15 августа 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий. Видео: Миша Кашалотов
ВелоПетрович

«В Беларуси такой велосипед мало кто купит. Но на него есть спрос в США»: тестируем Forsage Liner

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Тарналицкий. Видео: Миша Кашалотов
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Что мы знаем о велосипедах? Это такая штука на двух колесах. Чтобы ехать, нужно крутить педали. Много здоровья — быстро едешь. Либо крутишь не спеша — тогда это называется велопрогулка. Но бывает и по-другому. К нам на тест попал велосипед, который напоминает скорее мотоцикл, а едет практически сам по себе. Это белорусская разработка, которая, впрочем, вряд ли будет пользоваться огромным спросом на отечественном рынке, да на это производитель и не рассчитывает. Мы покатались на Forsage Liner, чтобы узнать, в чем его «фишка».

Наш маршрут:

Тест-драйв

О бизнесе

Велосипеды под собственным брендом стала выпускать компания «ТД „Форсаж Инструмент Бел”», которая занимается производством инструментов и оборудования различного типа.

— Было желание поставлять на рынок то, чего там нет. Какое-то время пробовали привозить электроскутеры — изучали спрос. В конце концов решили остановиться на велосипедах — для нас это новая тема, — отметили в компании.

«Форсаж» стал сотрудничать с ребятами из Park Road — велосипедными кастомайзерами. Результатом этого сотрудничества стал выпуск линейки велосипедов под брендом Forsage: среди них 4 модели электровелосипедов, а также 7 традиционных байков — городской, круизер, фэтбайк, маунтинбайк и т. д. В планах, как говорят, даже создание трековой модели — чистый спорт.

Show Stopper — трехколесный велосипед Forsage с мощным двигателем. Может разогнаться, как нас заверили, до 120 км/ч. Создан в единственном экземпляре для участия в выставках

Зачастую речь не идет о создании велосипедов с нуля. Это скорее адаптация: отбираются модели, вносятся определенные изменения в геометрию рам, комплектацию, дизайн, после чего байк под собственным брендом поступает в производство на завод в Китае, а оттуда контейнерами поставляется заказчикам.

— Мы — оптовый продавец. Это касается и основного бизнеса с инструментами, и нашего нового опыта с велосипедами. Продукция реализуется через наших партнеров как здесь, в Беларуси, так и в других странах: Азербайджане, Иране, Казахстане, Литве, Польше, России, Украине, — пояснили собеседники.

Forsage Liner — белорусский велосипед

С велосипедом Forsage Liner — другая история. Это, как нас заверили, на 100% белорусская разработка. Байк придумали кастомайзеры Park Road, и теперь он запускается в массовое производство.

— Идея была придумать максимально удобный, практичный и красивый городской электровелосипед, который будет рассчитан в том числе и на дальние поездки, — рассказали в Park Road.

Конструкция

По сути, Liner — это комбинация электровелосипеда (от него достался электропривод), круизера (посадка) и фэтбайка (колеса). Фреймсет — рама и вилка — представляет собой собственную разработку, он изготовлен из алюминия. Прототип весит чуть более 20 кг, что в целом является средним значением для электровелосипедов. Обещают, что байки, произведенные на заводе, будут на килограмм-полтора легче.

Вилка параллелограммная, амортизационная. Было решено использовать в ней амортизатор, который устанавливается обычно на заднюю подвеску двухподвесных велосипедов — он имеет 4 см хода, что позволяет «съедать» невысокие бордюры и неровности дороги.

Многие комплектующие сделаны из пластика для того, чтобы снизить вес велосипеда. Это удалось, однако пластиковые детали иногда неприятно поскрипывают без видимой на то причины. Возможно, это детская болезнь прототипа, и в заводских моделях она будет устранена.

Колеса

Мягкость хода «Лайнера» обеспечивается в первую очередь колесами: резина шириной 3,5 дюйма (почти 9 см) при достаточно небольшом давлении, во-первых, делает этот велосипед устойчивым, а во-вторых, придает мягкость хода. Используется практически гладкий протектор, что понятно: байк предназначен для езды по ровной дороге, по бездорожью на чоппере не ездят.

