186
12 августа 2018 в 8:00
Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский
«Дым идет из ушей — куда так прет!» Фотоистория из Грузии о лихачах, наглецах и рае для «мерсов»

Научно доказано, что после смерти все «Мерседесы» попадают в рай, а один из «райотделов» расположен в западной части Закавказья, в тени Казбека, в 2500 километрах от самой стабильной страны на Земле. Стая древних «мерсов» разных поколений встретит вас в аэропорту Тбилиси. Таксисты будут приплясывать, чтобы затянуть приезжего в прокуренный салон. А уже на первом перекрестке, смачно ругнувшись в окно на быстрого не в меру типа, доходчиво пояснят, что в автомобильной Грузии выживает наглейший. Дороги невероятной красоты, несчастные пешеходы и тачки-работяги — в этой фотоистории, которой Onliner.by завершает летний цикл, организованный при помощи белорусской туркомпании «Тайм Вояж» и грузинской «Гудаури Турс».

1. Мы тоже едем по Тбилиси на Mercedes, везет нас гид-ас-виртуоз Бесо. Говорим о машинах. Почему «Мерседес»? Раньше это точно была самая популярная марка у грузин, любящих всякие статусные вычурные штуки. Особенно в 90-х, после развала Союза. «Представьте: никаких „хундай-мундай“, только „мерсы“ и советские агрегаты на колесах, — говорит Бесо. — Потом пошли „Опели“, „Фольксвагены“. Шуточки всякие появились. „Машина есть?“ — „Нет“. — „Что, даже «Опеля» нет?“ А потом навезли всяких „Приусов“ и сейчас у нас как и во всем мире».

2. Любовь к японским (особенно праворульным) машинам — особый период в жизни грузин. Он позади. Растаможка резко выросла, гнать их перестали. Зарегистрировать машину с правым рулем, говорит Бесо, все еще можно. Но смысл отсутствует. Ностальгия по былым временам — то, что нас объединяет.

3. «Тойот» на улицах сейчас едва ли не столько, как и «мерсов».

4. В Тбилиси, как и в Минске, удивляет количество больших недешевых автомобилей. «Если грузин захочет, он будет крутиться и на машину заработает», — поясняет Бесо. Не факт, конечно. Но некоторые умудряются.

5. В грузинских городах и деревнях хватает старых советских машин. Они все еще в строю. Некоторые ездят на честном слове. На молитве царицы Тамары. Иногда неясно, как они ездят вообще.

6. Вано Окруашвили и его «Жигули», купленные в 1978 году. Машина на ходу. На ней Вано возит камни, продолжая строить дом.

7. Такие машины все еще мужественно используют для бизнеса.

8. Еще несколько бодрых «старичков».

9. Этюд под названием «Мужчины обсуждают состояние подкапотного пространства». На каждом шагу.

10. Вообще именно из окошка автомобиля можно сделать первый беглый вывод, как и чем живет страна.

 

11. Обычная картинка для Грузии.

12. Дорога здесь остается источником заработка для местных жителей.

13. Старики сидят вдоль трасс и наблюдают за проезжающими автомобилями.

14. «Новая и старая Грузия?» Звучит слишком пафосно, чтобы быть правдой.

15. Местные АЗС. Литр 92-го бензина стоит примерно $0,92, 95-го — $0,96.

16. Встречаются современные комплексы с магазинами и сетевым фастфудом на европейский манер.

17. Эволюция дорог — один из главных плюсов эпохи Мишако, говорят местные. Сейчас из Тбилиси в Батуми не надо тащиться целый день. Дороги строили за американские и европейские деньги.

18. Денег не хватило. Работы по модернизации еще много...

19. Но и по таким тропинкам ребята ездят буйно, с огоньком. Это Кавказ, и к хаосу стоит быть готовым. Работники турсферы по этому поводу скажут без сомнений: в Грузии лучше брать машину с водителем («За 100 долларов в дэнь куда хочэш отвезу»). Мол, потому что так безопасней. И еще потому, что в каждом месте, куда вы заедете, вам будут пытаться налить, а отбиться от местного гостеприимства невозможно. Ценник на классическую аренду стандартный для Европы (но не для стран из бывшего СССР). Смотрим август: если заказывать самый простой автомобильчик на 3 дня, выйдет около 50 евро в день у международных прокатчиков, 35—45 у местных.

