Истории и мифы уникальных машин из самого дорогого музея старинных и спортивных авто
96
11 ноября 2018 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by
Истории и мифы уникальных машин из самого дорогого музея старинных и спортивных авто

Однажды князь Монако Ренье III понял, что в гаражах его поместья уже не хватает места для всех ретромобилей, которые купили он и его отец (такое семейное хобби). Число раритетов перевалило за сотню. Ренье III решил проблему кардинально: организовал музей, в который сейчас может попасть каждый. Тогда, в 1993-м, он вряд ли был понят элитой, но ему было все равно. Не меньшее недоумение вызвало и решение его сына Альбера II (нынешнего главы страны): тот решил продать часть не самых редких машин с молотка. Но лишь для того, чтобы закупить еще больше раритетов. Эта статья — своеобразная экскурсия по одному из самых дорогих музеев авто в мире.

На входе посетителей встречает болид Renault, который дает понять, что в залах музея можно найти не только классику, но и уникальные спортивные модели. Тут же хочется напомнить, что слово «уникальный» происходит от латинского unicum — «единственное». Многие экземпляры техники, собранные здесь, действительно не имеют аналогов.

Вот, например, в мире существует всего один такой Lexus. Он ждет своего зрителя сразу за кассами, где посетитель оставляет довольно бюджетные по меркам Монако €8. Это авто, который возил Альбера II на свадьбе. Его избранницей стала Шарлен Уиттсток, бывшая пловчиха и школьная учительница из ЮАР. Как большой приверженец «зеленых» идей, Альбер попросил японцев собрать на свою свадьбу гибридную модель. В 2011 году именно на этом Lexus пара отъезжала от храма, где проходило венчание. Прозрачная часть крыши выполнена из поликарбоната толщиной 8 миллиметров. Строила ее французская аэрокосмическая компания.

Ретрокары

С правой стороны — внушительная коллекция Rolls-Royce. Есть и образец 1927 года выпуска — это модель Twenty с 3,1-литровым мотором.

Некоторые машины выделяются особыми знаками на решетке радиатора — это символы Автомобильного клуба Монако. Членство обходится в €2000 в год. Но одних денег недостаточно, необходимы рекомендации от других членов клуба и хотя бы один люксовый автомобиль. Взамен участник получает возможность заглянуть туда в любое время дня и закусить деликатесами, периодически потусоваться на тематических вечеринках, по сравнительно небольшой цене взять билет на Гран-при «Формулы-1» и другие плюшки.

Многие Rolls-Royce были подарены музею — или, вернее сказать, лично князю — благодарными жителями Монако. Не взятка или подхалимство, а именно дар. Фамилии, указанные на табличках у машин, хорошо знакомы местным бизнесменам. Как и в давние времена, здесь продолжается клановость в политической и экономической жизни.

Следующий экспонат отбрасывает нас в еще более далекое прошлое. Эта карета принадлежала Карлу III, правившему в Монако во второй половине XIX века. Именно он построил знаменитое казино «Монте-Карло», которое сегодня является символом страны миллионеров. Изначально игорный дом назывался «Общество морских ванн и кружок иностранцев». Возможно, именно на этой карете князь подъезжал к казино — но только для того, чтобы поприветствовать почетных гостей, так как гражданам карликового государства играть запрещено.

По соседству — мотоциклет Альбера I, прадедушки нынешнего князя, моряка и основателя океанографического музея, который впоследствии прославил Жак-Ив Кусто, ставший его директором в конце пятидесятых. Альбер I был любителем не только морских путешествий. На этом мопеде британского производства Humber он намотал немало сотен километров.

Самый старинный автомобиль коллекции — De Dion Bouton — прожил долгую жизнь с привилегиями длинной в 115 лет и не собирается на свалку. Внимание привлекают ремни, придерживающие то ли крылья, то ли ветровое стекло. Сколько может стоить такой автомобиль, даже предположить сложно. Очевидно, такие вещи не продаются.

Примечательно, что все модели музея на ходу — даже такие «старички», как эта модель с авиационным двигателем. Машина получилась столь тяжелой (280 килограммов), что от использования ее во время Первой мировой войны отказались. После парочки заездов ей нашли лучшее применение — удивлять посетителей музея.

Сам музей находится на некотором возвышении, на горе. Доступ на первый этаж с ремзоной — только у сотрудников. Из подземелья машины поднимают с помощью специальных лифтов. Их тут несколько.

