Мастер разбил чужой Citroen, который взял для ремонта. Владелец: «Почему закрыли уголовное дело?»
534
28 ноября 2018 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
Мастер разбил чужой Citroen, который взял для ремонта. Владелец: «Почему закрыли уголовное дело?»

У Александра это первый автомобиль с дизельным двигателем — Citroen C5 2011 года выпуска. Рано или поздно с такими машинами возникает проблема, связанная с необходимостью замены сажевого фильтра. Многие автовладельцы предпочитают не обращаться на официальные СТО для замены этой части выхлопной системы, а идут к «гаражникам». Фильтр вырезают, систему перепрошивают. Ничего общего с экологией, зато дешево. Наш читатель, расспросив друзей, нашел, казалось бы, неплохого специалиста. «Знал бы сразу, к чему это приведет, — заплатил бы „официалам” без вопросов», — посетовал Александр.

О чем пойдет речь

По совету знакомого

— Весной прошлого года в моем Citroen стала загораться лампочка сажевого фильтра. Я прежде с «дизелями» дел не имел, поэтому обратился к своему хорошему знакомому, который всю жизнь ездит на французских машинах с такими двигателями. Вот он-то мне и посоветовал этого Виталия-мастера, — начал свой рассказ автовладелец.

Созвонились, договорились о встрече. Виталий попросил пригнать машину во двор по адресу Шугаева, 9.

— Он осмотрел автомобиль, сказал, что сажевый фильтр нужно удалять. Причем удалить его я должен был сам, а этот Виталий затем согласился перепрошить программу, чтобы все было как надо. За свою услугу он запросил 100 долларов. Тоже, кажется, немало, но я человек не скупой. Тем более мастер с рекомендациями, — отметил наш читатель.

Автовладелец, обратившись к тому же знакомому за помощью, вырезал сажевый фильтр и снова приехал к Виталию.

— Говорит, мол, оставляй машину, сделаю — отзвонюсь. Действительно, позвонил на следующий день, сказал забирать автомобиль — все в порядке, — вспоминает собеседник. — Я приехал, завел машину — она работала нормально, никаких ошибок на панели не было. Рассчитался с мастером и уехал. Он еще сказал на прощание: «Если что — звони».

Нужна шестая передача

«Если что» случилось очень быстро. Фактически Александр успел только выехать из Уручья на кольцевую автодорогу.

«У меня же коробка 5-ступенчатая. А тут я на МКАД разгоняюсь выше 70 км/ч, и автомобиль просит 6-ю передачу»

— Понажимал кнопки — еще и круиз-контроль не работает. Это что за дела? Звоню своему мастеру, — продолжает автовладелец.

Виталий, к слову, отпираться не стал и согласился устранить неполадки, но не сразу.

— Он мне говорит: «Ты поезди недельку, вдруг еще что всплывет. А потом приедешь — я все сразу и отрегулирую».

Прошла неделя, другая. Мастер ссылался на большую загруженность и просил позвонить позднее. Таким образом, только в сентябре, отъездив все лето на такой машине, Александр смог попасть «на прием».

— Снова приезжаю на Шугаева. Договорились с Виталием, что он все исправит и позвонит мне. Мне автомобиль нужен — у меня и работа, и семья, и дети маленькие, — поэтому рассчитывал забрать его как можно скорее. Но что-то процесс затянулся, — вспоминает собеседник.

Всем известно, как это бывает: в пятницу вам обещают, что все будет готово к понедельнику, а в понедельник просят перезвонить в пятницу.

— Я звонил ему почти каждый день. Он говорил, что вот-вот все будет готово, что пришлось все заново перепрошивать, что он ждет новый блок АБС. Я говорю, слушай, какой еще АБС — у меня же все нормально с этим было, — добавляет автовладелец. — Надо мной уже на работе стали посмеиваться: с машиной работы на полдня, а ее вон сколько мурыжат, может, уже по запчастям ушла.

Александр занервничал. Дозвонившись до Виталия в очередной раз, потребовал показать автомобиль.

— Зачем?

— Как зачем? Я владелец, имею право увидеть свой Citroen!

После этого, как рассказал наш читатель, мастер повесил трубку, пообещав перезвонить.

— Перезвонил минуты через три, говорит: «Саша, я разбил машину».

Гаражи

Мужчины договорились встретиться в гаражном массиве, расположенном по улице Франциска Скорины в Минске, — Виталий отогнал автомобиль туда.

— Позднее, на очной ставке, он утверждал, что загнал туда машину для ее сохранности, дескать, территория охраняемая — чтобы Citroen не разукомплектовали. Но по факту я обошел всю территорию и с трудом смог отыскать машину. Он поставил ее не под камерами видеонаблюдения, не в пределах видимости с поста охраны, а спрятал возле забора между гаражами, — возмущен собеседник.

Мастер утверждал, что хотел протестировать автомобиль, но попал в аварию.

