01 июля 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

«Автор видео сел в лужу на МКАД». Разбор конфликта с гудком клаксона

Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

Гудок клаксона, остановка и короткий диалог. В этот раз конфликт на МКАД завершился мирно. Но сюжет показался нам интересным для разбора. По мнению Юрия Краснова, у минских водителей две крайности: одни без особых причин постоянно сигналят, тем самым выражая недовольство, другие, наоборот, даже в критической ситуации не притрагиваются к клаксону. Где грань? Рассуждаем об этом в субботнем выпуске «Разборов…».

«Крайне оскорблённый гудком клаксона (даже не в его адрес), посвящённым тупняку и движению на скорости 40 км/ч по МКАД, после 10 секунд высматривания в зеркало, не очень ли страшный водитель сзади, король мира всё же решил выйти и показать, какой он культурный и образованный человек. Я, правда, дрожать не начал и истерику не кинулся, поэтому ему пришлось сесть и уехать», — пишет автор видео (особенности орфографии и пунктуации сохранены).

— Почти любой конфликт на кольцевой так или иначе связан со скоростью, — начинает разбор Юрий Краснов. — В данном случае все произошло на внешней стороне МКАД, рядом со съездом к филиалу БГУ. Водитель Lexus начинал движение от остановки общественного транспорта. Автомобиль хороший — кроссовер с двигателем объемом более 3 литров. Ему бы газануть и перестроиться, но не вышло, не получилось. Бывает…

Объективные причины на то имелись: перед Lexus перестроился BMW и замедлился, так как немного впереди неспешно двигался еще один автомобиль. Оценив ситуацию, водитель кроссовера включил указатель левого поворота. Одновременно позади него раздался гудок клаксона.

Вероятно, автор ролика не видел, что происходит перед кроссовером. Не исключено, он решил, что там пусто и надо бы разгоняться, но не тут-то было.

Сами, наверное, не раз замечали, как в порыве эмоций водители бьют по клаксону: мол, ну что же ты… Нам показалось, что сигнал был адресован именно водителю Lexus, хотя впоследствии (в ролике есть данный фрагмент) автор видео отрицал это.

— У меня возникло ощущение, что водитель Lexus лично знал того, кто едет впереди, — предполагает эксперт. — Когда знаешь, что перед тобой движется знакомый, невольно будешь помогать ему. Я всегда привожу курсантам такой пример: допустим, на светофоре вы заметили приятеля за рулем соседнего автомобиля. Если увидите, что впереди у него есть препятствие, наверняка придержите полосу, дабы он смог перестроиться перед вами. Но если это будет незнакомый водитель, который попытается ускориться и опередить, то большинство автомобилистов включат соревновательный режим и постараются не допустить этого. Увы…

По нашему общему мнению, водитель Lexus легко мог перестроиться перед Mercedes A-Class или уйти за ним, но действовал благоразумно, аккуратничал, не хотел создавать помехи.

— Большинство подобных ситуаций происходят из-за домысливания, — продолжает Юрий Краснов. — По косвенным действиям мы судим о том, кто находится за рулем, какой у него опыт, и в зависимости от этого планируем дальнейшие действия. Если бы автор видео подождал три-четыре секунды, то разобрался бы в обстановке лучше. Но как только он приблизился к Lexus, сразу стал сигналить. Хотя, еще раз подчеркнем, у кроссовера был включен указатель левого поворота. Это как бы прозрачно намекает, что впереди едет кто-то еще и нет возможности разогнаться.

Гудок клаксона ведь тоже может быть разным. Например, бывает интеллигентное и короткое «бип», которое обычно адресуется водителям, зазевавшимся на светофоре и никак не стартующим на зеленый. А протяжное «би-и-ип» — это уже гневный окрик, очевидное недовольство и поторапливание.

— В комментариях к ролику на YouTube верно заметили, что применение сигнала четко оговорено в ПДД, — обращает внимание эксперт. — Гудок клаксона следует применять для предотвращения ДТП. В данном случае аварийной ситуации я не вижу. Причины подавать сигнал, на мой взгляд, не имелось.

Но что сделано, то сделано. В ответ на гудок водитель кроссовера решил остановиться. Конечно, это было не очень осмотрительно: все-таки дело происходило на магистрали с интенсивным движением и ограничением в 90 км/ч. Юрий Краснов сразу же вспомнил, как ему довелось выезжать на ДТП с участием фуры (дальнобойщик зазевался и не среагировал на замедление потока), смявшей около двадцати автомобилей: «Зрелище страшное: искореженный металл, люди зажаты в салонах, спасатели работают под крики пострадавших…»

Чаще на МКАД бывает по-другому. Движется поток автомобилей. Впереди препятствие. Первый водитель успешно перестраивается, у второго времени меньше, но и он справляется, у третьего — еще меньше, хотя тоже обходится. А вот четвертый, пятый, шестой водители могут не иметь достаточно секунд и пространства, особенно если обзор ограничен габаритным автомобилем, движущимся впереди.