Глаза разбегаются, но мы заставляем свой взгляд остановиться на авто малоизвестной марки — Bellanger Freres. Фирма братьев Беланже в свое время занималась выпуском элитных карет, а позже соорудила такой автомобиль. Когда смотришь именно на такие модели, формируется понимание, как люди, недавно катавшиеся на конных экипажах, додумались до авто с ДВС.

Так как в Монако мы приехали на седанах Jaguar, нам было интересно, есть ли в коллекции князя образцы этой марки. И мы нашли несколько экземпляров. Пожалуй, самый интересный — 1937 года выпуска. Это одна из первых машин, выпущенных под маркой Jaguar (первое появление на публике состоялось в 1935 году). Табличка говорит, что это дар от Стефано Казераги. Стефано — второй муж Каролины, старшей сестры действующего князя Альбера II. Одним словом, все переплетено.

По соседству можно видеть одну из первых моделей Bugatti — Type 32A, дожившую до наших времен с 1928 года. В похожей «гонке» сидит бронзовый Уильям Гровер — знаменитый памятник на улице города-государства. Гровер вошел в историю страны как победитель первого Гран-при Монако в 1929 году. Два года назад Bugatti сделала поклон в адрес Монако, выпустив модель Chiron. Названа она была в честь автогонщика из этой страны Луи-Александра Широна, который защищал честь марки с 1928 по 1958 год.

А мы двигаемся дальше.

Спорткары

Большая площадь музея отдана болидам. Можно увидеть модели разных годов и конструкций, в том числе и «ветеранов» «Формулы».

За углом — большой стенд, посвященный памяти Айртона Сенны — гонщика из Бразилии, трагически погибшего во время Гран-при Сан-Марино в 1994 году. Почему его чтят в Монако? Говорят, здешняя трасса — одна из последних дистанций с «человеческим фактором», где талант гонщика еще может сыграть решающую роль. И Сенна победил на этом участке рекордные 6 раз.

Накануне гонок в Сан-Марино Айртон договорился с другими пилотами создать рабочую группу по безопасности. По его мнению, автогонки перестали быть безопасными — травмы получали как гонщики, так и зрители. Спустя несколько часов после этой договоренности Сенна погиб. Вначале случилось столкновение, в результате разлета осколков травмы получили три человека с трибуны. На трассу выехала машина безопасности, чтобы убрать последствия удара. Как только safety car покинула дорогу, Сенна врезался в отбойник на скорости 209 км/ч.

Впоследствии эксперты установили: гонщик потерял управление из-за поломки рулевой колонки. Смертельные ранения нанес рычаг подвески, который после удара об отбойник отлетел прямо в шлем пилота. Один из шлемов Айртона, выкрашенный в цвета национального флага Бразилии, хранится в этом музее.

Следующий коридор разделен на две части. По одну руку стоят Lamborghini, с другой стороны выстроены Ferrari. Встречаются и совсем редкие модели. Скорее всего, их развели по разные стороны «ринга» не случайно. Ферруччо Ламборгини после Второй мировой войны занимался переделкой военной техники под сельскохозяйственную, выпускал тракторы. По словам сына Ферруччо, мужчина однажды приехал к Энцо Феррари на фабрику, чтобы высказать недовольство сцеплением Ferrari 250 GT, на котором ездил Ламборгини. Энцо ответил грубо: мол, езжайте домой и занимайтесь своими тракторами, ведь в автомобилях — а тем более спортивных — вы ничего не соображаете. Ферруччо действительно вернулся, но с мыслями создать собственное авто. Спустя какое-то время он добился этой цели при помощи инженера Биццарини, который ранее занимался разработкой мотора V12 для Ferrari. В 1963 году увидел свет прототип 350 GTV.

Здесь можно увидеть и уникальный образец гоночной машины, собранный исключительно для князя Альбера. Это еще один подарок главе страны — на сей раз на 50-летний юбилей. Назвали машину Alan (аббревиатура от Albert anniversary). Раскрашенный в цвета государственного флага Монако, это единственный такой автомобиль в мире. Под капотом — 650-сильный V8.

Впереди — коллекция гоночных автомобилей, участвовавших в ралли Монте-Карло. Череда спорткаров сопровождает посетителя к выходу из музея. И тут нужно сделать важное решение: стоит сразу выходить на улицу или все же пройтись по его коридорам еще как минимум один раз?

Благодарим за помощь в организации поездки дилера Jaguar Land Rover в Беларуси «Атлант-М Британия», а также партнеров проекта Sapori Tours и «Технобанк».

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. sk@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: auto.onliner.by