор, получив эти данные, сопоставляет их с местными игроками рынка и обнаруживает что-то не то. Далее государство обязывает таксистов устанавливать новые СКНО (средства контроля налоговых органов). Водители вынуждены подчиниться. По официальным данным, реальная выручка некоторых шоферов после установки приборов выросла в 5 раз.

Следующий шаг со стороны государства — поправки в закон об автоперевозках. Они должны сделать рынок еще более прозрачным, лишить возможности скрыть доход, дать путь новым, «открытым регулятору», сервисам. Параллельно обнаруживаются нарушения в этой сфере, нарушителей наказывают.

Что будет дальше?

«И государству, и игрокам нужна прозрачность, подконтрольность и возможность прогнозирования, — считает Дмитрий Неверкевич. — К этому и будет стремиться рынок — он будет обеляться. Кто останется на плаву в таких условиях — вопрос. Частное такси и неконтролируемая масса водителей, которые используют диспетчерскую службу для получения заказов — история конечная, невозможная для современных (а не времен 90-х) условий. В век технологий информацию о таких схемах стало получать легче регулятору. Считаю, диспетчерские службы должны будут уйти на свалку истории, как кнопочные телефоны. Как быстро это произойдет, сказать сложно».