— Знаете, у водителя кроссовера все же была уважительная причина, — считает эксперт. — Выходя из автомобиля, он сделал характерный кивок головой, вроде как спрашивая, что случилось. Затем внимательно осмотрел задний бампер. Возможно, он действительно решил, что его задели и потому просигналили. Дальнейший диалог тоже говорит об этом.

Как часто бывает в таких случаях, вторая сторона сразу перешла в атаку. Форма обращения к незнакомому человеку, конечно, умиляет: «Че выходим? Я что, тебе сигналил?»

— Пару раз бывало, когда я случайно нажимал на звуковой сигнал, — признается Юрий Краснов. — То есть теоретически могу представить такую ситуацию. Первое, что сделал бы на месте автора видео я, — это поздоровался. Затем я бы извинился и объяснил, что подал гудок клаксона неумышленно. А он говорит: «Хочу сигналить». Что это значит? Вы, конечно, можете бросать в салоне обертки от конфет и годами не протирать приборную панель. Это личное дело каждого, но пункты ПДД касаются всех. Словом, автор видео сел в лужу.

На момент публикации на YouTube ролик набрал несколько дизлайков и ни одного лайка. Комментарии соответствующие: пользователи рекомендуют удалить видео и спрашивают, кому в таком случае сигналил автор — птицам на обочине?

С автором видео связаться не удалось, но мы внимательно изучили другие ролики на его YouTube-канале и обнаружили закономерность: в большинстве зафиксированных ситуаций — будь то завершение левого поворота другими водителями на перекрестке Независимости — Волгоградская, высадка пассажиров в крайней правой полосе на проспекте или инкассаторский автомобиль, заезжающий на тротуар, — он сигналит!

— Только автор видео замечает непорядок — сразу за клаксон. Причем слышен удар, словно он бьет по нему с силой, — усмехается Юрий Краснов. — Осторожнее надо бы, еще подушка выстрелит. Знаете, у меня такое чувство, что, если мне кто-то посигналит, я сразу подумаю, что это автор ролика.

Эксперт поделился также любопытным наблюдением, когда водители впадают в другую крайность и крайне редко пользуются сигналом клаксона, хотя в некоторых случаях это необходимо:

— Я, например, всегда держу руку на клаксоне. Вас могут начать подрезать — не со зла, просто не заметили. Пешеходы опять-таки иногда внезапно появляются на проезжей части. Что же касается протяжного сигнала, то он уместен, когда ситуация критическая и от окружающих требуется предпринять быстрые действия.

— В данном случае ничего такого я в ролике не увидел, — признается эксперт. — Вероятно, автор видео просигналил в эмоциональном порыве, но потом, судя по дальнейшей реакции, пожалел об этом.

Иначе не было бы этих оправданий, будто сигналил он не водителю Lexus, а кому-то другому. Это характерно для наших автомобилистов: сначала вспылить, а потом, когда синяк под глазом и ухо красное, признать неправоту.

На участке МКАД, где был снят ролик, ситуация в самом деле непростая. Рядом выезд, остановка, полоса разгона — около двухсот метров. Влиться в поток довольно сложно, тяжелее всего водителям автобусов.

— Часто водители не то что не сбрасывают, а наоборот, еще ускоряются, когда пытаешься перестроиться в «их» ряд, — говорит эксперт. — Нужно понимать, что делают они это не специально. Расчет такой: я, дескать, опережу, а ты за мной перестроишься. Но остальные тоже начинают ускоряться, и так не происходит. Совет вклинивающимся простой: по возможности разгоняйтесь интенсивнее.


— Седьмой закон безопасного поведения на дороге! — подытоживает Юрий Краснов. — Если вам хочется разобраться в конфликте, то сразу решите дилемму: вам важнее выяснить причину подачи сигнала или дороже свое здоровье и жизнь. А автору ролика хочется пожелать: пересмотрите отношение к людям. Видно, что вы анализируете и просчитываете ситуацию. Тогда зачем сигналите, когда знаете, что возникнет препятствие? Это ничего не изменит, но о вас наверняка подумают не очень хорошо.

Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by