На старте ретроралли. Насколько элитарен партийный ЗИМ, стоивший в 4 раза больше любой легковушки для простых людей?

33 559
144
06 мая 2018 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

На старте ретроралли. Насколько элитарен партийный ЗИМ, стоивший в 4 раза больше любой легковушки для простых людей?

Шесть мест, шесть окон, шесть цилиндров мотора — главные три шестерки олдтаймера, чье имя было предано забвению после смерти Сталина в 1953-м. ЗИМ — аббревиатура, означавшая «завод имени Молотова». После того как почил советский вождь, Молотов, в то время служивший на благо отечеству в качестве министра госконтроля СССР, тоже недолго продержался на посту. Представительский служебный автомобиль, предназначавшийся для партийной номенклатуры, не мог называться так после разгрома «антипартийной группы» (Молотов, Маленков, Каганович) — пришлось переименовывать. Поэтому в последние годы машина выпускалась как ГАЗ-12. Именно эта модель была предшественницей знаменитой правительственной «Чайки» (ГАЗ-13).



В 1950-е годы подобные автомобили можно было увидеть только во время визита чиновника на уровне замминистра, секретаря обкома, зампредседателя облисполкома. Очевидно, подобные встречи представителю простого народа ничего доброго не сулили. Позже машины стали продавать в личное пользование, но очереди за ними, очевидно, не выстраивались. Попробуем сравнить несколько цифр. В конце десятилетия средняя месячная зарплата по стране составляла 770 рублей (или чуть более $190). «Москвич-400» стоил 9 тыс. рублей (это годовой заработок), довольно престижная «Победа» — 16 тыс. А вот за ЗИМ просили целых 40 тыс. И, как утверждалось, это было еще выгодное предложение: себестоимость ЗИМа составляла в районе 80 тыс. рублей, то есть машину продавали в розницу в два раза дешевле. Откуда такие суммы? Посетители ретроралли, которое пройдет 9 июня, самолично, как говорят, у капота смогут поспорить о ценности авто на площадках у Национальной библиотеки и около Дворца республики. Ну а мы постараемся указать, на что стоит обратить внимание.

Технологии — для чиновников

Из указанных выше фактов становится понятно, для какого сегмента был создан ЗИМ. Это сейчас машины условно делят на молодежные, женские, представительские, для большой семьи, бизнесменов и так далее. Во времена СССР было только два класса: для рабочих и для партийной элиты. И вот в конце 1940-х озаботились тем, что у верхушки есть ЗИС, у трудяг — возможность в перспективе заработать на «Москвич-400» или, если повезет, на «Победу». А среднее звено высоких чиновников оказалось обделенным своей моделью. Строить лучше, чем ЗИС, было нельзя: не положено обгонять завод имени самого Сталина. Потому в новую машину невозможно было внедрить новые технологии. Тем не менее горьковцы смогли. Например, именно ЗИМ известен как автомобиль, на котором впервые при Советах применили гидромеханическую трансмиссию.

«Это чтобы у чинов не падали фуражки с голов, — вспоминает старую шутку механик, наш проводник в ретромир; именно этот человек самостоятельно, без посторонней помощи два года восстанавливал седан, а потому знает его, как никто другой. — Тогда гидромуфта трансмиссии была неким прорывом. Она не образовывала постоянной жесткой связи между трансмиссией и двигателем, не давая двигателю заглохнуть при остановке, играла роль второго, автоматического сцепления. Гидромуфта была создана специально для плавного переключения передач, благодаря ей автомобиль перестает дергаться. Отсюда и злые шутки про фуражки. Благодаря этой же муфте на ЗИМе можно тронуться с места на любой из передач, даже на третьей. Всего коробка предусматривает три ступени».

