Путеводитель по настоящей Литве: 6 мест, которые нужно обязательно посетить в этой стране
230
08 августа 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Путеводитель по настоящей Литве: 6 мест, которые нужно обязательно посетить в этой стране

А что, если не сворачивать на Akropolis? Навигатор с удивлением составляет новый маршрут и ведет дальше, вглубь этой страны. С Балтики тянет солоноватым воздухом, аисты расхаживают по полям вслед за тракторами: когда за Belarus, когда за John Deere. Литва знакома так же, как сосед по лестничной клетке: не шумит и иногда помогает раздобыть что-то по мелочи. Но какая она в действительности? Команда Onliner.by во второй раз приняла участие в проекте «24 часа историй без границ» и отправилась в Литву, знакомиться с ней заново.

Команды, участвовавшие в проекте, настраивались на победу. Для этого нужно было за 24 часа посетить максимальное количество локаций, разбросанных по всей стране, попутно выполняя несложные задания. Предоставим им выяснять, кто круче в автоспортивном ориентировании, а сами отправимся в небольшой тур по тем местам, которые нам показались наиболее привлекательными. Это настоящая Литва, куда, впрочем, нечасто доезжают белорусы. А доехать стоит. Вот вам неплохой маршрут на весь уик-энд.

Куда мы поедем


Замок Сесикай

Местоположение: Вильнюсский уезд, Укмергский район, местечко Сесикай.

Как добраться: замок находится приблизительно в 100 км от Вильнюса. На машине нужно ехать на северо-запад, в центральную часть Литвы. Большая часть пути — до города Укмерге — пройдет по трассе А2.

Координаты для навигатора: 55.2864355 24.5135558.

Каждый, кто отправлялся в Литву на выходные, знает, что один из самых сложных ребусов — удачно выбрать пункт пропуска, чтобы поменьше стоять на границе. Иногда везет, но в разгар туристического сезона или накануне больших выходных в очередях стоят часами.

Если дорогу от границы до Вильнюса многие знают хорошо, то дальше литовской столицы белорусы заезжают куда реже. Да и если отправляются, то главным образом в известные места: Палангу, Каунас, Друскининкай. Мы же искали Литву настоящую, поэтому поехали туда, где нечасто встречают автомобили с иностранными номерами.

По трассе А2 отправляемся на северо-запад, в направлении города Укмерге. А2 — это автострада, белорусам непривычно видеть соответствующий зеленый знак у края дороги. Разрешенная скорость здесь — 130 км/ч. Причем об этом нужно знать — информация о действующих в Литве скоростных режимах висит на въезде в страну рядом с пограничными пунктами пропуска. Знаки ограничения скорости встречаются на автостраде только в особых случаях, например если ведется ремонт дороги. Тогда вас последовательно замедлят до 110, 90, 70, а если потребуется, то и до 50 км/ч. Мы оказывались в такой ситуации не однажды, но всякий раз снижение скорости происходило в штатном режиме: никто экстренно не тормозил, у каждого водителя была возможность спокойно выбрать скорость движения, опасных ситуаций мы не видели.

К качеству автомагистралей также никаких вопросов не возникло. Это касается и дорожного покрытия, и дорожных знаков, и светоотражающих элементов на ограждениях по обе стороны проезжей части (слева эти элементы белого цвета, справа — оранжевого). Сами литовцы своими дорогами в целом довольны, но мнением водителей из Беларуси интересуются обязательно. Вопрос один и тот же: у кого дороги лучше?

От Укмерге сворачиваем на запад и совсем скоро оказываемся в живописном месте на берегу озера Сесикай. Здесь вот уже 500 лет отражается в воде одноименный замок. Он, безусловно, знавал и лучшие времена, хотя заброшенным его не назовешь. Нижний этаж не так давно был оштукатурен. Окна забиты. Вверху видна кирпичная кладка — старая, но не средневековая, как своды этого замка. Кроме них, пожалуй, почти ничего не осталось с того времени, когда он был построен. Замок страдал от многочисленных войн, горел, перестраивался.

Когда-то, как установили ученые, в замке была богатая библиотека, которую разграбили в начале XVIII века — тогда воевали со шведами. Еще одно массовое разграбление случилось во время Второй мировой войны — исчезли уникальные рукописи, архивы, предметы искусства. Уничтожены они либо находятся в частных коллекциях — не известно.

