31 876
14 октября 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

«Мощный автомобиль — это оружие, которое иногда попадает не в те руки». Разбор за рулем Nissan 350Z

Автор: Андрей Журов. Фото: Анна Иванова

Череда происшествий с купе, которые попали в очень серьезные аварии в Минске, обсуждается до сих пор. Сначала Peugeot 406 вылетел на тротуар, сбив пожилую женщину, а неделю назад в двух столкновениях пострадали непричастные люди, которые просто ехали по своим делам и никого не трогали. По совпадению в последних двух ДТП фигурировали машины одной модели и марки — BMW 6-Series. Юрий Краснов предложил разобраться, что происходит с водителями «двухдверок», и сам сел за руль Nissan 350Z, выехав на улицы ночного города.

Первым делом мы отправились на парковку возле ТЦ «Европа», где часто собираются представители автоклубов, в том числе владельцы мощных и эффектных автомобилей. На этот раз там встречались ребята из Opel Club, с которыми мы разговорились. Они, конечно, слышали о последних громких случаях и имеют свое мнение по поводу произошедшего.

Они объясняют, что часто видят в городе, как водители мощных автомобилей пытаются «зацепить» кого-нибудь на перекрестке. Иногда такие провокаторы наталкиваются на обычные с виду, а на самом деле прокачанные машины, водители которых принимают вызов.

— Сейчас парни показали нам свои машины. Видно, что это очень ухоженные автомобили, — делится впечатлениями Юрий Краснов. — Ребята говорят, что их цель — сохранить в таком состоянии уже редкие Opel Calibra, например. Говорят, вот-вот закроют сезон, поставят в гараж и будут готовить к следующей весне. Такие водители точно не будут гоняться: слишком дороги машины, а запчасти к ним не найти.

Собеседники отмечали также, что обычно городские гонки носят стихийный характер. Какой-нибудь горячий парень ищет соперника, призывно газуя на перекрестке. В случае отклика происходит внезапный заезд.

— Да, у меня такое же мнение, — соглашается эксперт. — В таких гонках участвуют случайные люди, которые приехали потусить на широких минских магистралях. Давайте проедем, посмотрим, как они ведут себя в городе.

Юрий Краснов садится за руль Nissan 350Z — автомобиль мощный, заднеприводный. Проезжая часть мокрая, но наш водитель идет на отчаянный шаг, отключая антипробуксовочную систему. Каждое нажатие на педаль газа отзывается злым рыком двигателя.

На перекрестке улиц Якуба Коласа и Сурганова машину слегка повело, и, если бы не своевременные действия водителя, все могло бы завершиться заносом.

— Представьте, что будет, если за рулем окажется человек, который не соображает, какая сила таится под капотом, — комментирует Юрий Краснов. — Он один раз на сухом асфальте и прямом участке газанет, второй, третий… Ему понравится. А в какой-то момент сложится несколько факторов — и ага. Мотивы? Ну, люди явно хотят получить эмоции. Соперник нужен, так как самому с собой гоняться неинтересно.

Все дело в психологии. Сначала происходит «зацеп». Возможно, второй участник ситуации разозлится, если его кто-то лихо опередит или он примет любой другой маневр на свой счет. Начинаются домыслы: «Наверное, он решил, что я плохой водитель, — ну, я сейчас покажу».

— Ваше право — принимать провокацию или нет, обращать внимание или игнорировать агрессора, — замечает эксперт. — Дело исключительно в самом водителе.

Словно в подтверждение этих слов, замечаем Toyota Yaris, водитель которого явно обращает внимание на наш Nissan и начинает «соревнование». Хотя вокруг много других автомобилей, которые едут спокойно…

— Помните, как было на видео с улицы Тимирязева? — вспоминает Юрий Краснов. — Автор ролика еще до столкновения замечает BMW M4 и восхищенно комментирует: «Ну давай, топтани». То есть у него было ожидание действия, а значит, это типично. Дальше все до банального просто. Водитель другого BMW — модели 6-Series — принимает «вызов». Может, и не было бы ничего, но он завелся и включился в гонку. Дальше можно наблюдать, как он «умеет» управлять таким автомобилем в реальности.

— Как считал Спиноза, человек, который не умеет контролировать эмоции, находится в рабстве, — продолжает эксперт. — Кто склонен к агрессивному вождению? Человек, который не способен абстрагироваться, у которого нет иммунитета против эмоционального вовлечения. Помните, это как в анекдоте: на трассе водитель Mercedes с трудом нагоняет «Запорожец», а мужчина из ЗАЗа, хитро улыбаясь, говорит: «Ну а теперь включаем вторую передачу». Непозволительно терять контроль из-за того, что, например, тебя обошел невзрачный автомобиль. Иначе доминируют рефлексы, а не разум.

Охладить эмоции за рубежом здорово помогает законодательство, в которое гармонично внедрено понятие «дорожное хулиганство». Причем для достижения эффекта не потребовалось вводить массовые репрессии.

Несколько показательных случаев были приданы широкой огласке. Водители хорошо знают, что по агрессивному вождению работает всего пару экипажей, но этого оказалось достаточно.

По нашей информации, в Беларуси также разработан законопроект о дорожном хулиганстве, однако будет ли он принят — большой вопрос. Уж слишком часто у нас пытаются вписать в законодательные рамки то, что плохо поддается формализации.

За разговорами перемещаемся в другое популярное место среди минских автомобилистов, но там никого из тусовки нет. Дождь распугал городских гонщиков.

— В каких ситуациях водитель демонстрирует агрессию? — рассуждает эксперт. — Например, когда человек оказывается за рулем долгожданного автомобиля, на который собирал долгое время. Причем это может быть обычная машина. У меня у самого в молодости была похожая ситуация: друг купил авто, предложил прокатиться. Ехали, с кем-то «зацепились» и чуть не попали в аварию.

По признанию нашего водителя, после поездки на Nissan его «трясло». И это несмотря на большой опыт контраварийного вождения! А если за рулем такого купе окажется новичок, который только-только почувствовал уверенность за рулем?

— Еще одна типичная ситуация связана с алкоголем, — говорит Юрий Краснов. — Не обязательно пьяным должен быть именно водитель. Возможно, нетрезвые пассажиры могут подначить его устроить гонки.

— А как не вовлечься? — спрашиваем мы.

— Ничего не поделаешь, если человек сам хочет. Нужно спасать тех, кто случайно попадает в такие ситуации. Как им не поддаться на провокации? Вспомните Циолковского: «Достоинство человека выражается произведением здоровья, нравственных качеств и ума». Исключите одно из понятий — и все, вы теряете достоинство, опускаетесь на уровень провокатора. На дороге много неопределенностей, а все, что неизвестно, меняется на эмоции. Научитесь управлять собой и подавлять агрессию, и тогда все будет в порядке.

Снова движемся по проспекту, теперь уже в обратном направлении. Вот как раз BMW 6-Series едет себе спокойно. Вопреки стереотипам, машина не всегда подталкивает к характерному управлению.

— Знавал людей, которые стремились всегда занять первое место на светофоре, — вспоминает эксперт. — Отсюда лихорадочные перестроения, опережения. Еще один говорил: «В зеркала не смотрю, потому что всегда еду первым». Возможно, это связано с недостаточным воспитанием в процессе подготовки водителя. Ну не объяснили ему в автошколе! С тех пор он так себя и ведет…


— Nissan, на котором мы сегодня ездили, дает своеобразные ощущения: заводишься, приходится себя успокаивать, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Где-то машина говорит тебе: ну давай газанем, в поворот войдем. Какой совет? Учитесь себя контролировать. Потренируйтесь, поймите, удается ли вам владеть собой. Машина — это мощное оружие, при помощи которого вы можете причинить вред окружающим. Ставьте себя на предохранитель. Не теряйте контроль!

Радиоуправляемые автомодели в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by