Гонка «24 часа Ле-Мана» глазами очевидца

12 527
17 июня 2018 в 20:29
Источник: Петр Добронравов. Фото: автора

Гонка «24 часа Ле-Мана» глазами очевидца

Источник: Петр Добронравов. Фото: автора

После суточного бдения и бессонной ночи на знаменитом французском гоночном кольце Сартэ наш читатель стал свидетелем исторической победы Toyota и спешит поделиться с Onliner.by своими впечатлениями о самой знаменитой гонке мира на выносливость.

Немного истории и романтики

Гонку близ Ле-Мана придумали и организовали инициативные члены Западного автоспортивного клуба Франции. И начиная с 1923 года недалеко от города Ле-Ман во французском департаменте Сарта ежегодно проводится самая знаменитая в мире гонка на выносливость — «24 часа Ле-Мана».

В конфигурации трассы используются дороги общего назначения и специально построенные участки. Дороги перекрываются лишь за несколько часов до начала практики и заездов (фактически за 6 дней до старта гонки) и снова открываются буквально сразу после окончания гонки. Поэтому зрители, возвращающиеся домой на автомобилях после финиша автомобильного марафона, едут по буквально не остывшим от гоночных баталий и щедро усыпанным ошметками резины дорогам.

Общая длина круга в настоящее время составляет около 13 650 метров. Вокруг трассы и внутри нее на протяжении почти недели организуются платные и бесплатные парковки. Часть территорий отдается под палаточные городки или стоянку трейлеров и всевозможных модификаций «домов на колесах». Платные имеют минимальный набор услуг: место под стоянку авто, палатку и (или) тент, биотуалеты, умывальники, душевые.

Лирическое отступление. Заблаговременно (за полгода) снял апартаменты в Сен-Жервез-ан-Белен. Подкупило то, что место ночлега находилось всего в 8,6 км от трассы. Но все равно на авто добираться до паркинга прессы приходилось не менее часа. Часть дорог была перекрыта, да и трафик каждый день был очень приличный. Надо сказать, что коренное население Ле-Мана и его окрестностей живет гонками.

Хозяин апартаментов — дедушка — рассказывал, что хорошо помнит, что в 1955 году, когда во время гонки произошла страшная авария, в которой погибло 83 человека и более 120 были серьезно травмированы, его отец сдавал кровь для пострадавших. После той трагедии марка Mercedes долго не участвовала в гонках… А потом дедушка с гордостью распахнул ворота своего скромного на вид гаража, где притаились малолитражка Fiat, кроссовер и… кабриолет-купе Ferrari 328 GTS! Не успел спросить у дедушки, является ли он членом Западного автоспортивного клуба Франции. Но, быть может, сделаю это в следующий раз.

Кстати, Западный автоспортивный клуб Франции сейчас возглавляет Пьер Фийон. Он был премьер-министром Франции (2007—2012 гг.). На посту президента Западного автоспортивного клуба Франции г-н Фийон от имени французских водителей — членов клуба — решает такие вопросы, как строительство, обслуживание и ремонт дорог, проводит аттестацию автошкол и занимается безопасностью дорог общего пользования, внедрением инновационных технологий при строительстве автомобилей. Клуб также обеспечивает дорожный сервис для своих членов. И разумеется, организует и проводит знаменитую на весь мир гонку на выносливость и надежность.

Кстати, именно Пьер Фийон пригласил именитого теннисиста Рафаэля Надаля, который занимает первое место в рейтинге и является 11-кратным победителем турнира «Ролан Гаррос», сделать символический взмах французским флагом и дать старт суточной гонке в Ле-Мане в этом году. И после стартовой отмашки и провокационного вопроса журналиста о том, не хотел бы теннисист сменить ракетку на кокпит гоночного болида, Рафаэль неожиданно заявил, что в будущем не исключает такой возможности.

Как в кино

Ле-Ман и ближайшие к нему деревеньки наводняют толпы туристов, болельщиков и любителей автоспорта. Ведут они себя на удивление тихо. Даже когда смотрят футбол в фан-зоне. Это такое свойство автоспортивных болельщиков. Они могут пить пиво, вино и более тяжелые спиртные напитки, но при этом оставаться корректными к окружающим. Даже если оппонент в споре или диалоге представляет армию фанов другой, противоборствующей команды. А какой автопарк собирается в окрестностях! Ему может позавидовать любой автосалон. Здесь и заряженные версии дорожных машин, и ретро — взгляд не оторвать.