В прежние времена замок был защищен от врагов водой: озером с одной стороны и глубоким рвом — с другой. Рва нет, но есть канава, куда мама утка увела своих утят, гревшихся на солнце. Канава и сегодня — пограничный рубеж. Собаки по другую сторону подняли вой — гостей на автомобилях здесь видят нечасто.

Больше никого в выходной день мы в Сесикае не встретили. В озере с видом на застывшее время купались люди. Литовцы приезжают сюда из ближайших городов и селений, чтобы провести время на природе.

Заброшенным этот уголок не выглядит. Кто-то аккуратно стрижет газон перед замком, подъездная дорога в полном порядке, к тому же было заметно, что и в самом замке кое-какие восстановительные работы ведутся, пусть и очень неспешно. Как мы узнали, Сесикай, как и многие другие исторические объекты, был передан частному лицу — при условии, что в его содержание и реконструкцию будут вкладываться средства. Говорят, нынешний владелец стремится сохранить аутентичность замка, несмотря на то, что практически не осталось сведений о его изначальном виде. Если все получится, то хозяину придется расширять въезд и обустраивать парковку. А пока это очень тихое, уютное место на берегу красивейшего озера. Приезжайте, чтобы передохнуть в тени старинных стен, устроить пикник на берегу или погулять в саду.

Ветряная мельница возле городка Шедува

Местоположение: Шяуляйский уезд, Радвилишкский район, город Шедува.

Как добраться: мельница расположена на полпути между Паневежисом и Шяуляем — до этих городов примерно по 35 км. До Вильнюса где-то 170 км.

Координаты для навигатора: 55.760674 23.7414903.

В стороне остается Паневежис, движемся на запад, в направлении Шяуляя. Съезжаем с автомагистрали, скорость падает до 120 либо до 90 км/ч в зависимости от класса дороги.

Плата за движение по литовскими трассам с владельцев легковых автомобилей не взимается, платят только водители грузовиков и автобусов.

Контроль за скоростью осуществляется как в автоматическом режиме (как и в Беларуси, в этом случае заранее установлены предупреждающие знаки, хотя выглядят они чуть по-другому), так и вручную — сотрудники полиции «стреляют» радаром. Ответственность за нарушение скоростного режима ужесточали полтора года назад: за превышение на 30 км/ч и более в Литве лишают водительского удостоверения. При этом в отдельных случаях штраф может достигать 550 евро.

К тому же есть участки дорог, где установлены радары, измеряющие не текущую скорость автомобиля, а среднюю, то есть замеры производятся на достаточно протяженном отрезке — вовремя не замедлишься. Система проходит этап тестирования, пока не было информации, что на основе этих данных автомобилистов уже привлекают к ответственности.

Литовские водители ездят небыстро. Настолько, что у иностранца всегда возникают сомнения: не превышает ли он сам? Но находятся и лихачи — те, кто на автомагистрали моргает фарами и мчится по крайней левой полосе быстрее положенных 130 км/ч.

На полпути между Паневежисом и Шяуляем, неподалеку от дороги расположилась еще одна локация. Это каменная ветряная мельница, которая была построена, как говорят, еще в 1905 году — достаточно поздно. Поэтому спустя 60 лет практическая необходимость в объекте отпала. Но его не разрушили, а приспособили под запросы времени: устроили внутри ресторан. И по сей день в мельнице кормят посетителей.

Кое-где встречается история про нечистую силу, которая обитала в мельнице и время от времени чинила всяческие безобразия — как правило, в отношении девушек. Документального подтверждения этим случаям нет, но уплетать цеппелины под сводами здания с привидениями еще вкуснее.

Кстати, о цеппелинах. Пара таких, приготовленных по национальному рецепту, обойдется в 4,5 евро. Суп стоит где-то 1,5—2 евро. Мясные и рыбные блюда — примерно от 8,5 евро.

В мельнице три этажа, что удобно, когда, например, большая компания что-то празднует. Им отводится целый этаж, а каменные стены и толстые перекрытия обеспечивают достаточно хорошую звукоизоляцию: никто никому не мешает.

На выходе из ресторана установлен общественный алкотестер. Платишь 1 евро, вставляешь трубочку, выдыхаешь и узнаешь собственные промилле. Кстати, медики советуют даже после употребления кваса погулять на свежем воздухе, прежде чем садиться за руль

В летний период перекусить можно также под навесом на улице. Вообще, территория обустроена и располагает к организации торжеств — для них даже есть отдельное здание. Помимо этого недалеко расположен пруд с золотыми рыбками, романтические качели, забавные истуканы в саду — все что нужно для романтических фотосессий. Можно покататься на лошадях или даже остаться на несколько дней — работает мотель.

