15 апреля 2018 в 21:39
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

Открытие мотосезона началось с усиления ГАИ. Репортаж с минских улиц

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка

По странному совпадению практически каждый раз открытие мотосезона омрачают трагические происшествия, случившиеся накануне. К сожалению, этот год не стал исключением. В ночь с пятницы на субботу в больнице скончалась пассажирка мотоцикла, который несколькими днями ранее попал в ДТП на проспекте Независимости... По данным экспертов, перемещение на мотоцикле в Минске в 70 раз опаснее, чем на автомобиле. Сегодняшнее усиление ГАИ в первую очередь связано с официальным открытием байкерского сезона. Чем будет заниматься так называемый мотовзвод и что показала проверка, проводившаяся перед въездом на место сбора, — в репортаже Onliner.by.

Проверят всех мотоциклистов

Слышали, что в Минске погибла 27-летняя девушка, ехавшая на мотоцикле? — спрашивает сотрудник пресс-службы ГАИ, с которым едем к месту сбора мотоциклистов. — Несколько дней назад пассажирка мотоцикла попала в ДТП, ее доставили в больницу, где она скончалась.

Сводка, как обычно, лишь сухо констатирует предварительную версию: «9 апреля в 23:25 водитель (1990 г. р.) Suzuki GSR, двигаясь по пр. Независимости (со стороны ул. Козлова — в направлении б-ра Мулявина), совершил столкновение с Volkswagen Bora, который остановился перед регулируемым пешеходным переходом на запрещающий сигнал светофора. Пассажирка (1990 г. р.) мотоцикла упала на проезжую часть и получила травмы. Она была госпитализирована в больницу, где в ночь с пятницы на субботу скончалась».

Нередко жертвами таких происшествий становятся люди в самом расцвете сил, которые могли бы еще приносить пользу. И это не просто урон для экономики, которая цинично подсчитывает ущерб в денежном эквиваленте. А еще колоссальный эмоциональный удар для общества: в мирное время не должны гибнуть люди.

Однако, увы, они гибнут, и это не может не вызывать реакцию. В данный момент в городе усилены меры безопасности. На улицы выведено больше патрулей ГАИ, чем обычно. Одна из причин — открытие мотосезона. Точкой сбора назначена парковка возле Ледового дворца на улице Притыцкого.

Каждый из мотоциклистов, приехавших на площадку, будет проверен, — обещают сотрудники ГАИ. — Личного состава достаточно.

Несколько инспекторов находятся у края проезжей части. Въезд на стоянку разрешен только для мотоциклистов, автомобилей организаторов и служебных машин ГАИ.

Каждого байкера просят предъявить документы, проводится осмотр транспортного средства. Если возникнет подозрение по поводу состояния водителя, его готовы доставить на медосвидетельствование (сразу заметим, таковых не было).

Рядом находятся организаторы мероприятия, которые пристально наблюдают за процессом. Пока все спокойно.

Настроение у большинства мотоциклистов приподнятое. Очевидно, нужно быть чрезвычайно уверенным в себе, чтобы приехать сюда, зная об отсутствии прав категории «А» или документов на байк.

Если все в порядке, проверка занимает минуту-две. Инспекторы просят приподнять забрало шлема — удостовериться, что перед ними владелец водительского удостоверения. Затем мотоциклистам разрешают проследовать на площадку.

У многих техосмотр датируется апрелем, то есть действие вот-вот закончится, — замечает один из сотрудников, проводящих проверку. — Понятно, обычно проходят ТО в самом начале сезона.

Забегая вперед, отметим, что было остановлено одиннадцать мотоциклистов, у которых не было действующего техосмотра. Кто-то забыл, кто-то не успел...

На самом деле больше вопросов у ГАИ возникает по поводу тонировки автомобилей. При нас остановили несколько машин с затемнением на стеклах. Напомним, сейчас особое внимание обращают на незаводские покрытия — усиление действует по всей стране.

Чем займется мотовзвод?

Несколько патрулей выставлены по периметру квартала. Это на случай, если кто-то, заметив тотальную проверку, решит избежать контроля.

Поступает информация от одного из инспекторов: на перекрестке улиц Кальварийской — Пинской остановлен «бесправник». Сразу неясно, о каком транспортном средстве идет речь. Чуть позже выясняется: мотоциклы ни при чем, это водитель автомобиля Peugeot забыл об окончании срока действия удостоверения.