Болельщики часами могут ожидать своих кумиров возле моторхоумов команд для селфи или получения автографа на специально приобретенном сувенире — модели гоночного болида, копии шлема, кепке или баке.

К слову, сувениры эти стоят недешево. Да и билеты на гонку варьируются от 30 до 800 евро в зависимости от простой возможности понаблюдать за гонкой из-за ограждения трассы до закрытой ложи с обслуживанием и возможностью быть поближе к пилотам и боксам команд.

С другой стороны, деньги ведь могут быть потрачены не зря. Многие болельщики приходят на гонку вместе с детьми и целыми семьями. Команды предлагают в фан-зонах, кроме сувениров, множество развлечений. Например, можно прийти вместе со своей половинкой, облачиться в комбинезоны любимой команды и сфотографироваться в таком виде на фоне болида на память.

Или попробовать провести смену колеса с помощью гайковерта. Причем и колесо, и болид, и гайковерт будут настоящими. Можно и не марать руки и не таскать тяжелые колеса, а просто поучаствовать в виртуальных гонках на симуляторе, но выиграть вполне реальные призы от любимой команды.

Чтобы иметь представление о том, что значит для жителей Ле-Мана и поклонников автоспорта гонка «24 часа Ле-Мана», стоит посмотреть первые 10 минут фильма «Ле-Ман» (Le Mans, 1971). В этом фильме отлично передана атмосфера этой гонки, как на трассе, так и вне кольца Сартэ. Если уже речь зашла о кинематографе, то вы удивитесь, но и в знаменитом в свое время фильме «Мужчина и женщина» (реж. Клод Лелуш, 1966) также есть кадры с «24 часов Ле-Мана».

В картине Клода Лелуша можно видеть старт гонки, практикуемый еще с первых гонок знаменитого марафона. Это когда пилоты после взмаха французским флагом бегут с одной стороны дорожного полотна к противоположному, где выстроены в ряд, согласно квалификации, машины. Пилоты садились в машины и сразу начинали движение. И практически никто не успевал пристегнуться ремнями безопасности. От этого любая авария могла привести к фатальным последствиям. После трагических происшествий старт был изменен.

В фильме 1971 года отражена уже другая, усовершенствованная процедура старта. Пилоты усаживались в машины, выстроенные в ряд, пристегивались и начинали движение по взмаху флага. Но и эту процедуру старта несколько раз усовершенствовали, так как и она была небезопасной. Сейчас автомобили стартуют с ходу, проехав разминочный или формировочный круг за машиной безопасности. На сегодняшний день это один из самых безопасных способов начать гонку на выносливость. Но гонки остаются гонками. В этом году сразу после старта в первой связке поворотов произошла авария с участием машин, претендующих как минимум на подиум в классах LMP1 и LMP2. К счастью, были повреждены только элементы аэродинамического обвеса и кузова. И после короткого обслуживания на пит-лейн болиды снова вернулись в борьбу.

И позволю себе еще одно маленькое «лирическое отступление». У хозяев, где я остановился, в собственности есть маленький участок, аккурат рядом с трассой, в повороте «Индианаполис». Так вот благодаря этому и тому факту, что право частной собственности тут неприкосновенно и владелец имеет право в любое время получить доступ к своей собственности, у него есть четыре постоянных пропуска для всех членов семьи, предоставленные организаторами гонки. И дедушка в окружении родственников может наблюдать за соревнованиями на трассе совершенно бесплатно и беспрепятственно. Как в кино.

Известные традиции, зародившиеся в Ле-Мане

Душ из шампанского. Да, именно после гонки «24 часа Ле-Мана» 1967 года душ из шампанского стал традицией. В том году победителями автомарафона стали Дэн Герни и Эй-Джей Фойт. Будучи на подиуме, они заметили внизу президента Ford Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жен и нескольких журналистов, ранее пророчивших провал этих пилотов. И тогда Герни встряхнул бутылку и окатил шампанским всех, кто стоял рядом с ним, установив традицию празднования победы, которая вот уже более полувека поддерживается во всем мире.

Этот факт любопытен, но меня больше всего впечатлило то, что достаточно много поклонников автоспорта ночью остаются на трибунах. И продолжают поддерживать свою команду или пилота, внимательно отслеживая ситуацию на трассе и в каждом классе (сейчас их четыре) и абсолютном зачете. А так преданно болеть неподготовленному зрителю непросто.

