Натура проявляется во время управления автомобилем? Эксперты об агрессии на дорогах и случаях психопатии за рулем

39 960
13 декабря 2017 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка, архив auto.onliner.by

Натура проявляется во время управления автомобилем? Эксперты об агрессии на дорогах и случаях психопатии за рулем

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка, архив auto.onliner.by
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Иногда возникают большие вопросы по поводу адекватности действий некоторых водителей в простых дорожных ситуациях. Из-за следования глупым принципам они готовы буквально растерзать оппонента. Вместе с медиками, которые участвуют в проведении судебных экспертиз, говорим о резонансном происшествии на улице Гая в Минске, агрессии за рулем и о том, как правильно реагировать на «учителей».

Разговор начинается с просмотра ролика, в котором зафиксирован типичный дорожный конфликт. Двое водителей не смогли разъехаться, и инцидент завершился рукоприкладством. Некрасивая история получила большой резонанс. Обсуждаем эту и другие ситуации с начальником отдела сложных и повторных судебно-психиатрических экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Татьяной Островской и государственным медицинским судебным экспертом психологического управления судебно-медицинских экспертиз Государственного комитета судебных экспертиз Валентиной Крейдич.

Валентина Крейдич (слева) и Татьяна Островская (справа)

Об «учителях» и «учениках». «Агрессия — один из способов самоутверждения во всей природе»

— Давайте сначала про повседневные ситуации, в которых может оказаться каждый водитель. Часто одни спекулятивно пользуются преимуществом по ПДД, а другие в ответ начинают «учить». В результате появляются видеоролики, подобные тому, что мы смотрели. Чем руководствуются люди в таких ситуациях?

Валентина Крейдич:

— Это пример эмоциональной ригидности. «Учит» тот, у кого присутствует застреваемость. Он не в состоянии перестроиться, учитывать контекст ситуации. Ведь такие люди учат не только на дороге. Если кто-то выступает против, то нужно показать, продемонстрировать его неправоту. Мы ведь тоже водим автомобили и наблюдаем такие случаи вживую. Характерно, что водитель, который спешил, но ему помешали, тут же замедляется, «учит» и уже никуда не торопится.

Татьяна Островская:

— На самом деле он никуда не спешил. Это принципиальная позиция: могу ехать по этой полосе быстрее, а ты должен мне уступить.

Татьяна Островская:

— Это к вопросу о том, что, садясь в автомобиль, мы не становимся другими людьми...

— Порой наблюдаешь обратную ситуацию. В обычной жизни человек внешне абсолютно спокоен, немногословен, не замечен в резких действиях, а когда управляет машиной, словно меняется: ездит агрессивно, перестраивается без поворотников, подрезает.

Валентина Крейдич:

— Скорее всего, настоящая натура проявляется во время управления автомобилем.

Татьяна Островская:

— А на работе ему по статусу или должности не положено демонстрировать эмоции, и он, заходя в служебный кабинет, надевает маску — превращается в корректного флегматика. А садясь за руль, снова становится самим собой.

— Получается, во время вождения мы показываем настоящее лицо?

Валентина Крейдич:

— Необязательно! За рулем нас никто особо не видит, и, возможно, в такой обстановке человеку легче раскрыться, плюс дорожная обстановка вынуждает.

— Следовательно, эти люди психически здоровы, у них наверняка (будем верить) есть действующие медсправки, а особенности вождения связаны с их индивидуальными особенностями. В таком случае как реагировать на агрессоров?

Татьяна Островская:

— Правило «три Д» никто не отменял. Вот сзади на большой скорости приближается BMW с включенными фарами, моргает... Ну и лети, а я не буду тебе мешать, уступлю. Если мы сами спокойны и вежливы, то к окружающим так же будем относиться. Ну а нарушителя остановят сотрудники ГАИ.

— А если не остановят?

Татьяна Островская:

— Из-за того, что мы его не пропустим, а он будет висеть на бампере, лучше не станет точно. Пускай лучше промчится, чем начнет опасно перестраиваться, а потом еще и «учить» возьмется.

— Это иллюзия — считать, будто абсолютно все вдруг станут вежливыми. В любом обществе есть 10—15% водителей, которые в принципе не хотят подчиняться законам. Можно предположить, это и есть «учителя». Что их может остановить? Более серьезная сила?

Татьяна Островская:

— Так если с ними ничего нельзя сделать, значит, это надо учитывать. Если мощная правоохранительная система не смогла справиться, куда нам, обычным людям. Нужно быть готовым к встрече с ними и выйти из такой ситуации без потерь. Где-то мелькали данные, как можно определить автомобили потенциальных агрессоров — по характерным приметам. Вообще, мощная машина любого провоцирует...

— Разве любого? Считается, что от человека зависит.

Валентина Крейдич:

— Кто выбирает такие автомобили, тот имеет определенные особенности.

Татьяна Островская:

— Эти машины всегда дороже, и их могут купить не все. Когда появляется возможность приобрести, то, естественно, такой человек реализует свою мечту. А до этого он запросто может гонять на стареньком «Жигуленке», выжимая из него все, что можно.