Автомобилей с белорусскими номерами мы на парковке не заметили, а вот литовцы в это место приезжают часто: отпраздновать юбилей, сыграть свадьбу либо просто перекусить, а затем погулять на природе. Атмосфера располагает.

Гора крестов

Местоположение: Шяуляйский уезд, Шяуляйский район.

Как добраться: это место расположено примерно в 12 км к северу от Шяуляя, ехать нужно по автодороге А12, которая ведет в сторону Риги. От Вильнюса до горы крестов около 225 км.

Координаты для навигатора: 56.0161449 23.4185031.

Одно из самых удивительных мест в Литве расположено в 12 км севернее Шяуляя. Многие о нем слышали, но, даже побывав там, трудно определиться с собственными впечатлениями. Точно так же трудно докопаться до истории появления этой горы — горы крестов.

К локации ведет узкая дорога, и поначалу было сложно представить, что нас ждет на месте. Издалека это было похоже на заросший кустарником и деревьями холм, хоть и было известно, что это кресты. Но невозможно вообразить, сколько их здесь: больших, маленьких, установленных в землю и просто навешанных один на один. Говорят, уместилось порядка 100 тысяч крестов. Не исключено, хотя вряд ли кто-то возьмется их сосчитать.

Это место напоминает кладбище, хотя таковым не является. Существует несколько версий, когда на холме стали появляться кресты. Одни утверждают, что все началось еще в период крещения этих земель. По другой версии кресты устанавливали в XIX веке, в память о погибших в ходе восстания против Российской империи литовцев. Есть, конечно, и легенда об ушедшем под землю храме, и предание о чудом исцеленном ребенке.

В советское время гору четырежды (!) пытались уничтожить. Приезжали бульдозеры, кресты вырывали из земли. Случались даже пожары. Всякий раз холм снова вырастал как символ веры, хотя наверняка те, кто несет сюда кресты, воспринимают эту веру по-своему.

В 1993 году на гору крестов приезжал Папа Римский Иоанн Павел II. Он отслужил здесь мессу и установил еще один крест. Вслед за понтификом сюда потянулись паломники из разных уголков мира. На одних крестах есть таблички с указанием имен, кто-то оставляет здесь четки или нательные крестики. Колыхаемые ветром, они соприкасаются, создавая особый перезвон этого места.

Кладбище не кладбище, а гулять здесь жутковато даже в хорошую погоду. И без того узкие тропки постоянно зарастают новыми крестами. Свернешь не туда и моментально окажешься в тупике, окруженный со всех сторон крестами. Людям впечатлительным лучше не приезжать сюда вечером и тем более ночью, чтобы чрезмерно не впечатляться — обстановка уж больно располагает.

Рядом расположено современное здание. Многие поначалу пугаются, принимая его за крематорий. На самом деле это действующий монастырь.

Люди глубоко верующие говорят, что место имеет сакральное значение, а оставивший здесь крест обретает удачу и благословение. Поэтому крестов на холме все больше. Причем есть не только христианские символы — здесь в этом вопросе полная терпимость, кстати. В любом случае приехать сюда стоит, потому что вряд ли где-то еще вы увидите что-то подобное. Хотите — привезите свой крестик или просто взгляните на холм со стороны. Равнодушным вы наверняка не останетесь.

Смотровая башня Šiaulės

Местоположение: Шяуляйский уезд, Радвилишкский район.

Как добраться: эту башню придется немного поискать, она находится в стороне от населенных пунктов, примерно в 35 км к югу от Шяуляя. До Вильнюса около 240 км.

Координаты для навигатора: 55.6455652 23.4192118.

В населенных пунктах Литвы максимальная разрешенная скорость движения — 50 км/ч. На загородных дорогах — 90 км/ч, если знаками не указано иное. Вот эти маленькие второстепенные дороги в соседнем государстве можно условно разделить на две категории: новые и старые. Старые очень похожи на белорусские. Они не плохие, но со своими особенностями — потряхивает, короче говоря. С обозначениями бывает беда, на «лежачих полицейских» подкидывает.