К слову, заводской инструкцией рекомендовалось трогаться именно со второй передачи, а первая была предусмотрена для бездорожья и подъемов. Мы проверили способность автомобиля трогаться с любой передачи и, надо сказать, были приятно удивлены плавностью старта. Еще одна фишка: можно затормозить до полной остановки, не выключая передачи, после чего начать движение, просто отпустив тормоз и нажав на газ. Правда, описанная технология вылилась в недостаток: после остановки машину нельзя оставить «на передаче», обязательно нужно задействовать стояночный тормоз. С учетом этой особенности конструкторы могли бы подумать, как удобно расположить рычаг ручника в салоне. Но они этого не сделали, и вышло вот так:

И все же новации

Агрегат трансмиссии не единственное новшество. ЗИМ стал первым в мире автомобилем с тремя рядами сидений в несущем кузове. Рама здесь отсутствует. Механик вспоминает: «Изначально, до реставрации пороги были устроены так, что кузов можно было поднять на одном домкрате, установленном в районе средней стойки. Правда после такой процедуры начинали „гулять“ зазоры. Умные люди советовали после первого подъема проделать еще один — с другой стороны. Тогда все двери и крышки становились на свои места. Естественно, после таких историй я вварил в пороги балки и сделал по два поддомкратника с каждой стороны». В целом несущий кузов был довольно смелым решением для этой модели. Хоть он уже и применялся, для авто подобного класса технология не использовалась.

Несущий кузов был необходим и для облегчения машины. Само авто весит почти две тонны. В салоне помещается шесть человек. А бензин все равно приходилось экономить. Особенно остро проблема топлива встала в послевоенные годы. Представительский ЗИС-110 для высшего сословия потреблял 23 литра на 100 километров в смешанном режиме. ЗИМ «кушал» 18 литров, так что мотор в модели попроще можно назвать относительно экономичным. Для авто поставляли шестицилиндровые двигатели ГАЗ-12 объемом 3,4 литра и мощностью 90 л. с. Он способен разогнать машину до максимальных 120 км/ч. Среди характеристик можно найти и другую занимательную цифру: внимание, разгон до сотни — всего 37 секунд.

Осмотр с пристрастием

Перед тем как заглянуть под капот, мы немного замешкались: с какой стороны он открывается? Как оказалось, с обеих. А если попросить помощи у коллеги, готового придержать, можно и вовсе снять крышку.

От «Победы» этой модели досталось многое: например, независимая пружинная шкворневая передняя подвеска практически идентична. По документам, степень унификации по агрегатам «Победы» доходила до 50%.

Главный человек в этой машине размещался на заднем сиденье. Тут для него был предусмотрен удобный диван, пепельницы. До переднего ряда сидений дотянуться ногами можно только лежа. Есть откидные места и для охранников.

А вот водителю приходилось тяжко, тут он бесправен. Кресло невозможно отодвинуть, как и откинуть спинку. Сам руль довольно тонкий и при этом лишен гидроусилителя. А с учетом торчащего при стоянке ручника (а по-другому никак нельзя) даже посадка в салон вызывает у шофера трудности.

Переключение передач здесь — как у «американцев» — осуществляется подрулевым рычагом. По правую руку от рулевого колеса разместился спидометр, далее располагается магнитола с хромированной решеткой, за которой прячется динамик. Еще чуть дальше вправо — часы, повторяющие форму спидометра.

Для того чтобы подчеркнуть статус, в дизайне использовали много хрома. Так хотели выделить ЗИМ в сравнении с «Победой». Несмотря на схожесть с американскими Cadillac Fleetwood 61 или Buick Super, ЗИМ, в отличие от того же «Москвича», не был копией.


В момент выпуска первой машины в 1949 году ее дизайн был весьма своевременен — можно сказать, на острие автомобильной моды тех времен. А уже в 1955-м американцы шагнули далеко вперед в этом вопросе, модели с подобной внешностью стали повсеместно снимать с производства. К концу десятилетия остановили выпуск и ЗИМ: он уже окончательно устарел. На тот момент он уже назывался ГАЗ-12 и все чаще стал поступать в открытую продажу. Их также использовали в качестве такси (в основном Москве, в Минске — с октября 1954 года) и карет скорой помощи. В начале 1970-х, спустя десятилетие после выпуска последнего экземпляра, машину стали списывать из парков госучреждений. Так они распространились среди простого населения (цена была эквивалентна стоимости «Жигулей»).

Говорят, в этот момент ушлые советские граждане стали укомплектовывать ЗИМы разными дополнительными агрегатами, иногда даже меняли мотор на двигатель от грузовика. А потому найти образец продукции завода имени Молотова в стоковом виде довольно сложно. Представленный в коллекции образец максимально приближен к оригиналу. В этом можно убедиться самолично на ретроралли, которое пройдет 9 июня на площадках у Национальной библиотеки и около Дворца республики.

Читайте также:

NEW! Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский