Белорусское лето короткое и никого дожидаться не будет. Провести его нужно активно и весело. А самый простой и доступный способ повеселиться летом — купить велосипед. К тому же сейчас это мейнстрим: в столице вот-вот выделят для велосипедистов место на проезжей части. Выбор двухколесных моделей необычайно широк, и важно не ошибиться при покупке. Мы взяли пять наиболее популярных вариантов среди велолюбителей: горный, гибридный, комфортный, складной и шоссейный — и сравнили их, чтобы понять, чем один велосипед отличается от другого и какой из них можно считать наилучшим выбором для города. Велосипедный тест-драйв — в сегодняшнем материале Onliner.by.
— Чаще всего покупатели ведут себя одинаково. У них есть определенная сумма, которую они готовы потратить на велосипед. И нет представления о том, что именно они хотят получить за эти деньги, — рассказывает представитель торговой сети velozona.by Генрих. — «Подберите для меня что-нибудь» — эта фраза звучит здесь очень часто. В большинстве случаев люди выбирают горный велосипед. Он универсален — в этом самый большой его плюс.
Говоря проще, если вы точно не знаете, какой именно велосипед вам надо, — берите «горник». Парадокс в том, что этот тип создавался не для городских тротуаров и редких прогулок вдоль озера или по лесу. Но так вышло, что человек, который оказывается перед трудным выбором, делает его в пользу той модели, которая покроет все его нужды. В том числе на перспективу.
— Все зависит от стиля езды. Все почему-то убеждены, что 60% времени будут кататься в городе по тротуару и велодорожкам, а 40% — по лесным тропам или где-то еще на природе. На практике все несколько иначе: 90%, а то и все 95% типичный минский велолюбитель проводит на городских улицах, — говорят эксперты.
Это была плохая новость. А хорошая заключается в том, что горный велосипед отлично подходит для города. У него есть амортизационная вилка, что обеспечит вам достаточный уровень «мягкости» во время преодоления бордюров. Большинство моделей имеют от 21 до 24 скоростей, то есть подходящие передаточные соотношения найдутся для велосипедиста любого уровня подготовки при любых погодных и дорожных условиях.
— Единственный момент, на который я бы посоветовал обратить внимание, — это шины, — отметил Генрих. — Дело в том, что горные велосипеды комплектуются резиной с серьезным протектором. Он подходит для большинства типов покрытия, которые могут вам встретиться. Однако если практически все время вы катаетесь по тротуарам, такая резина будет «цепляться» за асфальт — велосипед будет медленнее ехать, медленнее разгоняться, шины будут шуметь во время езды. Катаетесь в городе — замените резину, адаптируйте ваш «горник».
Средний вес: 13—15 кг.
Среднее количество скоростей: 21—24.
Амортизация: есть (передняя вилка).
Назначение: вседорожник.
Тормоза: диски или v-brake?
Были времена, когда на всех велосипедах устанавливали исключительно ободные тормоза. Все тормозили, и никто не жаловался. Однако теперь даже на моделях среднего ценового диапазона можно встретить дисковые тормоза — уменьшенную копию автомобильных, со специальными колодками и гидравлической жидкостью в трубках. Но так ли они необходимы?
— Для размеренной езды по городу достаточно и ободных тормозов. Конечно, они не так отзывчивы, как гидравлические, но особых проблем с торможением у вас не будет. Поэтому не стоит ставить это во главу угла при выборе велосипеда, — говорит Генрих. — Впрочем, дисковые тормоза в последнее время используются куда чаще, и, думаю, лет через пять встретить новый велосипед с v-brake будет сложно.
Не важно, какой тип тормозов используется на вашем велосипеде. Главное — это уметь ими грамотно пользоваться. В частности, для эффективного торможения необходимо использовать оба тормоза, но не резко зажимать ручки до упора, а плавно давить на них по мере необходимости. Не нужно бояться: вы не перевернетесь, если воспользуетесь передним тормозом. А вот эффективно затормозить без его участия вряд ли удастся.
Давайте упростим: гибридный велосипед — это что-то среднее между горной и шоссейной моделями. Маркетологи говорят, что в данном случае удалось объединить достоинства каждого из этих типов. На самом же деле были объединены скорее их недостатки. С одной стороны, гибрид, как и шоссейный велосипед, плохо чувствует себя на бездорожье и не способен амортизировать серьезные неровности. С другой стороны, он тяжеловат и проседает в динамике — это ему досталось от «горника».
Так подходит ли такой велосипед для города? Подходит как нельзя лучше. Он не такой быстрый, как шоссейная модель, но на городских тротуарах чрезмерная скорость опасна. Вместе с тем накат у гибрида получше, чем у горного велосипеда, и на нем уже «в стоке» стоит резина, которая позволит вам не испытывать дискомфорт, если вдруг захотелось проехать по лесной тропе в погожий день.
Даже на дешевых моделях гибридов установлена амортизационная вилка с возможностью блокировки хода. На асфальте эта функция добавит жесткости и «накатистости», однако на легком бездорожье ее лучше отключать, чтобы вернуть мягкость и комфорт.