Новые дороги — это совсем другое дело. Причем речь не только об отличном асфальте. Дорога обозначена светоотражателями как скоростная трасса. «Лежачие полицейские» широкие как в городе и также обозначены по бокам столбиками со светоотражателями. Даже в темноте их видно с большого расстояния — есть время снизить скорость.

«Лежачий полицейский» в Литве

Деревни в Литве, как и в Беларуси, немноголюдные. Зато на дорогах легко можно встретить какую-нибудь живность — либо вблизи населенного пункта, либо непосредственно в нем. Так, в одной из деревушек познакомились с ежом, переходившим дорогу. Пока общались за жизнь, приехал трактор. Трактористы во всех странах люди суровые — этого и люди на дороге не особо смущали, а ежа, похоже, он вообще не видел. Пришлось экстренно хватать колючего и уносить с дороги.

По всей Литве гнездятся аисты. Птенцы подросли и в гнездах сидят, как правило, по трое: две большие птицы и одна поменьше. Самое лучшее для них — пахота в поле. За техникой мерно выхаживают десятки аистов — добывают пропитание.

Мы обратили внимание, что вдоль многих и многих отрезков скоростных дорог по всей Литве установлена оградительная сетка, препятствующая выходу животных на проезжую часть.

Двигаясь вдоль кукурузного поля, заметили на дороге пару маленьких кабанчиков. Выходить не стали — рядом могла быть их мать, что ей потом объяснять? Да и поросята мгновенно ушуршали между толстыми стеблями. Уже в Вильнюсе повстречалась лиса — тоже собиралась пересекать проезжую часть.

На закате мы приехали к смотровой башне Šiaulės к югу от Шяуляя.

Подобных башен в Литве много, сделаны они в различных стилях, временами напоминают что-то футуристичное, а иногда имеют знакомые очертания. Например, одна из башен выполнена в виде каноэ.

Башня Šiaulės имеет 119 ступеней. С ее вершины открывается чудесный вид на типичную Литву.

На закате это подходящее место для романтических свиданий. Пары подолгу смотрят на солнце либо устраивают здесь импровизированные фотосессии. Опять же белорусских машин в выходной день мы здесь не встретили, да и вряд ли иностранцы поедут сюда специально. Но проезжая где-то недалеко, не поленитесь сделать крюк и посетить смотровую башню. Вход на нее бесплатный, а немного физкультуры и для здоровья полезно, и совершенно точно стоит того вида, который откроется перед вами.

Лидувенский железнодорожный мост

Местоположение: Каунасский уезд, Расейнский район.

Как добраться: мост также придется поискать, так как крупных населенных пунктов поблизости нет. Он расположен в 15 км к северу от Расейняя, прекрасный вид на него открывается с автомобильного моста через реку Дубиса. До Вильнюса отсюда приблизительно 190 км.

Координаты для навигатора: 55.505430 23.086143.

Этот мост на сегодня является самым большим в Литве, если не вообще в Прибалтике. Его длина — почти 599 метров, высота — 42 метра. Он раскинулся через долину реки Дубиса, и по нему до сих пор ходят поезда.

Между прочим о содержании данного сооружения заботится также Министерство культуры Литвы, так как объект является культурной ценностью. Вообще, на Лидувенский мост даже планируют водить экскурсии — по 200 человек за раз. В настоящее время прорабатывается программа и некоторые вопросы согласовываются с железной дорогой: нужно решить, когда по мосту гуляют туристы, а когда ходят поезда.

А ведь начиналось все в далеком 1912 году, когда немцы на этом месте построили эстакаду, тогда еще из дерева. Вскоре появился и металлический железнодорожный мост, но в 1944-м его взорвали. Мост, который стоит и сейчас, был построен в 1952 году.

Но эта история не только про железнодорожный мост. В поисках его мы заблудились на каких-то всеми забытых гравийных тропах посреди сельскохозяйственных угодий. Стемнело. Моста нигде не было видно, хотя навигатор радостно отчитался о прибытии. Что-то не сходилось.

