Новичок vs Нюрбургринг. Репортаж с экстремальных заездов школы BMW Driving Experience
12 408
69
18 июня 2018 в 8:00
Автор: Денис Логунович. Фото: производитель, Денис Логунович
Новичок vs Нюрбургринг. Репортаж с экстремальных заездов школы BMW Driving Experience

Когда подъезжаешь к S-образной связке поворотов на скорости 160 км/ч, тебя в этой жизни волнуют только две вещи. Первая — где находятся апексы? Вторая — будет ли инструктор во впереди идущей машине сбрасывать скорость? Заезды по Нюрбургрингу больше напоминают компьютерную игру, нежели просто быстрые «покатушки» на перекрытой извилистой трассе. Главные действующие лица в этой игре — BMW M5, адреналин, инструктор и один из самых опасных гоночных треков на планете. Даже бывалые журналисты нечасто слышат по рации команду «Faster!», проезжая виражи, где когда-то разбилось несколько профессиональных гонщиков. За два дня тренинга я научился доверять свою жизнь инструкторам BMW. Благо эти ребята знают, как превратить твое тело в источник серотонина. В сегодняшнем репортаже поговорим о том, как проходят «обучалки» на Нордшляйфе.

10 групп

В Нюрбург мы прибыли на кабриолете MINI S. Прикольная «зажигалка». Погода позволила преодолеть расстояние от франкфуртского аэропорта до отеля Lindner Congress & Motorsport с поднятым верхом. Прогулявшись по «деревне суперкаров», с хорошим настроением отправляюсь спать. Употреблять алкоголь за сутки до заездов запрещено. Не хватало еще, чтобы какой-нибудь горе-журналист разложил новую BMW из-за плохого самочувствия «после вчерашнего».

Утром настроение слегка подпортила погода. Окрестности Нюрбургринга погрузились в густой туман, и асфальт был влажный. На парковке отеля нас ждали десятки «заряженных» BMW и MINI. Словно ты попал на склад баварского производителя в Монако. М3, М4, М2, MINI JCW, новенькие М5… Все автомобили разбиты на десять групп по четыре-пять машин в каждой. На одну группу — один инструктор. Это не просто дяденьки-теоретики, обучающие девушек-клиентов правильно тормозить на Х6. Все инструкторы участвуют в 24-часовых гонках и знают Нордшляйфе лучше, чем вы — дорогу до работы.

Две из десяти групп — журналисты, которым в течение двух дней было суждено ездить на MINI JCW и BMW M5. Остальные — клиенты, заплатившие за данное развлечение несколько тысяч евро. В первый день я оказался в группе, катающейся на MINI. Это единственный переднеприводный автомобиль из представленных. К тому же один из самых слабых — 2-литровый турбомотор выдает чуть больше 230 л. с. Но я подумал, что это даже хорошо. Первый в жизни проезд по Нордшляйфе, да еще в туман… Куда здесь М5? Плюс ко всему хетчбэк MINI — одна из моих любимых серийных машин. Покатаемся денек, а завтра на 600-сильном BMW закрепим навыки. Это потом я уже узнал, что на Нордшляйфе не работает формула «учиться лучше на авто с меньшей мощностью». Но обо всем по порядку.

Ознакомительные круги

От отеля до въезда на Северную петлю — пять минут езды. Заезжаем на трассу и, словно утята за мамой-уткой, выстраиваемся колонной за инструктором. Чтобы не толпиться на поворотах, группы поочередно выезжают на трек с небольшой дистанцией. Практически все прибывшие журналисты были на Нюрбургринге первый раз в жизни. Клиенты тоже не завсегдатаи трассы. Поэтому для начала — два ознакомительных круга. Никакой спешки. Просто слушай инструктора и впитывай важную информацию, которая станет для тебя Библией на ближайшие два дня. На небольшой скорости даже успеваешь достать телефон и сделать снимки трека, попасть на который мечтал всю жизнь.