Передаточное соотношение у гибрида ближе к шоссейному велосипеду. Чаще всего спереди устанавливают систему с тремя шестернями, наибольшая из которых насчитывает 48 зубьев. Кассеты обычно стандартные, в диапазоне от 11 до 34 зубьев. Это позволяет подобрать оптимальное передаточное соотношение и на асфальте, и при подъеме по лесной тропе.
Средний вес: 12—13 кг.
Среднее количество скоростей: 24.
Амортизация: есть (передняя вилка).
Назначение: асфальт, легкое бездорожье.
Размер имеет значение?
Специалисты советуют: при выборе велосипеда обязательно обращайте внимание на размер рамы — она должна подходить под ваш рост. Каждый производитель выпускает модели различной ростовки, поэтому выбрать нужную не составит труда. За помощью обратитесь к продавцу.
Теперь что касается колес. Существует несколько общепринятых стандартов. Причем если в случае с городскими и шоссейными велосипедами стандарт единый (колеса диаметром 28 дюймов), то выбирая, к примеру, горный велосипед, придется поразмыслить. Еще несколько лет назад в ходу были исключительно 26-дюймовые колеса. В настоящее время этот стандарт постепенно сменяется размером в 27,5 дюйма.
Также популярность набирают «найнеры» — велосипеды на 29-дюймовых колесах (наибольший размер из представленных). В теории чем больше колесо, тем лучше накат велосипеда и тем выше его способность преодолевать неровности дороги. Однако большой размер колес ухудшает маневренность — учитывайте это.
Давайте просто прокатимся, не пытаясь кого-то обогнать. Спина ровная, шея не болит, руки не устают. Седло широкое и в меру мягкое. Гладкие шины тихонечко шелестят по асфальту, а по грязному бездорожью на такой красоте вы и сами не поедете — зачем? Велосипед — это не напряжение, а чистое удовольствие и никакого дискомфорта.
Нравится картинка? Покупайте комфортный велосипед и катайтесь на здоровье. Кстати, выбор в пользу таких моделей часто делают люди, которые уже не стремятся кому-то что-то доказать и в первую очередь думают о себе и собственном удобстве.
— Велосипед не самый накатистый и выглядит совсем не агрессивно и не по-спортивному. Но он и не создан для того, чтобы ехать быстро, — поясняет Генрих. — На таких моделях в дополнение к амортизационной вилке устанавливают еще и амортизационный подседельный штырь. Он также гасит вибрации и сглаживает неровности, причем достаточно эффективно, учитывая, что при прямой ровной посадке наибольшая нагрузка приходится именно на таз велосипедиста.
Еще один приятный бонус — чаще всего такие велосипеды продаются в расширенной комплектации и оснащены всем необходимым для комфортной езды по городу. Например, специальный щиток на цепи не позволит «зажеваться» туда одежде. Еще одна «плюшка», которую редко увидишь на других моделях, — велобагажник. Он не предназначен для того, чтобы возить пассажира, как мы делали в детстве, но на нем можно закрепить, например, ссобойку для небольшого пикника. Некоторые комфортные велосипеды оснащаются корзиной, которая крепится под рулем. На такой модели и в магазин за продуктами съездить удобно — решайтесь!
Средний вес: 15 кг.
Среднее количество скоростей: 21—24.
Амортизация: есть (передняя вилка и подседельный штырь).
Назначение: город.
Мягче — лучше?
Сколько амортизаторов должно быть установлено на идеальном велосипеде для города? Каждый на этот вопрос отвечает по-своему. Амортизационная вилка «отработает» бордюры и неровности на тротуаре, но добавит вашему велосипеду 1,5 кг веса.
В случае с горными велосипедами есть возможность подобрать модель с дополнительной амортизацией заднего колеса. Чаще всего этим пользуются спортсмены, которые занимаются экстремальными видами маунтинбайка: даунхилом, фрирайдом и т. д. Такие велосипеды стоят по-настоящему дорого, но позволяют сохранять устойчивость на самых сложных трассах.
Можно также установить на велосипед амортизационный подседельный штырь — будет еще мягче. Но такой апгрейд обойдется в некоторую сумму и добавит всей конструкции не менее 0,5 кг. Насколько это необходимо в городе, где самым сложным препятствием может стать бордюр? Решите сами, когда будете поднимать свой «мягкий» велосипед по лестнице.
Кажется, это один из самых недооцененных типов велосипедов, несмотря на то, что он обладает уникальными достоинствами. Причем «раскладушки» из нашего детства имеют лишь отдаленные сходства с современными моделями, которые, сохраняя функции полноценного велосипеда с передачами, за несколько движений складываются до размеров дорожного чемодана.
Во-первых, складная модель занимает значительно меньшее пространство в квартире. Для многих это актуальная проблема, в особенности если семья большая и велосипедов много.
Во-вторых, «раскладушка» без проблем помещается в багажник автомобиля.