Мимо проезжала Audi с литовскими номерами. Из темноты навстречу этому автомобилю шагнули два человека. Не каждый водитель стал бы тормозить по просьбе двух незнакомых людей ночью в поле. Но литовец затормозил. За рулем был крепкий парень, не говорящий ни по-русски, ни по-английский. Мы радостно пожелали ему доброго дня в это позднее время (laba diena) и показали картинку моста, который искали. Водитель уверенно закивал головой, но общение все равно не складывалось: он старательно все объяснял по-литовски, но как его было понять? Парень звонил тому, кто говорит по-русски, чтобы заручиться его поддержкой, но мы упорно не понимали, куда нам ехать. Если у нашего помощника были дела в тот вечер, он их на некоторое время отложил. В конце концов, не сладив с навигатором, водитель Audi махнул рукой, приглашая следовать за его машиной. После достаточно продолжительной поездки мы выехали на асфальтированную дорогу, которая в итоге вывела нас к мосту.

К разговору о том, как относятся к белорусам в Литве. Мы нигде не встретили агрессии или недоброжелательности в свой адрес, на каком бы языке ни говорили. Люди чаще искренне пытались помочь.

Маяк на мысе Вянте

Местоположение: Клайпедский уезд, Шилутский район, мыс Вянте.

Как добраться: фактически это одна из самых отдаленных точек Литвы. Маяк находится на мысе Вянте в Куршском заливе — лагуне Балтийского моря. Совсем рядом в залив впадает Неман — по реке проходит граница между Литвой и Калининградской областью России. До Клайпеды от этого мыса около 40 км, до Вильнюса — все 320 км.

Координаты для навигатора: 55.3428865 21.190567.

Балтика — суровое море. Даже летом на побережье дует сильный холодный ветер. Темная вода беспокойно ходит волнами под обрывистым берегом, поросшим соснами. Мы проехали всю Литву и приехали на мыс Вянте, который расположен в том месте, где Неман впадает в Куршский залив. Это почти приграничная зона, но людей в форме мы не заметили.

Когда-то на мысе стоял рыцарский замок тевтонцев. Его поглотило не то время, не то море — кто теперь узнает. Затем на этом месте воздвигли костел, но он также не просуществовал до наших дней.

Море здесь беспощадно к кораблям. Сколько из них разбилось о берег, брошенных туда волнами. Поэтому в XIX веке на мысе построили маяк. Сначала он был деревянным, затем появилась более основательная постройка. Укрепили также берег, чтобы защитить его от волн. Тот маяк, что стоит на мысе и сегодня, был построен в 1863 году. Сигнальная секция находится на высоте 11 метров, поэтому луч бьет на расстояние в 3,5 км. Для узкого залива этого было достаточно.

В XX веке необходимость в таких маяках отпала. Суда оснащаются современными системами навигации, да и судоходство в Куршском заливе поутихло. А маяк остался. Теперь это еще одно романтическое место на побережье, откуда открывается прекрасная панорама на море. В тот день, когда мы приехали, Балтика была неспокойна. И туристы проходили один и тот же квест: добраться до самого конца по пирсу, расположенному возле маяка, и по возможности не быть облитым водой с ног до головы. У одних получалось лучше, у других — хуже. Но абсолютно сухим из воды не вышел никто.

Поблизости расположена орнитологическая станция — одна из самых старых в Европе. Она занимается изучением птиц, вдоль берега размещены специальные ловушки: мыс лежит на пути мигрирующих птиц, в сезон перелетов, говорят, над станцией пролетают сотни тысяч пернатых. Тех птиц, которые в эти ловушки попадаются, обследуют и окольцовывают — надевают специальное приспособление, позволяющее отслеживать дальнейший путь конкретной особи.

На станции работает музей, но об экскурсии нужно договариваться заранее.

Поездка на мыс — это еще и хорошая возможность попробовать местную кухню. У заведений достаточно богатое рыбное меню.


Организаторы проекта «24 часа историй без границ» предложили участникам посетить на выбор 90 локаций, расположенных по всей Литве. И одних суток (и даже целого уик-энда) для этого явно не достаточно. Но если вздумаете приехать в Литву в отпуск или захотите разнообразно провести там несколько дней, вот карта — выбирайте, что интересно именно вам.

А победу в соревнованиях одержала команда ENCOUNTER — признанные фавориты проекта. За сутки без сна они успели посетить 39 локаций.

Не пытайтесь повторить это достижение. Ребята сменяли друг друга за рулем автомобиля и действовали на скорость, тогда как вам, возможно, понравится неторопливое путешествие по Литве для того, чтобы узнать эту страну.

Выражаем благодарность компании «РедМоторс», официальному дилеру Mitsubishi Motors,
за предоставленный автомобиль

Навигаторы в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка