25 июня 2018 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка, Артем Янушкевич

«Уговорили составить европротокол, а теперь плати за чужой ремонт». За что требуют компенсацию у автовладельца

Автор: Андрей Журов. Фото: Александр Ружечка, Артем Янушкевич

Введение европротокола было большим шагом вперед к современной системе страхования и цивилизованному разрешению дорожных споров. Простой общественного транспорта, заторы, временные потери других водителей и пассажиров, вызов сотрудников ДПС... Всего этого можно избежать, заполнив извещение о дорожно-транспортном происшествии. Однако, как показывает случай минского автомобилиста Сергея Янушкевича, в законодательстве есть один важный нюанс, о котором не все знают. Копеечная авария при определенных обстоятельствах может обернуться против добропорядочного водителя, совершившего по своей вине ДТП и не обратившего внимание на неочевидную деталь. Теперь с владельца Subaru требуют около 1200 рублей в суде. Как это вышло?

Стандартная схема: дворовое ДТП, оформление европротокола

В редакцию Onliner.by обратился Артем Янушкевич, сын владельца Subaru Forester (автомобиль 2008 г. в.). Говорит, что отец сильно переживает из-за этой ситуации, «сейчас живет на лекарствах». Дабы лишний раз не волновать человека в возрасте, он решил представлять его интересы в суде и намерен обратиться к нотариусу для составления доверенности. Ситуация развернулась так, как совсем не ожидали отец с сыном.

— В начале марта отец подвозил меня на своем Subaru, — вспоминает момент происшествия Артем Янушкевич. — Во дворе он разворачивался в стесненных условиях, сдавая задним ходом, притер Mazda3. В результате на двери, крыле и бампере этого автомобиля образовались царапины. За рулем находилась девушка.

Артем Янушкевич, сын водителя Subaru

По словам мужчины, его отец щепетильно подходит к обслуживанию машины, проходит на ней техосмотр, вовремя продлевает страховку («автогражданку»). Имея полный пакет документов, он ни о чем не беспокоился, думал, что его права защищены. Поэтому без сомнений после происшествия намеревался вызвать ГАИ.

— Девушка спросила, мол, что делать будем, — наш собеседник утверждает, что присутствовал при разговоре с участниками аварии. — А потом сама настояла на европротоколе, ссылаясь на то, что процедура оформления с вызовом ГАИ займет много времени. Водитель Mazda уверяла, что несколько месяцев назад в аналогичной ситуации заполнила извещение о ДТП и никаких проблем не возникло.

Как говорит Артем, он сам поддержал эту идею, ведь в данном случае виновника аварии не привлекают к ответственности и все обходится без штрафа ГАИ. Именно этот аргумент обычно приводят, убеждая оформлять при мелких ДТП европротокол.

— Я съездил в ближайший магазин, нашел нужное извещение и вернулся на место происшествия, — продолжает сын владельца Subaru. — Стали заполнять бумаги, в которых отец признал вину в ДТП. Сразу отмечу, что сам контролировал процесс, проверял документы, в том числе страховку («автогражданку»), и никаких подозрений у меня не возникло.

А потом все пошло не так: оказалось, водитель Mazda не оплатила вторую часть «автогражданки»

Затем владелица Mazda обратилась в страховую компанию, откуда ее направили на оценку повреждений. Представители компании насчитали сумму вреда в 663 рубля 76 копеек (что сама девушка указывает в уточнении к исковым требованиям).

Однако хозяйка поврежденного автомобиля решила обратиться к официальному дилеру Mazda, где выставили счет в 1204 рубля. Девушка предоставила документы, подтверждающие факт ремонта.

— Цена выросла практически вдвое по сравнению с оценкой представителей страховщика, — обращает внимание Артем Янушкевич. — Оказывается, сейчас есть возможность потребовать разницу между предварительной оценкой и фактическими расходами на ремонт. Поэтому девушка вновь обратилась к своим страховщикам. Те переадресовали в компанию, где заключал договор страхования мой отец. Там посмотрели документы и обнаружили, что владелица Mazda не оплатила вторую часть «автогражданки». Получается, на момент ДТП полис уже был недействителен!

Важный нюанс: у автовладельцев есть возможность разбить оплату обязательной страховки на два этапа. Но если вторая часть не оплачена, то полис считается недействительным.

«Договор страхования прекращается при истечении срока страхования или неуплате страхователем в установленный срок второй части страхового взноса» (п. 173 указа №530 от 25 августа 2006 года).

— Когда смотришь на лицевую сторону полиса, то никаких вопросов у непосвященного человека не возникает, — демонстрирует страховое свидетельство Артем. — Указана лишь дата оплаты второй части взноса. Теперь я знаю, что там должна стоять отметка. Но это неочевидный момент, который напрямую не указан.

В полисе владелицы Mazda3 (прилагался к иску) отмечено, что вторая часть страхового взноса должна быть уплачена до 10 ноября 2017 года. А ДТП, о котором идет речь, случилось 6 марта 2018-го.

— Получается, водитель почти четыре месяца ездила без действующей обязательной страховки! — удивляется наш собеседник. — Когда выяснился этот немаловажный нюанс, случай признали нестраховым, а условия заполнения европротокола — несоблюденными. После этого девушка позвонила отцу и предложила ему оплатить ремонт автомобиля.

Иск в суд. Требование заплатить за ремонт у дилера

Со стороны владельца Subaru последовал отказ. А вскоре поступило исковое заявление в суд. В заявлении водитель Mazda просила полностью возместить ремонт машины и судебные расходы.

— Сам я не присутствовал на заседании, туда отправился отец, — рассказывает Артем Янушкевич. — По его словам, изначально ситуация складывалась благоприятно. В конце заседания судья спросила у истицы: что вы хотите от этого человека, у него же ответственность застрахована? Хлопнула папкой — заседание окончено. И если по сути разобраться, в самом деле не наша же вина, что владелица автомобиля не продлила полис.

Артем подчеркивает, что на первое заседание отец взял с собой $150 в эквиваленте, намерен был передать девушке для компенсации: «Это половина от того, что насчитали оценщики страховой компании. Нам казалось, что так будет честно. Мы чувствовали за собой ответственность и не намерены были бросать ее наедине с этой ситуацией».

— Следующее судебное заседание состоялось в середине июня, — продолжает сын владельца Subaru. — Девушка была лучше подготовлена, ее интересы представлял юрист, были уточнены исковые требования. Документ явно составлялся профессиональным юристом, со ссылкой на нормы Гражданского кодекса и т. д. В результате все обернулось против нас. Отец не был готов к такому повороту событий. Принято решение взыскать требуемую сумму в пользу владелицы Mazda.

Мужчина говорит, что не хочет сдаваться и намерен отстаивать правоту в суде дальше: «Планирую оформить доверенность у нотариуса и самому выступать на заседаниях от имени отца. Повторюсь, он сильно переживает и буквально состарился на глазах. Это гиперответственный человек, и его данная ситуация угнетает. Меня же, наоборот, все это возмущает. Автовладелец застраховал свою ответственность, прошел техосмотр, а в итоге должен оплатить ремонт. И все из-за мелкого нюанса, который неочевиден».

Артем демонстрирует обратную сторону европротокола: «Что мы сделали не так? В пункте 8 сказано проверить серию, номер полиса, срок его действия, название страховой компании. Но нет никакого упоминания об оплате второй части и что это также следует контролировать».

По словам мужчины, он, как и его отец, всегда оплачивал полную сумму «автогражданки» и не задумывался о нюансах оплаты страховки в два этапа.

— Сейчас у меня несколько вопросов, — говорит Артем Янушкевич. — Один из них — почему законопослушный водитель должен оплачивать ремонт автовладельцу, который вовремя не оплатил страховку? Все документы перед составлением европротокола мы проверили — удостоверение, полис... В том числе даты страховки, а там указано — с 11 мая 2017-го по 10 мая 2018-го. Как можно подозревать тут подвох?

Еще одна любопытная особенность заключается в том, что, несмотря на признание происшествия нестраховым случаем, а европротокола — недействительным (правда, только для страховой компании), этот документ может быть принят во внимание в суде. Ведь владелец Subaru признал в нем вину!

Владелица Mazda отказалась от комментариев

Разумеется, мы предложили высказаться второй стороне. Вдруг оценка принципиальных моментов разнится? В начале девушка попросила паузу для консультаций с юристом, а потом отказалась от комментариев.

Комментарий Белорусского бюро по транспортному страхованию

Корреспонденты Onliner.by обратились за комментарием в Белорусское бюро по транспортному страхованию, которое является регулятором в сфере автострахования.

Там указали, что автовладельцы, совершившие ДТП и оформившие европротокол, не учитывают ряд нюансов. В итоге спорные дела неоднократно рассматривались в судах.

— В частности, нестраховыми случаями признаются происшествия, участники которых не имеют действующего водительского удостоверения, — объясняют страховщики. — Не потому, что их лишили прав, а просто из-за забывчивости. Ведь документ имеет определенный срок действия, и то, что он закончился, выясняется в самый неподходящий момент.

Аналогичная история — с неоплатой второй части страховки. Несколько виновников мелких ДТП, согласившихся оформить европротокол, вынуждены были оплачивать ремонт из своего кармана.

— В извещении о ДТП автовладелец сам признает себя виновным, — обращают внимание специалисты Белорусского бюро по транспортному страхованию. — Это достаточное основание для суда. У потерпевшей стороны, как правило, есть документальное подтверждение факта и стоимости ремонта. Поскольку это нестраховой случай, то необходимость возместить вред ложится на плечи виновника (согласно Гражданскому кодексу).

По словам страховщиков, проверка документов у второй стороны вовсе не формальность. Перед оформлением европротокола необходимо убедиться в том, что у другого автовладельца есть действующее водительское удостоверение, страховой полис и оплачена вторая часть «автогражданки». Отметка об оплате делается на обратной стороне страхового свидетельства. Не лишним будет попросить предъявить квитанцию.

В бюро также отметили, что сейчас у потерпевшей стороны есть возможность потребовать компенсацию после проведения ремонта автомобиля. Даже если предварительно возмещение вреда было оценено ниже.

От себя добавим, что это порождает поле для злоупотребления. Случается, владельцы старых автомобилей, попавшие в аварии не по своей вине, обращаются для ремонта на станции официального дилера, расценки которого значительно отличаются от средних по рынку.

В соответствии с действующим законодательством потерпевший в ДТП вправе требовать компенсацию по фактическим затратам на ремонт. Получается, если был составлен европротокол, а сумма ремонта превысила 400 евро, то разницу сверх лимита потребуют с виновника. Страховщики рекомендуют учитывать этот нюанс.

По их информации, сейчас треть ДТП оформляется по европротоколу. В данный момент обсуждается вопрос об увеличении лимита ответственности.


— Отец — опытный автомобилист, за рулем он 25 лет. Это первое его ДТП. Он всегда вовремя платил за обязательную страховку, а теперь почему-то оказался должен немалую сумму за ремонт чужого автомобиля, — заключает Артем Янушкевич. — Мне кажется, это несправедливо, когда из-за неочевидных нюансов делают виновным законопослушного автовладельца.

Оперативная память в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by