Атмосфера пропитана высокооктановым топливом, техническими жидкостями и запахом горячих покрышек. Гул стоит такой, как будто мимо тебя с ракетным ревом и завидной периодичностью на бреющем полете проносятся десятки самолетов. А за сутки таких «витков» набегает около 400. Да и помножить на количество участников — 60. Вот и выходит, что за сутки зрителю приходится услышать звук, эквивалентный пролету рядом почти 24 000 ракет. Не каждые уши такое выдержат. Поэтому зрители охотно пользуются специальными затычками — берушами.

Мир Формулы-1, а точнее, поклонники «королевы автоспорта» уже давно не пользуются берушами: двигатели у современных «формул» стали слишком тихими, «гибридными». А здесь традиция грохотать раскатами грома на все окрестности сохранилась до сих пор. И это отличная, на мой взгляд, традиция.

Японский штурм Ле-Мана

«Солнце клонилось к закату, надежда умирала последней, руководство заводской команды Toyota готовилось к совершению сэппуку. Топ-менеджеры собирались продемонстрировать миру мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. А как иначе? Ведь позора в очередной раз избежать не удалось, была затронута честь марки, и в знак верности своему бренду они готовились совершить неотвратимое», — так можно было бы описать провал Toyota в Ле-Мане. Но, к счастью, это просто страшный сон накануне старта гонки. Ничего плохого на этот раз не случилось, и «проклятие Ле-Мана» больше не висит над Toyota.

Поясню. До сего дня единственной японской компанией, сумевшей добиться успеха в Ле-Мане, была Mazda. Ее болид 787B с роторным двигателем одержал победу в 1991 году.

В 1923 году в Ле-Мане в конце мая прошла первая суточная гонка на выносливость. А с другой стороны земного шара, спустя год, зародилась компания Toyota. Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков. Но с 1929 года Toyota стала на путь развития автомобильного производства. И преуспела в этом, став в нынешнем столетии крупнейшим автопроизводителем в мире, а в последние годы — и самым дорогим автомобильным брендом в мире.

В автоспорт Toyota пришла в 1972 году, а в 1975 году одержала первую победу в ралли. И если в чемпионатах мира по ралли Toyota сумела многого добиться, то в Формуле-1 и Ле-Мане к бренду победы все никак не приходили. В Формуле-1, пока команду к успеху вели преимущественно европейские специалисты, у Toyota дела складывались очень даже неплохо. Но как только на горизонте забрезжила первая победа Toyota в Гран-при Формулы-1, то, как это часто бывает у японцев, руководство команды с европейцев спешно заменили на родное, японское. Чтобы, так сказать, отдать дань уважения стершему поколению менеджмента. И первая победа в Формуле-1 у Toyota, увы, так и не случилась.

Примерно та же картина наблюдалась у Toyota и в Ле-Мане. Заводская команда Toyota участвует в автомарафоне с 1987 года, но первый реальный шанс на победу представился только в 1994 году, когда компания покоряла Ле-Ман с частной командой SARD. Эдди Ирвайн, Мауро Мартини и Джефф Кроснофф за рулем Toyota 94CV были близки к тому, чтобы сотворить сенсацию, но за 90 минут до финиша на машине отказала коробка передач. В итоге после ремонта в боксах Toyota финишировала второй позади победителей из Porsche.

В 1998 году Toyota выступала в Ле-Мане с прототипом GT-One, сражаясь против BMW, Audi, Mercedes, Panoz и Nissan. На заключительных кругах экипаж №29 в составе Тьерри Бутсена, Ральфа Келленерса и Джеффа Лиза лидировал с преимуществом в 40 секунд! За полтора часа до клетчатого флага из-за проблем с маслом сломалась коробка передач. Экипажу пришлось сойти. Я смотрел трансляцию по ТВ и плакал вместе с японцами.

В 1999 году Toyota поклялась отыграться. И все шло к победе. Машина Toyota была лучшей на трассе и в финале стремительно догоняла лидирующую BMW №15 (более медленный, но надежный болид). Зрители на трибунах уже вовсю махали японскими флагами в предвкушении победы, но Юкио Катаяма проколол колесо и медленно поехал в боксы... А BMW выиграла.