Работа гидов-шоферов здесь крайне востребована, это целая индустрия. Но по безопасности к «профессионалам» вопросы. Вот недавний трагический случай.  И еще один.

20.
В Грузии за рулем важно быть уверенным, особенно если ты не прав, — инструктировал нас таксист в Тбилиси. — Надо посигналить, ускориться, застолбить пространство. А если неуверенный, так ехать долго будешь.

Со стороны все это звучит шутливо, а в жизни порой выглядит крайне неприглядно. Вот представьте: ТЦ, парковка, люди идут к своим машинам, навстречу девушка на свежей Camry, не пропускает и давит на клаксон. Грузин-пешеход обкладывает ее матом. Девушка останавливается и орет на него. Драма! И вот уже несколько человек чехвостят друг дружку, позабыв о пакетах из «эйчендема» в руках. Эти вспышки слева и вспышки справа случаются с неприятной регулярностью. Некоторые грузины за рулем почему-то очень быстро лишаются своей природной доброжелательности.

21. Веселее всего на круговых перекрестках. В теории: если нет знака приоритета, то действует правило помехи справа. Но приоритет порой могут захватить и те, кто на кругу. Или знак может упасть. Или-то кто-то будет лететь по своим делам, громко сигналя по этому поводу, наплевав на всякие там ПДД.

22. Полицейские здесь ездят с включенными спецсигналами, как бы демонстрируя участникам дорожного движения: следим. Работает больше как превентивная мера. Могут остановить на трассе для проверки документов. Причину объяснять не будут.

23. «За кустами теперь они не стоят. Просто ездят туда-сюда с мигалками — патрулируют, — рассказывает Бесо. — И с ними теперь уже не договоришься. Взяточников разогнали, зарплаты подняли, смысла брать нет. Это хорошо. За алкоголь сразу лишают. Первый раз, если попался, на 6 месяцев. Пару лет назад ввели балльную систему. В принципе, нормально. Но я бы не сказал, что она как-то изменила  манеру езды. Местные знают, где камеры, а где патрули. И гоняют там, где их нет».

24. «Все ездят как хотят. Дым иногда идет из ушей — ну куда он так прет! Но вы можете проехать всю Грузию и не увидеть ни одной аварии, — продолжает Бесо. — Если я буду лететь, включу фары. Народ поймет: значит, ему надо. Будут уступать. Это чисто мужское понимание ситуации. Солидарность, что ли. Ну а если случается ДТП и никто не пострадал, то обходимся без полиции. Зачем их отвлекать».

25. В Тбилиси тяжело пешеходам. В районе набережной, где огромные развязки, плотный трафик — переходы нарисовать-обозначить забыли. Туристы ходят кругами, чтобы найти путь из точки А в точку Б. Местные уверенно перебегают через 6 полос.

Пропускать у нас не принято даже на переходах, — подтверждает Бесо. — Я много ездил по Европе, и это, конечно, плохо. Но люди привыкли. Никто сбивать не будет: если вышел на переход, тебя просто могут объехать.

26. Где переход? Не самый приятный квест. Можно представить, что в таких местах вообще незачем оказываться без машины, но в столице Грузии иначе добраться до нужного тебе объекта получится не всегда. Разве только все время ездить на такси.

27. На некоторых перекрестках установлены умные камеры, фиксирующие не только нарушение скоростного режима, но и движение по полосе общественного транспорта, пересечение двойной сплошной, проезд на красный и т. п. Не все камеры пока работают (так говорят), но должны в теории помочь упорядочить хаос.

28. Дорожные указатели:

29. «Модник»:

30. И водители с загадками, которые так сразу не разгадаешь. Зачем он так сделал? О догадках можете писать в комментариях.

31. Весь этот набор железа для нас, приезжих туристов, всего лишь средство для достижения грузинской красоты. Той, которую редко где еще отыщешь, будь то Сванетия, Кахетия или Военно-грузинская дорога. Ради таких пейзажей сюда и едут. И не столь важно, в какое окошко вы сможете эту красоту увидать — потрепанного «мерса», серого «корейца» или крепкого «Жигуленка». Важно, что родом из эпохи больших надежд.


Благодарим за помощь в подготовке цикла материалов ООО «Тайм Вояж» — туроператора, который специализируется на отдыхе в Грузии, а также принимающую сторону — «Гудаури Турс».

Грузинский цикл:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Источник: Николай Козлович. Фото: Максим Малиновский