— Часто такой велосипед покупают люди, которые любят путешествовать. Согласитесь, возить с собой велосипед стандартного размера довольно сложно. Придется либо покупать велобагажник, либо устраивать «танцы с бубном»: постоянно снимать колеса, опускать сиденья в машине. Складная модель даже оставит место для дорожной сумки в багажнике, — говорит Генрих.
Складной велосипед удачно сочетается с другими видами транспорта в повседневной городской жизни. Проверено на себе: с «раскладушками» пускают в минское метро. Таким образом, ежедневные поездки по городу можно разнообразить велопрогулками. Это сэкономит время, которое вы тратите на автобусной остановке. Более того, как показывает практика, велосипед не уступает в скорости общественному транспорту.
Водитель, вместо того чтобы искать парковку в перегруженном центре города, может оставить машину где-нибудь поодаль, а оставшуюся часть пути проехать на велосипеде. Это в духе времени.
Кажется, одна из основных причин, почему складные велосипеды не пользуются сумасшедшей популярностью, — это их цена. Дешевые модели напоминают «раскладушки» из детства, их функциональность невелика. А продвинутые версии стоят слишком дорого, чтобы на всякий случай лежать в багажнике машины.
Средний вес: 10 кг.
Среднее количество скоростей: 3—7.
Амортизация: нет.
Назначение: небольшие расстояния.
Сколько должно быть скоростей?
— Большой выбор скоростей бесполезен, если велосипедист их не переключает, — качает головой Генрих. — Как показывает практика, многие пренебрегают этой возможностью, и напрасно.
Два десятка скоростей предусмотрели в вашем велосипеде совсем не для того, чтобы подороже его продать. Велосипедисту должно быть комфортно, а при правильном использовании скоростей нагрузку можно снизить до минимума. Это положительно скажется на состоянии ваших коленей: любители ездить на тяжелой передаче, чтобы «подкачать ноги», должны понимать, что в первую очередь они изнашивают суставы, а не растят мышцы.
Следите за каденсом, то есть частотой вращения педалей. Найдите свой ритм и переключайте передачи всякий раз, когда придерживаться его становится затруднительно. В зависимости от рельефа вы будете ехать быстрее или медленнее, но при этом ваш пульс будет ровным, а значит, вы меньше устанете и получите больше удовольствия.
Если вы используете велосипед для фитнеса — увеличьте каденс. Пульс вырастет, а это и есть кардиотренировка в ее чистом виде. Наращивать же мышцы лучше в спортзале под присмотром тренера.
Давайте начистоту: вам не понравится шоссейный велосипед. Он не нравится никому, кроме тех, кто готов час за часом сидеть в неудобной позе ради достижения максимальной скорости. Чаще всего это спортсмены, поэтому правильнее будет отнести шоссейные велосипеды к числу спортивных снарядов, а не средств передвижения.
— Однозначно шоссейник не для новичков, — подтвердил Генрих. — Скажем так: его, может быть, выберут те, кто уже немало поездил на разных типах велосипедов и сам для себя решил, что главное — это скорость и ради нее можно пожертвовать комфортом.
Причем важно понимать, что скорость эта достижима только на асфальте, хорошем ровном шоссе — не для смеха же эти велосипеды так назвали. Дело вот в чем: всякая амортизация у стандартного шоссейного велосипеда отсутствует напрочь. Некоторые производители пытаются найти технические решения для того, чтобы облегчить жизнь гонщиков на бугристых трассах, однако эти разработки носят скорее экспериментальный характер.
Ширина шоссейной покрышки составляет в среднем от 23 до 28 мм — это ширина большого пальца на вашей руке. В шину закачивают 7—8 атмосфер (в колесах вашего автомобиля, для сравнения, только 2—2,5 атмосферы). Такие шины хорошо набирают скорость, но при этом не в состоянии гасить удары. То есть ехать по асфальту с зашкаливающим пульсом — да; прыгать по бордюрам и устраивать импровизированные спринты на тротуарах, распугивая прохожих, — однозначно нет.
Одновременно с этим слики, которые создаются для шоссейных велосипедов, не предназначены для бездорожья. Песок на Минском море, лесная тропинка с древесными корнями, кочками и ямами — через это все вы, скорее всего, не проедете без неприятностей.
Ну и наконец, как на специализированный продукт, на шоссейные велосипеды держатся относительно высокие цены. Модель начального уровня будет стоить дороже, чем аналогичный по качеству горный велосипед.
Средний вес: 8 кг.
Среднее количество скоростей: 20.
Амортизация: нет.
Назначение: шоссе.
Для чего в действительности вам нужен велосипед?
От ответа на этот вопрос напрямую зависит то, какая модель велосипеда вам подойдет. Катайтесь там, где вам нравится, получайте от этого удовольствие. Каждый может найти что-то свое в велопрогулках, не важно, используете ли вы велосипед просто как транспортное средство или как спортивный снаряд. Он должен вам подходить, должен быть удобным и должен нравиться. Возможно, вы уже нашли такой. Если нет, то всегда можно продать свой велосипед на нашей «Барахолке», а взамен выбрать другой. Как говорят увлеченные велолюбители, один велосипед хорошо, но нужен еще один.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by