Нордшляйфе (он же — Северная петля) это:

  • длина трека — 20 832 метра;
  • количество поворотов — 73 (33 левых, 40 правых);
  • максимальный угол подъема — 17%;
  • максимальный угол спуска — 11%;
  • перепад высот — почти 300 метров.

Три закона Нордшляйфе

После ознакомительных кругов все группы остановились в специально выделенных местах — 20-километровый трек разделили на десять участков. Компания BMW на два дня арендовала всю Северную петлю, поэтому никто «левый» нам не мешал. Около получаса участники заездов «разогревались» на змейках и выполняли упражнения по экстренному торможению. Несмотря на то что журналисты часто посещают гоночные треки, они в большинстве своем остаются новичками в этом деле, ведь 99% времени катаются по дорогам общего пользования. И каждый раз перед выездом на профессиональную трассу нас учат правильно настраивать водительское кресло, держаться за руль, тормозить и избегать нештатных ситуаций.

На Северной петле есть три важных правила. Учитывая сложную конфигурацию трека и опасную близость отбойников, эти правила можно назвать законами:

  1. Никогда не отключать систему стабилизации.
  2. Даже не прикасаться к педали тормоза, если передние колеса не в прямом положении.
  3. Следовать за инструктором, стараясь повторять его траекторию.

Конечно, никто не собирался отпускать нас на трассу без присмотра. Это не любительские трек-дни, когда по Нордшляйфе наваливают вперемешку Porsche 911 и микроавтобусы DHL. Во время учебных заездов на трассе одновременно полсотни мощных машин, и отпусти нас одних «изучать» петлю, расколошматили бы несколько авто и, что самое страшное, — отбойников. Автомобили-то застрахованы. А вот за повреждение отбойника — штраф 2500 евро за одну секцию. Это первое, о чем нас предупредили.

Изучение отдельных участков трассы

За два дня изучить 73 поворота, просто наматывая круги по трассе, было бы очень трудно. К тому же машины слишком разные по мощности, и группа на BMW M5 однозначно догнала бы тех, кто едет на MINI, и тогда возник бы конфликт (опережать нас, к слову, не учили). В общем, в учебные дни никто не ездит по Нордшляйфе кругами весь день. Трассу разделили фишками на десять участков. Одной группе — один участок. Колонна во главе с инструкторским автомобилем ездит туда-сюда по короткому отрезку, каждый раз увеличивая скорость.

— Вот здесь загорелся болид Ники Лауда. А на этом повороте взлетел Nissan GT-R и угодил в толпу зрителей. Помните этот ролик на YouTube? Тогда погибло два человека. Этот поворот стал последним для водителя и пассажира Honda Civic в 2016 году — они разбились насмерть. В общем, ребята, будьте аккуратнее. Не уверены — лучше отстаньте от колонны и спокойно докатитесь до конца нашего участка, — от слов инструктора в жилах стынет кровь.

Опасный момент

В первый день нам необходимо было выучить пять участков, меняясь с другими командами. Каждый отрезок проезжаешь пять-шесть раз, постоянно меняясь очередностью автомобилей (за инструктором ехать проще всего). Наиболее опасные места сотрудник BMW объясняет выйдя из машины. Ближе к обеду мы прибываем на самый сложный участок. Прямик, сильный подъем прямо на повороте, интенсивный спуск, S-образная связка и снова прямик. Скорость на подъеме — около 180 км/ч. На прямике — 220 км/ч.

В какой-то момент ты не видишь направление трассы, и кажется, что вот-вот оторвешься от асфальта. Во время первого заезда сильно испугался и резко нажал на тормоз. Показалось, что теряю траекторию и не успеваю за инструктором. Эффективность тормоза на пике подъема низкая, а я еще по ошибке откорректировал направление автомобиля рулем (буквально на 5 градусов). Как раз в этот момент ось нагрузилась и «заряженный» MINI начал вилять. Правило номер 2 — тормозить только при прямых колесах! Благодаря ESP удалось избежать заноса. За несколько секунд все тело покрылось потом, и инструктор, заметив ошибку в зеркало заднего вида, попросил быть аккуратнее. Так точно, капитан!

После этого все торможения, которые на Нюрбургринге бывают только «в пол», производил исключительно с прямым рулем. Даже если не вписываешься в поворот — выровняй руль, оттормозись и рули дальше, добавляя газ. Все апексы на трассе обозначены голубыми конусами, поэтому проходить повороты правильно не составляло труда. Прицелился в фишку и смело раскрывай газ. К тому же идеальную траекторию выписывает инструктор — повторяй за ним, и будет тебе счастье. Главное, над чем мы работали, — увеличение скорости на изучаемом участке. Так потихоньку мы выучили половину трассы.

Итоговый круг

В конце учебного дня впервые проезжаешь весь круг в боевом режиме. Опять же, следуя за инструктором. Как только глава колонны видит, что все журналисты справляются с темпом, он увеличивает скорость и по рации подсказывает, что делать дальше, в какую сторону поворот и как проходить апекс (есть «ранний» и «поздний» апекс). В некоторых ситуациях сотрудник BMW подсказывал, какую передачу включить принудительно. Каждый журналист проехал по три финальных круга. Лучшее время, как правило, было установлено на последнем заезде.

Любопытно, что в повседневной жизни 20 км кажутся достаточно большим отрезком. Шутка ли — это почти половина минской кольцевой. На Нюрбургринге 20 км — это «вы тут покурите, мы скоро будем». Если держать хороший темп, то Северную петлю на «заряженном» MINI с легкостью проезжаешь за 9 минут, спалив четверть бака. Отбросив сухие цифры, по ощущениям это как минут 5. За весь трек не нужно делать ни одного перехвата руля, поэтому на финише ладони все мокрые от пота.

Сидя в MINI, я сделал несколько опасных ошибок. Все они были связаны с торможением. Автомобиль очень легкий и на скорости выше 150 км/ч крайне нестабилен. Дело не в настройке: JCW — отлично сбалансированный хот-хетч. Главная причина — в массе. С физикой не поспоришь никакими системами, а Нюрбургринг изобилует сильными подъемами, где машина, кажется, вот-вот оторвется от земли. Раза три за день я по-настоящему испугался. И это был не только страх «попасть» на 2500 евро, но и страх более серьезных последствий. Хотя больше всего я испугался перед сном, ведь завтра мне предстояло проделать то же самое на 600-сильном BMW M5!

BMW M5 F90

На второй день нам выдали ключи от новых BMW M5 в кузове F90. Под капотом мощного «бизнесмена» — 4,4-литровый V8 c высокоточным впрыском топлива высокого давления, новыми турбонагнетателями, доработанными системами смазки и охлаждения, а также модифицированной и облегченной выхлопной системой, получившей еще более выразительный звук. До сотни седан разгоняется всего за 3,4 секунды.

Главной новостью в шестом поколении М5 стало появление полного привода. Он здесь называется M xDrive. Эта система создана на базе BMW xDrive и активного дифференциала M на задней оси. В стандартном режиме работы основной акцент делается на передачу крутящего момента на корму. При необходимости система перераспределяет тягу и на «морду».

Активный М-дифференциал распределяет ньютон-метры между задними колесами таким образом, чтобы оптимизировать курсовую устойчивость и улучшить сцепление с дорожным полотном при быстрых маневрах, разгонах и прохождении связки поворотов. Куча датчиков анализирует движение машины как в продольном, так и в поперечном направлениях. В общем, этот автомобиль прямо создавался для Нюрбургринга. Причем на М5 с комфортом доедешь до Нордшляйфе из любой точки Европы, расходуя при этом не так уж много бензина.

Второй день

И вот, преодолев страх и сомнения, я сижу за рулем М5 на старте уже знакомой трассы. На этот раз никаких ознакомительных кругов. Изучаем оставшиеся пять участков Северной петли, периодически заезжая на АЗС. Уже на первом участке понимаю, что зря волновался из-за слишком мощной для новичка машины. 600-сильный BMW M5 — это обузданный породистый конь, послушно выписывающий сложные связки виражей Нюрбургринга.

F90 так же просто ныряет в повороты, как кабинки «Супер-8». Благодаря обилию электроники, мощному двигателю, а также 8-ступенчатой M Steptronic с функцией Drivelogic, M5 впивается в асфальт, словно едет по направляющим. Добиться сноса задней оси на новом седане почти невозможно. Автомобиль весит без малого 2 тонны, поэтому устойчив на любой скорости. Там, где я вчера буквально «ловил» MINI на скорости 160 км/ч, сегодня без малейшей опаски пролетаю на М5 с цифрой 190 на спидометре.

После обеда подъехали к самому знаковому повороту Нюрбургринга — «карусели Караччиолы». Вы наверняка видели фотографии этого места, названного в честь гонщика Рудольфа Караччиолы. Оно представляет собой профилированный поворот, выложенный бетонными плитами. Вход в вираж «слепой», и это один из самых медленных участков трассы. Во время рекордных заездов гонщики едут здесь около 100 км/ч. Мы ехали столько же. При этом выход из карусели — очень опасный момент. Изменение угла и резкий подъем часто «выбивают» руль, и водители теряют контроль над авто. Даже наш инструктор один раз чуть не «улетел».

В конце второго дня журналисты сошлись во мнении, что на BMW M5 гораздо проще ездить по Нордшляйфе. Машина невероятно устойчива, хотя и воспринимается слегка тяжеловесно. Наверняка на M4 с рядной «шестеркой» получишь больше удовольствия от трека, нежели от 8-цилиндрового седана. Но с точки зрения стабильности за рулем, М5 более покладист и монументален. Видно, что автомобиль настраивали не только под трек, но и под безопасную, уверенную езду по дорогам общего пользования. Пожалуй, единственный минус BMW M5 — это цена. Машины, на которых мы катались, стоят в Германии 160 тысяч евро (из них 40 тысяч — опции).

Финальный заезд

Под конец второго дня настало время нескольких финальных заездов в максимально быстром темпе. Трассу уже знаешь относительно неплохо и даже без подсказок инструктора направляешь машину в заветный апекс с оптимальным углом. На финальных кругах чувствуешь себя настоящим гонщиком. Во-первых, ты уже показываешь неплохое время (и получаешь похвалу от инструктора), во-вторых, осознаешь, что едешь по легендарному треку, который смело можно назвать самым желанным местом для автолюбителей со всего мира.

В каждой машине расположена камера, которая дает тебе возможность записать несколько кругов прохождения петли. На каждого участника тест-драйва — один час записи. Это примерно шесть кругов. Только под конец заездов начинаешь обращать внимание на красивейшую природу, окутывающую Нюрбургринг. Идеальный лес, красивые холмы, обворожительные пейзажи с немецкими деревушками на фоне. Хоть палатку ставь да разводи костер.

Как покататься простому смертному?

Северная петля — это удивительное место, сочетающее в себе демократичность с ощущением высокой, почти королевской статусности. На этом треке с одинаковой вероятностью можно увидеть как студента на Opel Corsa первого поколения, так и знаменитого гонщика, уничтожающего шины эксклюзивного Koenigsegg за пару миллионов долларов. В трек-день достаточно заплатить 26 евро, чтобы проехать заветные 73 поворота на своей машине. Но если средства позволяют, можно арендовать какой-нибудь спортивный автомобиль на весь день вместе с инструктором и досконально изучить Нордшляйфе. Есть также услуга Ring Taxi, которая позволяет прокатиться по петле в роли пассажира, когда за рулем — профессиональный гонщик. В общем, планируя следующее автопутешествие по Европе, подумайте над тем, чтобы вписать Нюрбург в свой road book. Не пожалеете!

Выражаем благодарность импортеру BMW и MINI в Беларуси за организацию поездки

Автомобили BMW на «Автобарахолке» Onliner.by

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Денис Логунович. Фото: производитель, Денис Логунович