Совершить ДТП в России и скрыться: какая ответственность грозит белорусскому водителю

 
15 411
14 июля 2017 в 13:44
Автор: Виталий Петрович. Фото: youtube.com
Автор: Виталий Петрович. Фото: youtube.com

На нашем форуме появилось видео, снятое 7 июля в Смоленске. Пользователь с ником Aifyou утверждает, что водитель автомобиля Ford, на котором были установлены белорусские регистрационные номера, совершила наезд на припаркованную Audi, что привело к повреждениям этого авто. Водитель Ford, по словам нашего читателя, скрылась с места происшествия. Можно ли привлечь виновника ДТП к ответственности в подобном случае?

ДТП в Смоленске

— За рулем Ford находилась девушка. На машине номера 2-го региона (Витебская область). Выезжая с прилегающей территории, водитель зацепила бампер припаркованной белой Audi. После этого девушка уехала с места ДТП, — рассказал Aifyou.

На видео действительно попал момент, когда Ford с белорусскими номерами выезжает с прилегающей территории. Причем водитель сначала выехала на улицу, а затем стала сдавать назад, пропуская автобус. Был ли контакт Ford и Audi, по видео сказать сложно. Однако, когда машина, из которой велась съемка, проезжала мимо Audi, на бампере у той был заметный след темного цвета.

— Есть проблема с идентификацией виновницы и взысканием ущерба. В ГАИ Смоленска сообщили, что отправили запрос в Республику Беларусь, — добавил наш читатель.

Международное сотрудничество

Ситуация не нова. Водитель совершает ДТП на территории одного государства, а затем переезжает границу и оказывается дома. Означает ли это, что он ушел от ответственности? Нет.

В УГАИ МВД корреспонденту Onliner.by пояснили, что взаимодействие с рядом государств, в том числе с Россией, в вопросах привлечения к ответственности за нарушения ПДД регламентируется Конвенцией о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. На момент подписания Конвенции ее приняли 12 стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В Беларуси документ вступил в силу с 17 октября 2000 года.

Если коротко, то страны, подписавшие эту Конвенцию, договорились о том, что материалы по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, составленные в той стране, где совершено нарушение, имеют такую же юридическую силу и не требуют легализации в стране проживания лица, совершившего нарушение. Это значит, что если водитель, к примеру, из Беларуси совершил нарушение на территории России и по данному факту были составлены административные протоколы, то они будут иметь силу и в стране проживания водителя. Соответственно, даже выехав за пределы России, водитель может быть привлечен к ответственности.

В документе определен перечень нарушений ПДД, на которые распространяется действие Конвенции:

  • нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений или материального ущерба;
  • нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие;
  • невыполнение законного требования работника милиции (полиции) об остановке транспортного средства;
  • уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения;
  • передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Как это работает

Представим, что условный водитель приехал на своей машине в другую страну, совершил там ДТП и, не сообщив об этом, уехал домой. Нанесен ущерб чужому имуществу, потерпевший обращается с заявлением в компетентные органы по месту жительства. Номер предполагаемого виновника ДТП установлен, составляются соответствующие административные материалы. Позже вместе с официальным запросом они передаются в компетентные органы страны, в которой проживает предполагаемый виновник. И уполномоченные лица в этой стране, в соответствии с международными договоренностями, выносят окончательное административное взыскание в соответствии с национальным законодательством.

То есть, скрывшись с места ДТП на территории России, белорусский водитель рискует понести ответственность в соответствии с КоАП Республики Беларусь. А за скрытие с места ДТП, напомним, предусмотрена ответственность вплоть до лишения права управлять транспортными средствами сроком до 2 лет (ч. 4 ст. 18.17). Получается, что можно остаться без водительских прав в Беларуси, нарушив ПДД в России.

Согласно ст. 11 Конвенции, денежные средства в виде штрафов, уплаченных в результате исполнения запросов, поступают в доход страны проживания лица, совершившего нарушение.