— А если обычный водитель оказался в роли «ученика», как действовать так, чтобы максимально погасить агрессию и тем самым вернуть контроль над ситуацией?

Валентина Крейдич:

— Если сразу извиниться (даже когда не чувствуешь себя виноватым), есть вероятность, что агрессия уйдет. Слова прощения обескураживают зло настроенного водителя.

Татьяна Островская:

— Его самооценка повысится, а ваше самоуважение не пострадает. Да, вас, конечно, наверняка обматерили, но при этом хотя бы «учить» не будут. По крайней мере, это дает шанс избежать жесткого конфликта. Ну а если не помогло, то лучше снизить скорость, остановиться и переждать.

— Интересно, что часто сами агрессоры, когда ситуация достигает точки кипения, спешат скрыться с места происшествия. А если обращаются с претензиями после публикаций, то нередко пользуются услугами посредников (жены, подруги, родителей). Почему избегают прямого общения, если уверены в своей правоте?

Валентина Крейдич:

— Они как раз, возможно, не уверены в себе и, действуя агрессивно, пытаются самоутвердиться. А на деле не в состоянии позвонить лично и сообщить свою точку зрения, им не хватает смелости.

Татьяна Островская:

— Агрессия — один из способов самоутверждения во всей природе, не только в человеческом обществе.

— Но ведь злость дана природой для того, чтобы защищаться...

Татьяна Островская:

— Все верно. Злость — чтобы защищаться. А агрессия — чтобы нападать. Тот, кто нападает, тот самый сильный. А кто самый сильный...

Валентина Крейдич:

— Тот и прав. Так испокон веков было!

— После конфликта и первой эмоциональной реакции следует оценка, и многие участники ситуации, насколько мы знаем, мучаются терзаниями: прав — не прав, верно действовал или нет, а можно было еще... Как лучше выйти из этого состояния?

Валентина Крейдич:

— Склонны рефлексировать люди мнительные и сентиментальные, которые чувствуют обиду. Они действительно могут застрять в ситуации.

Татьяна Островская:

— Любое событие может быть источником опыта. Попав в нестандартную ситуацию, человек потом ее продумывает и на будущее выбирает варианты поведения. Это элемент обучения, который происходит в течение всей жизни.

— Какой совет можно дать, чтобы не мучиться?

Татьяна Островская:

— Не зависать!

Валентина Крейдич:

— Кто-то пьет успокоительные, кто-то идет в спортзал.

Татьяна Островская:

— Самый простой способ — обсудить ситуацию, например, с членами семьи. Это позволит выпустить пар, выплеснуть эмоции и скорее отпустить конфликт.

Валентина Крейдич:

— И главное — получить поддержку.

— Человек, понимая, что его реакции за рулем не совсем правильные, может измениться?

Валентина Крейдич:

— Конечно. Сейчас есть масса тренингов, во время которых учат контролировать эмоции.

Татьяна Островская:

— Если смотреть в общем, то речь идет о личностных особенностях психически здорового человека. Они в чем-то помогают, а в чем-то могут нам мешать. Такие тренинги не помогут переродиться заново, но человек будет знать о проблеме и как с ней бороться.

О «баварцах». «Их поступки, слова и действия со стороны кажутся ужасными, но за этим могут стоять объективные причины»

— Интересно узнать ваше мнение о «баварце» (точнее, двух «баварцах», как выяснилось), который устроил настоящий прессинг мотоциклистов.

Татьяна Островская:

— Не видя человека и не обладая всей информацией, дать психиатрическую оценку сложно. На данный момент мы владеем обрывочными сведениями, которые вообще нельзя квалифицировать. Их поступки, слова и действия со стороны кажутся ужасными, но за этим могут стоять объективные причины. А как реагировать на угрозы, вопрос скорее к человеку, который их читает.

— Но ведь «баварцы» вышли за пределы интернета, стали назначать встречи под благовидным предлогом и угрожали по телефону.

Татьяна Островская:

— Человек, который едет продавать фотоаппарат или устраиваться на работу, вряд ли опасается за свою жизнь. Можно нафантазировать много причин, по которым «баварцы» так действовали, даже благих. Вдруг они, наоборот, беспокоились?

— Им стоит обследоваться?

Татьяна Островская:

— Это вопрос исключительно добровольный. Если они сочтут, что нужна психиатрическая консультация, то могут обратиться. Силой заставить их пройти эту процедуру в данном случае не получится.

— Вы с подобными случаями сталкивались в своей практике? Необязательно, чтобы угрозы были размещены в интернете, может, они поступали по телефону или в письмах.

Татьяна Островская:

— На самом деле таких случаев мало. Был телефонный террорист, который заявлял, что будто бы заминированы аэропорт, школа, разные здания. У него была болезненная цель. Но таких историй, как с «баварцем», не припоминаем.

В то же время к нам редко обращаются для проведения экспертиз по «водительским» делам. Иногда привлекают, если автомобилист ссылается на необычайные психические ощущения, мол, что-то померещилось, какая-то белая пелена перед глазами возникла. Все, что с точки зрения следователя может говорить о наличии психического расстройства. Как говорится, следствие обязано опровергнуть или подтвердить подозрения.

О ситуации на улице Гая. «Та реальность для него была не менее настоящей, чем наша»

Совсем другой случай произошел несколько лет назад на улице Гая в Минске, когда погибли супруги. Действия виновника ДТП сложно назвать адекватными.

Татьяна Островская:

— Хочу отметить, что у человека, управлявшего Audi A8, не было цели наказать кого-то или продемонстрировать превосходство на дороге. Его идея, продиктованная психозом, была абсолютно нелепой с точки зрения реализации. Человек тяжело болен, он не мог адекватно воспринимать реальность, а тот ход событий был продиктован болезненным состоянием. Это очень редкая ситуация, когда поведение человека за рулем определяется психическим расстройством.

— Многие восприняли освобождение от уголовной ответственности по причине невменяемости как несправедливое решение. Все-таки мужчина казался обычным и даже успешным человеком: у него была работа, семья, достаточно дорогой автомобиль.

Татьяна Островская:

— Понимаю, почему могло возникнуть такое заблуждение. Считается, что психическими расстройствами болеют люди с низким социальным статусом. Однако это не так. Чтобы сойти с ума, его нужно иметь. Болезнь, которая была диагностирована у этого человека, не выбирает «жертву» по профессии или уровню доходов. Это тяжелое расстройство, которое развилось за считаные недели. Ему предшествовали специфические предвестники, к слову никак не связанные с автомобилем. Болезнь развивалась своей типичной симптоматикой, а автомобиль оказался всего лишь средством.

— Были ли предпосылки, на которые могли обратить внимание окружающие? Сразу сообщалось, что был зафиксирован некий инцидент в детском саду, куда ходил ребенок водителя...

Татьяна Островская:

— Конечно, болезнь не возникла в тот момент, когда он завел машину. Психические расстройства, как у этого человека, сопровождаются изменением мышления и поведения. Очень многие симптомы неочевидны обывателю, неспециалисту.

Если говорить об этом человеке, то у него достаточно четко и долго (с точки зрения психиатра) звучала идея, что его преследуют, а окружающие меняют внешность. Это настораживающий момент для медика.

Но близких фраза о том, что их цвет глаз поменялся, могла не насторожить: ну мало ли, свет как-то не так упал. При этом предыдущие ситуации (до ДТП на улице Гая) не закончились тяжелыми последствиями.

Очевидно, были другие, более явные признаки. Их мало заметить, нужно правильно оценивать, а еще важнее — представить возможные последствия. Без специальных знаний это невозможно. Оптимальным было бы сразу вызвать скорую, как только проявились странности в поведении. Справедливости ради надо сказать, близкие пытались оказывать помощь, водили к психотерапевту. А требовалась оценка психиатра.

— Тем не менее, для многих формулировка «не осознавал опасность действий» прозвучала как отговорка...

Татьяна Островская:

— Человек не понимал, что с ним происходит. Это был дебют тяжелейшего психического расстройства. Симптоматика в таких случаях носит страшный характер, люди боятся и идут на аутоагрессивные действия. Этот мужчина на полном серьезе считал, что будто бы вместо детей ему подсунули инопланетян, его облучают какие-то силы, а потом он попадет в некие ступени, где его расчленят. Находясь в мире пришельцев, он делал все, чтобы спасти себя и близких. Та реальность для него была не менее настоящей, чем наша.

— А бывают кратковременные расстройства, которые могут повлиять на поведение водителей за рулем?

Татьяна Островская:

— Есть вероятность развития психотических заболеваний на фоне обрыва употребления алкоголем. Причем такой психоз развивается молниеносно: симптоматика может проявиться и видоизменяться за несколько часов. А через месяц лечения из медучреждения выйдет абсолютно здоровый человек без следов психотического расстройства.

Теоретически психоз может быть вызван также отменой употребления алкоголя в связи с необходимостью сесть за руль. Вспоминается экспертиза по факту суицида профессионального водителя. Мужчина выпивал, при этом на учете не состоял, стараясь совмещать работу с алкоголем, чтобы одно другому не мешало. В какой-то момент образовался длительный перерыв между рейсами, в течение которого он употреблял спиртное, а перед грядущей поездкой резко бросил пить.

По классике алкогольного делирия через три-пять дней, находясь в психозе, он покончил с собой. Гипотетически данный человек мог оказаться за рулем.

А давно, в мою бытность наркологом, когда я работала в больнице, поступила пациентка — водитель общественного транспорта. У нее стал развиваться алкогольный галлюциноз, когда она находилась на маршруте. Правда, голос оказался очень ответственным. Он приказал ей остановиться и высадить людей. Затем женщина вызвала себе скорую.

Однако навскидку вспомнить случай, аналогичный трагедии на улице Гая, не представляется возможным. Тогда человеком управляла тяжелейшая психопатология. А наказывать за такую болезнь нельзя...

Фиджет спиннеры в каталоге Onliner.by

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by