Вес одной такой шины составляет немногим менее 1 кг. Внутри размещается велосипедная камера, которую можно накачать обычным насосом с насадкой под Schrader (автомобильный тип).

Но из-за такой ширины колес рулевое управление не назовешь отзывчивым. Разумеется, как и на любом другом двухколесном транспортном средстве, достаточно легко изменить траекторию движения весом и наклоном. А вот рулить велосипедом на такой широкой резине сложнее, чем в случае с более традиционными моделями.

Привод

Было создано два прототипа. В одном электропривод располагается в переднем колесе и регулируется ручкой газа. Нам же досталась модель с двигателем, размещенным в кареточном узле. Он оборудован специальным сенсором, который реагирует на усилие при педалировании. Принцип работы простой: чем сильнее велосипедист давит на педали, тем активнее работает электродвигатель. Отзывчивость, кстати, практически мгновенная: привод подключается с первым оборотом педали. Поэтому разгон у велосипеда весом 20 кг достаточно бодрый, и на крейсерскую скорость в 15—20 км/ч он выходит очень быстро.

По скорости, кстати, есть один важный момент. Двигатель мощностью 250 Вт имеет 5 режимов работы и позволяет при определенном усилии разгоняться весьма значительно. Но движение на такой скорости, в особенности по тротуарам, не назовешь безопасным. Поэтому на модели, поставляемые на европейский рынок, производитель будет устанавливать ограничители скорости. Запас мощности при этом все равно будет востребован, например для езды в гору.

Кроме того, сзади в этом велосипеде установлена планетарная втулка на 3 скорости, которые можно комбинировать с режимами работы электродвигателя.

И еще одна особенность: в Liner используется не цепной привод, а ременной. Это позволило снизить вес модели, к тому же ремень проще обслуживать: он не нуждается в смазке, его легче чистить, нет риска запачкаться. К тому же ремень сам по себе тише цепи: его практически не слышно при педалировании, чего не скажешь о двигателе — легкое гудение ощущается постоянно.

Аккумулятор

Силуэтом велосипед напоминает мотоцикл, а на месте бензобака размещается аккумулятор. По информации производителя, топовые модели «Лайнера» будут оснащаться батареями емкостью 18 А·ч, чего должно хватить примерно на 60—80 км пути в зависимости от интенсивности работы электродвигателя.

Батарея съемная: не обязательно катить велосипед к розетке всякий раз, когда необходимо его зарядить. Кроме того, рассматривается вариант с комплектацией этой модели двумя аккумуляторами, что, безусловно, было бы практичным решением: пока один заряжается, можно использовать другой.

— Мы рассматриваем два варианта зарядок, в том числе так называемую быструю зарядку. Конечно, она снижает ресурс аккумулятора до 700—800 циклов, после чего его емкость уменьшается примерно на 25%. В случае с обычной зарядкой ресурс батареи составит примерно 1000 циклов. При этом быстрая зарядка аккумулятора может производиться за 2 часа, обычная — за 6 часов, — пояснили разработчики байка.

Посадка

Такой велосипед предназначен для спокойной езды. Это не модель для занятия спортом или даже фитнесом, и дело не только в наличии электропривода. Посадка у байка «диванная» — седло расположено достаточно низко. Его можно регулировать, но это не имеет большого смысла, так как кареточный узел с педалями выдвинут вперед и посадка, по сути, останется прежней.

На таком велосипеде нужно ездить выпрямив спину и не слишком напрягаясь. Мы уже говорили про скорость: ехать с адекватным темпом, практически не прилагая усилий, поможет электродвигатель. Максимального усилия при педалировании в случае посадки как на катамаране все равно не добиться. Да и не располагает этот велосипед к большим энергозатратам.

Оценка

Субъективно, этот велосипед может понравиться. Он стильно выглядит, привлекает взгляды прохожих. Ходовые качества не вызвали нареканий: на этом байке нужно ехать не быстрее 20 км/ч, тогда он действительно похож на лайнер, который плывет по дороге, не замечая мелких неровностей.

К рулевому управлению нужно привыкнуть — это не самый отзывчивый велосипед на поворотах. Да и вообще с маневренностью, с учетом его габаритов, будут вопросы. И это проблема, так как даже в Минске на двухколесном транспорте передвигаться непросто. Отдельных велодорожек мало, придется делить тротуар с пешеходами — на тяжелом и большом байке это станет проблемой.

К тому же учитываем неопределенный статус этого средства передвижения. По правилам дорожного движения велосипед — транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека (п. 2.5). Модель Liner вроде бы в это определение вписывается. Однако нельзя не принимать во внимание электродвигатель, который дает возможность разогнаться. А в соответствии с п. 2.27 ПДД, велосипед с подвесным двигателем, отвечающим определенным характеристикам, — это уже мопед. Пока на электротранспорт, катающийся по тротуарам, закрывают глаза, но вопрос безопасности остается открытым.

На Forsage Liner приятно кататься, но удовольствие закончится у двери подъезда. Корабли не швартуют в квартире. Даже если в вашем доме найдется лифт, куда поместится этот велосипед, вряд ли так уж здорово будет таскать эти 20 кг ради двухчасовых «покатушек» в выходной день. Лучше всего оставлять такой байк в гараже или на паркинге, но у многих ли потенциальных покупателей есть такая возможность?

Ориентировочная стоимость «Лайнера» для белорусского рынка — 3000 рублей, или порядка 1500 долларов в эквиваленте. Кажется, перед серийным выпуском необходимо провести финальную подгонку. Велосипед за такую цену не должен скрипеть.

7
Оценка Onliner.by
Интересный велосипед с хорошими ходовыми качествами. Подходящий вариант для тех, у кого есть $1500 и место на подземном паркинге.
Нравится
Внешний вид
Плавность хода
Сенсорный электропривод
Прямая посадка
Гидравлические тормоза
Не нравится
Поскрипывания
Неотзывчивое управление
Вес и габариты

Производство и рынок сбыта

Forsage Liner — белорусская разработка, и прототипы были собраны именно здесь. Тем не менее промышленное производство этих велосипедов будет налажено в Китае. На самом деле, по такой схеме работают многие мировые компании. Основных причин две: дешевле выпуск и проще логистика.

Иначе поступают, например, некоторые итальянские фирмы, но «Handmade in Italy» в результате обходится гораздо дороже велосипедов аналогичного уровня, произведенных в Азии. Итальянцы пришли к выводу, что это допустимо, если речь идет о премиальном бренде, который выпускает достаточно ограниченные партии байков. Но если нужны объемы продаж — большинство производителей идут проторенным азиатским путем.

— Первая партия велосипедов Forsage Liner — 1000 экземпляров. Мы ожидаем, что производство начнется в октябре и уже к марту мы будем готовы к поставкам, — рассказали в «ТД „Форсаж Инструмент Бел”». — Мы готовы к тому, что в Беларуси нас ждет очень маленький процент продаж: по предварительным подсчетам — порядка 5%. Здесь речь идет скорее о поддержании бренда. В конце концов, не на всем можно заработать деньги.

Другое дело — экспорт, куда компания, как нам сообщили, направляет порядка 75% всей своей продукции.

— Именно «Лайнером» уже интересуются в США, Израиле, Иране, Азербайджане — на него есть спрос. Причем в той же Америке велосипеды с худшими характеристиками продаются примерно по 4500 долларов — мы это также учитываем.

Ориентированность на экспорт — это еще одна причина того, почему производство размещается в Азии. Из Китая океаном контейнеры с велосипедами отправляются во все части света. Доставить их, к примеру, в США проще из Поднебесной, чем из Беларуси.

Велосипеды в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by