На польский пограничный пункт пропуска приезжает автомобиль с белорусскими номерами. Водитель не волнуется: это просто поездка за покупками, автомобиль был приобретен за честно заработанные деньги, поставлен на учет — все как полагается. Но поляки что-то медлят: сотрудник пограничной службы куда-то ушел, машину попросили переставить в отстойник, запретили выходить. Спустя некоторое время пограничник вернулся. У него документ с печатью и плохие новости: авто числится в базе розыска. Читатель Onliner.by Вячеслав, который попал в такую историю, без помощи детективов смог восстановить всю цепь странных событий, которые произошли с пока еще принадлежащим его семье Volkswagen Multivan.
О том, как складывалась судьба микроавтобуса Volkswagen Multivan 2008 года выпуска до того, как он попал в Беларусь, известно немного. Первоначально автомобиль был зарегистрирован во Франции, в Реймсе, однако фактически принадлежал одному из французских банков. Скорее всего, машина была приобретена в лизинг, однако так и не перешла в собственность другого лица.
Машина была в дорогой комплектации (кожаный салон, автоматическая коробка переключения передач), однако обращались с ней не очень хорошо. Впоследствии Volkswagen оказался в Германии в неисправном состоянии, хоть и со всеми необходимыми документами. Историей транспортировки автомобиля внутри Шенгенской зоны, возможно, еще займутся правоохранительные органы Франции и Германии. Однако это было первым звеном в цепочке событий, которые обернулись неприятностями для нашего читателя.
2011 год, Германия. В марте машину на одной из немецких торговых площадок купил белорус из Лиды. Знал ли он о том, что из Франции автомобиль вывезен незаконно? Вряд ли. Микроавтобус и без того был проблемным — пришлось забирать его на лафете. Новый хозяин отремонтировал Volkswagen и 7 апреля того же года поставил на учет. А спустя неделю снял, готовясь продать. Но сделка сорвалась, и в июне мужчина снова зарегистрировал машину в МРЭО.
Автовладелец, по всей видимости, не знал, что приблизительно в это самое время микроавтобус Volkswagen Multivan был занесен в базу розыска Интерпола, потому что разыскивался правоохранительными органами Франции как утерянный на территории этой страны.
Вскоре эта информация всплыла. Белорусская милиция провела проверку, однако причастность тогдашнего владельца Volkswagen к совершению преступления не установила. В техпаспорте автомобиля появилась отметка «Без права снятия с учета», а белорусские правоохранительные органы известили французских коллег о местонахождении машины. И дальше не последовало ничего.
На протяжении нескольких лет Volkswagen владел тот же человек, который знал о том, что машину разыскивают во Франции. Однако к началу 2017 года микроавтобус исчез из базы розыска Интерпола. Владелец, узнав об этом, 31 января смог снять автомобиль с учета, а затем зарегистрировал его снова, получив таким образом чистый техпаспорт.
Мужчина решил от проблемной машины поскорее избавиться и уже в феврале этого года продал ее минчанину.
Автомобиль по объявлению в интернете приобрел отец Вячеслава, нашего читателя. Съездили в Гродно посмотреть машину, все казалось нормальным: техническое состояние, документы. Договорились, что продавец снимет микроавтобус с учета у себя по месту жительства, а затем пригонит его в Минск для оформления сделки. Так и произошло.
— Оформили счет-справку, где по просьбе продавца указали сумму меньшую, чем заплатили на самом деле. Поставили авто на учет в МРЭО — никаких вопросов не возникло, — рассказал Вячеслав.
По его словам, о том, что с Volkswagen была неприятная история, которая, по сути, закончилась ничем, продавец умолчал.
Несколько месяцев машиной пользовались: микроавтобус покупали для семейных поездок, в том числе за границу. Успели поколесить на нем по Беларуси, съездили в Россию — все было нормально.
В начале мая Вячеслав взял у отца Volkswagen, чтобы со своей женой и друзьями съездить в Польшу: планировалась небольшая экскурсия, а также поход по магазинам — стандартная программа. Рано утром 7 мая автомобиль выехал из Беларуси и оказался на территории Польши.
— Около 5:00 въехали в пункт пропуска «Тересполь». Все было нормально, мы без всяких проблем прошли белорусскую границу. Но поляки что-то медлили. В конце концов подошел сотрудник пограничной стражи, который сообщил, что наша машина числится в базе розыска Шенгенской информационной системы (SIS), — рассказал Вячеслав.
Водителю и пассажирам предложили покинуть автомобиль. Других вариантов, собственно, не было.
— Меня, как водителя, пригласили в административное здание для дальнейшего разбирательства. А моим пассажирам предложили поступать по их усмотрению: либо оставаться в Польше, так как паспортный контроль к тому моменту мы уже прошли, либо возвращаться домой, — вспоминает собеседник.
Компания отправилась в ближайшее кафе ждать хоть каких-то новостей. В это время Вячеслав рассказывал польским пограничникам о том, каким образом был приобретен этот микроавтобус. Поляки направили запрос инициатору розыска во Францию. Оттуда пришло подтверждение: машина числится как утраченная на территории этой страны в 2011 году. Ситуация усугублялась. Водителю предложили проехать в ближайший полицейский участок.
— Друзья позвонили в белорусское консульство в Польше и рассказали о сложившейся ситуации. На самом деле в консульстве мне очень помогли: к тому моменту, когда я попал в полицию, там уже была официальная бумага на польском языке о том, что автомобиль был приобретен законно и я не имею отношения к его исчезновению во Франции. Благодаря этому меня больше не считали подозреваемым, а мой статус переквалифицировали в свидетеля, — рассказал наш читатель.
Снова пришлось отвечать на вопросы полицейских. Водителю выдали бумаги об изъятии автомобиля, который к тому моменту уже переставили на охраняемую стоянку возле полицейского участка. С этими бумагами Вячеслава отпустили, пояснив, что его уведомят о результатах проведенной проверки.
— Мы решили не возвращаться сразу в Беларусь, а остаться в Польше, так как было понятно, что за выходные дни ничего нового не произойдет. Добрались на электричке до города Бяла-Подляска, остались там на день. Я связался с отцом, который в это время был в Литве. На следующий день он заехал за нами и мы вернулись домой.
Дома семья решила предпринять все возможное, чтобы прояснить ситуацию с их Volkswagen и, если это возможно, вернуть машину. Наняли адвоката в Польше, который взял на себя функции посредника между владельцем авто и правоохранительными органами этой страны. Одновременно с этим отправили письма в ГАИ, Интерпол, французскую полицию — куда только было возможно.
— Из Интерпола нам довольно оперативно пришел ответ: указанный автомобиль в базе розыска не значился. То есть он действительно разыскивался по инициативе французской стороны, но затем был исключен из базы данных. Почему — неизвестно, — рассказал Вячеслав.
В ГАИ Гродненской области также дали официальный ответ. В нем владельцу авто рассказали фактически всю историю его автомобиля на территории Беларуси: и о том, когда его ввез в страну предыдущий владелец, и о том, что машину некоторое время нельзя было снимать с учета.
— Мы получили выписку с указанием всей истории нашего авто. Кроме того, видели распоряжение начальника ГАИ, в котором говорилось о том, что собственник транспортного средства ограничивается в правах в связи с розыском данного автомобиля, а в техпаспорте делается отметка «Без права снятия с учета». И была приписка о необходимости письменно уведомить владельца транспортного средства о возможных последствиях эксплуатации и отчуждения данного автомобиля, — говорит наш читатель.
Каким образом тогда первому хозяину машины в Беларуси удалось получить чистый техпаспорт?
— Я думаю, что через некоторое время, когда машина пропала из базы розыска, владелец об этом узнал, — предположил собеседник. — Он пришел в МРЭО, чтобы снять машину с учета, это ведь чисто техническая процедура. Проверили по базе: машина не разыскивается — тогда все готово. А затем владелец снова поставил ее на учет, чтобы получить чистый техпаспорт для последующей продажи.
К слову, они позже созвонились: старый и новый владельцы машины.
— Продавец подтвердил, что с машиной была такая неприятная история. А когда я спросил, почему нас об этом не предупредили, то не получил внятного ответа, — говорит Вячеслав. — По большому счету я могу понять этого человека. Он хотел во что бы то ни стало продать машину. А с такой подноготной кто бы ее купил? Ну разве что совсем за бесценок.
Все полученные документы семья отдавала для перевода на польский язык и пересылала в Тересполь своему адвокату. К слову, был даже получен ответ из полиции Реймса о том, что такой Volkswagen Multivan не числится в угоне. Кто же вообще разыскивал этот автомобиль?
Ситуация, казалось, складывалась благоприятно. Не было никаких сомнений, что автомобиль подлинный — его VIN также проверили. Семья собрала все возможные документы, которые были косвенными свидетельствами в их пользу. Решение оставалось за прокурором.
— В какой-то день наш адвокат сообщила, что прокурор уже был готов вернуть нам машину, но поступило обращение от польской фирмы, которая выступила от лица французского банка и заявила права на микроавтобус. Я только не могу понять: французы на протяжении нескольких лет знали, где находится их машина, и ничего не предпринимали. А сейчас, когда ее даже нет в базе розыска Интерпола, они требуют ее вернуть. Я думаю, что банк просто нашел на авто покупателя, и, видимо, этот покупатель находится в Польше, отсюда и появилась эта польская фирма, — предположил наш читатель.
Польский адвокат обрисовала семье три варианта развития событий. Первый (самый благоприятный): автомобиль возвращают белорусам, снимая все вопросы. Второй (неблагоприятный): Volkswagen отдают французскому банку и польской фирме, выступающей на его стороне. Третий (нейтральный): машину возвращают белорусам, а материалы проверки передадут правоохранительным органам Беларуси для дальнейшего разбирательства.
Решение оставалось за прокурором.
— Я спрашивал у адвоката, почему такие дела рассматриваются не в суде, но, по всей видимости, таковы особенности польского законодательства, — констатировал Вячеслав.
Его семье оставалось только ждать.
Уже во время подготовки этой публикации Вячеслав получил ответ из Польши. Прокурор постановил, что автомобиль Volkswagen Multivan 2008 года выпуска будет возвращен в собственность французского банка.
— Наш польский адвокат сказала, что попытается опротестовать это решение, но, откровенно говоря, мы почти не верим в то, что удастся что-либо изменить, — обреченно говорит наш читатель. — Адвокат, к примеру, предложила пойти в суд, чтобы доказать то, что мой отец является законным собственником авто. Техпаспорта, в котором указано его имя, им почему-то недостаточно, нужна бумага из суда. Но такое обращение будет стоить денег, и немалых, а приведет ли оно к чему-либо — большой вопрос.
По сути, Вячеслав вместе со своей семьей оказались заложниками ситуации, так как при покупке автомобиля не могли знать всей его истории. И ни о чем не подозревая, они собирались въехать на нем на территорию Евросоюза. Volkswagen не значился в базе розыска Интерпола, но он числился в Шенгенской информационной системе, которой пользуются на польской границе. Это не помешало снять и поставить авто на учет в Беларуси, но оказалось веским основанием для его изъятия в Шенгенской зоне. Если решение прокурора вступит в силу, а белорусы не попытаются оспорить право владения микроавтобусом у французского банка — своей машины они лишатся безвозвратно.
— В настоящее время мы рассматриваем разные варианты. Возможно, будем обращаться в суды, хоть на это уже нет ни времени, ни сил, ни желания, — говорит собеседник. — Больше всего в этой ситуации пугает то, что на нашем месте может оказаться каждый. Мы купили автомобиль законно, заплатили деньги, ничего не нарушили. И все равно оказались в такой ситуации, когда закон, получается, нас не защищает.
По сей день Volkswagen находится на стоянке полицейского участка в Тересполе.
Юридические услуги в сервисе Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!