Потом Toyota сосредоточилась на Формуле-1, но, потерпев там фиаско, вернулась в Ле-Ман и в чемпионат по гонкам на выносливость. И пусть чемпионат WEC Toyota уже выигрывала, но побед в Ле-Мане пока так и не дождалась.

В 2014 году Toyota №7 (Александер Вурц, Стефан Сарразен, Казуки Накаджима) лидировала с «поула» и до наступления темноты. Машина не имела конкурентов по скорости, но сошла из-за возгорания проводки (за рулем был Казуки Накаджима). Победа досталась Audi.

В 2016 году Toyota, стиснув зубы, вновь шла к желанной победе. Экипаж Себастьяна Буэми, Энтони Дэвидсона и Казуки Накаджимы на TS050 уверенно шел к победе, когда в последние минуты гонки на машине возникла потеря мощности. Прототип резко замедлился, а когда Накаджима пошел на последний круг, замер прямо на стартовой прямой! И победа ускользнула к Porsche!

В 2017 году у Toyota на трассе в Ле-Мане был только один соперник в классе LMP1. Японскую команду все называли фаворитом, и это мнение подтверждалось первые девять часов гонки. Затем из-за отказа сцепления вне игры оказался лидировавший в гонке экипаж Toyota, а после аварии не доехал до боксов второй. Оба были главными претендентами на победу, которая вновь досталась Porsche.

В 2018 году команду усилил один из лучших пилотов планеты двукратный чемпион мира Формулы-1 испанец Фернанадо Алонсо. Испанец на Toyota с ходу выиграл первую гонку в Спа «суперсезона» WEC, который включает в себя сразу две гонки «24 часа Ле-Мана». Кроме того, все основные конкуренты из Audi и Porsche пропускают этот суперсезон, открыв дорогу Toyota к победе. Таким образом, ничего не должно было помешать Toyota на пути к победе. И пусть частные команды Rebellion и SMP Racing на тестах, в квалификации, несмотря на ограничения, показали очень неплохое время на круге, но так и не смогли составить никакой конкуренции Toyota.

Впрочем, небольшую сенсацию в первой трети гонки российской команде SMP Racing, основателем которой является Борис Ротенберг, удалось совершить. Болид российской команды BR1 показывал отличную скорость и уверенно шел на подиум в общем и главном зачетах автомобилей класса LMP1. Но ошибка пилота и технические неполадки вынудили экипаж SMP Racing под номером «17» сойти (в момент схода за рулем был пилот Матевос Исаакян), а экипаж под номером «11» очень долго простоял в боксах на ремонте (начинал гонку Виталий Петров), откатился далеко назад и мог рассчитывать только на ошибки и поломки у соперников по классу.

После ремонта машину «11» пилотировал Дженсон Баттон (чемпион Формулы-1), а потом за руль в свою смену сел Михаил Алешин. Мне удалось поговорить с ним перед стартом и задать несколько вопросов. Так, Михаил сообщил, что максимальная скорость на прямой у BR1 составляет примерно 360 км/ч. И изначально пилоты экипажа — 3 человека — сменяют друг друга каждые 2—2,5 часа.

Работать придется в три смены. И перерыв между сменами у каждого из пилотов не такой уж и большой, ведь им нужно успеть пообщаться с инженерами команды, поесть, принять душ и немного поспать, чтобы снова сесть за руль. «За время гонки, т. е. за сутки, экипаж фактически проедет расстояние от Москвы до Лондона и обратно», — добавил присоединившийся к разговору Матевос Исаакян. Но, увы, в этот раз россиянам такое расстояние преодолеть не удалось, но перспективы у SMP Racing хорошие. И будем надеяться, что Борис Ротенберг станет для России тем, кем стал в свое время Энцо Феррари для Италии. Т. е. воплощением мечты, скорости, успеха и побед в автоспорте.

Порадоваться получилось не только за Фернандо Алонсо и команду Toyota, которая взяла дубль в абсолютном зачете и избавилась от «проклятья Ле-Мана», но и за Романа Русинова. Ему и его экипажу команды G-Drive удалось выиграть «24 часа Ле-Мана» в категории LMP2 — это второй по престижности на сегодняшний день класс автомобилей в гонке на выносливость. Теперь Роман может попытать счастья в самой престижной категории — LMP1, но Toyota сейчас тут вне конкуренции.

Браво, Toyota! Ты сделала это.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!