Замечаем, что на улицах появились мотонаряды. Тут и там встречаются сотрудники ГАИ на мотоциклах. Это давно анонсировавшаяся мера: в составе спецподразделения Минской ГАИ появились 12 мотоциклов BMW и Yamaha. Службу нести на них будут инспекторы, которые обладают соответствующими навыками и умениями.

У меня у самого мотоцикл, езжу на этом виде транспорта с 18 лет, — рассказывает один из сотрудников. — Сначала был «Минчик», ИЖ, теперь аппарат получше, и вот появился служебный BMW F 800 GS — отличная машина! Хорошая управляемость, и он незаменим в заторовых ситуациях — когда надо быстро добраться до места происшествия, например.

Руководство ГАИ ставит такую задачу мотовзводу: «Профилактика правонарушений со стороны мотоциклистов, а также осуществление патрульной функции. То есть они ориентированы на работу с самыми разными категориями участников дорожного движения».

«Равные права предполагают равные обязанности»

У одного из инспекторов возникает подозрение об изменении идентификационного номера Suzuki. Водитель, понятное дело, возмущен: «На каком основании? Что значит доставите на стоянку РУВД?»

Сотрудники ГАИ уточняют: «Дублирующей таблички нет. Визуально складывается впечатление, что шрифт отличается от заводского. Подчеркнем, на данный момент это только подозрения. А установит все экспертиза».

Как позже сообщат в пресс-службе ГАИ, еще один мотоцикл с подобными подозрениями был доставлен на стоянку РУВД.

Очередного мотоциклиста приглашают в служебный автомобиль. У водителя Suzuki удостоверение категории «А1» (от 50 до 125 «кубов»), а нужна «А», поскольку объем двигателя его мотоцикла — 400 куб. см.

Была «А1» категория, просто не успел вовремя сдать, — говорит мужчина.

Напомним, категория «А1» предусмотрена для легких мотоциклов (с объемом двигателя до 125 куб. см). Спустя два года после ее открытия автоматически можно получить категорию «А». Либо же сразу сдать на мотоциклетные права, отучившись в мотошколе и пройдя экзамен в ГАИ.

В данном случае водитель не имел права управлять мотоциклом с таким объемом двигателя. Формально это серьезное нарушение, но назвать его грубым язык не поворачивается.

Тем временем мотоциклистов становится больше. Инспекторы просят подмоги: они не успевают проводить проверку. Всего собралось несколько тысяч водителей байков. Ощущение, что с каждым годом их число растет. По последним данным, в Минске зарегистрировано 13 тысяч этих двухколесных транспортных средств.

У нас сложились давние и хорошие отношения с мотоклубами, которые организуют такие мероприятия, — подчеркивает начальник Минской ГАИ Вадим Гаркун. — Наше взаимодействие основывается на том, что у нас одинаковое понимание подходов к безопасности. Но равные права участников дорожного движения предполагают также равные обязанности. Надеемся, подобные мероприятия позволяют обсудить насущные проблемы и обезопасить себя.

Начальник Минской ГАИ Вадим Гаркун

Он также отметил, что число нарушений со стороны мотоциклистов и мотоаварийность медленно, но верно снижаются. В частности, в прошлом году в Минске произошло 19 учетных ДТП с участием мотоциклов, в которых 18 человек пострадали, а 3 погибли. Это на 20% меньше, чем в 2016-м.

Даже если взять сегодняшнее мероприятие. Раньше на такие открытия мотосезона пытались попасть десятки водителей, не имеющие действующих прав нужной категории, а сейчас зафиксировано только одно такое нарушение, — рассказали в ГАИ.

Пик мотоаварийности, если судить по статистике, приходится с мая по сентябрь. Сегодняшнее усиление — это своеобразная демонстрация сил, так сказать, к сезону готовы.

И понятно, что абсолютное большинство водителей мотоциклов — зрелые и взрослые люди, не склонные к дорожному хулиганству. Но из-за нескольких десятков человек они тоже вынуждены страдать и яростно бороться со стереотипами.

Вот только среда становится все более разношерстной, и, несмотря на потуги лидеров мотодвижения, очередной случай может перечеркнуть большие старания.

А в конце напомним слова эксперта, Юрия Важника, который довольно метко охарактеризовал нынешнее положение вещей и реакцию части байкеров на любую информацию: «Многие мотоциклисты остро воспринимают негатив, любой намек на критику. Это позиция агрессивного несогласия с очевидными фактами, и трагедии напрямую связаны с оценкой проблемы в обществе».

Мотошлемы в каталоге Onliner.by