— Он мне сказал, что выезжал со двора, не пропустил другую машину, и она въехала ему в бок. При этом, как он заверяет, ГАИ на место не вызывали, а разобрались между собой — дескать, Виталий заплатил другому участнику $400 за ущерб. Это тоже интересный вопрос: если ты знаешь, что разбил чужую машину, и денег у тебя не ахти, зачем платить наличными? Ну вызови ты инспекторов, будет страховка. Но он этого не сделал. Более того, оказалось, что и расписки о переданной другому водителю сумме у него тоже нет, — говорит Александр.

Автовладелец, кстати, сомневается, было ли в действительности столкновение с другой машиной.

— Я общался с разными людьми. Они сходятся во мнении, что удар был слишком высоко. Да и характерных следов не видно. Скорее он просто врезался во что-то, — предполагает наш читатель.

У Citroen оказались повреждены дверь, крыло, фара, аккумулятор вместе с креплением и парктроники. Даже переднее колесо с той стороны, куда пришелся удар, не крутилось — его выгнуло.

Два варианта для мастера

Александр взял у Виталия расписку о том, что тот совершил ДТП на его машине, а также предложил мастеру два варианта решения проблемы.

— Я тоже человек и понимаю, что все может случиться. Поэтому предложил: либо Виталий выплачивает мне $10 000 (рыночная стоимость этой машины на тот момент) и забирает автомобиль себе, либо мы едем на СТО, и он оплачивает ремонт. Мастер ответил, что, в принципе, согласен, но подумает, как лучше поступить, — говорит собеседник.

На этот раз автовладелец не намерен был тянуть резину. Он дал время на принятие решения — один день. В противном случае пообещал обратиться в милицию.

— На следующий день он сначала не снимал трубку. Потом говорил, что занят. Я был ошарашен: это кто должен за кем бегать? — возмущен Александр. — Я его предупредил: не дашь ответ до завтра — пишу заявление.

Ответа не последовало.

Проверка и отказ в возбуждении уголовного дела

Было написано заявление об угоне транспортного средства.

— Я не давал ему разрешения ездить на моей машине, передал ее только для ремонта, — утверждает собеседник. — Между тем, как я сам смог выяснить, этот Виталий катался на моем автомобиле с первого дня. Возил какую-то девушку, ездил по магазинам. То есть использовал машину как хотел.

В Citroen находился видеорегистратор. Забрав автомобиль, Александр проверил это устройство, но оказалось, что кто-то удалил оттуда практически все файлы. Наш читатель обратился к специалистам, которые занимаются восстановлением информации, и некоторые записи им удалось вернуть. Предоставить эти ролики автовладелец не смог, так как они находятся в распоряжении правоохранительных органов.


Из официальных документов: «В салоне автомашины находился видеорегистратор, видеозапись которого оказалась удаленной. Александр восстановил видеозапись только за 07.09.2017 и 08.09.2017. <...> При просмотре видеозаписи стало известно, что Виталий неоднократно осуществлял движение на автомашине Александра, двигаясь по микрорайону Уручье, подъезжая к магазину, а также выезжая на МКАД. <...> Допрошенная в качестве свидетеля В. — знакомая Виталия — пояснила, что последний в первой декаде сентября 2017 года подвозил ее на какой-то автомашине черного цвета, но был ли это именно автомобиль марки Citroen C5 она сказать не может».

«Факт уничтожения записей видеорегистратора самим Виталием не вызывает сомнений, что, по мнению следствия, было им сделано с целью сокрытия реальных обстоятельств эксплуатации машины Александра и обстоятельств ДТП».


— В присутствии сотрудников милиции Виталий молился-божился, что все возместит. Я был уверен, что факт угона доказан. Но по какой-то причине проверку дважды приостанавливали. Я писал заявления в прокуратуру, проверка возобновлялась. Все это длилось год. И вот недавно мне пришел ответ из Следственного комитета, — рассказал Александр.

«За отсутствием состава преступления»

Наш читатель получил постановление о прекращении предварительного расследования по уголовному делу. Следствием было установлено, что «Виталий неправомерно завладел транспортным средством — автомобилем марки Citroen, принадлежащим Александру, — на котором совершал поездки без цели хищения, чем причинил указанному потерпевшему моральный вред».

При этом, как указано в документе, основанием к возбуждению уголовного дела послужило наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 214 Уголовного кодекса — «Неправомерное завладение транспортным средством и поездка на нем без цели хищения (угон)».

Виталий был допрошен в качестве обвиняемого. Он сообщил, что когда Александр передавал ему свою машину, вопрос о том, что с целью проведения ремонта необходимо осуществлять движение на автомобиле, не обсуждался.


Из официальных документов: «Он [Виталий. — Прим. Onliner] полагал, что Александр должен был это понимать, так как без совершения поездок на автомашине со скоростью свыше 70 км/ч невозможно проверить устранение неполадок».


К слову, обстоятельства ДТП с участием Citroen, изложенные в показаниях Виталия, вызвали сомнения в правдивости и у следствия, так как проверить доводы обвиняемого не представилось возможным.

В качестве свидетеля допросили работника одной из СТО. Он рассказал, что ремонт программного обеспечения в Citroen C5 занимает не более четырех часов (машина находилась у Виталия с 7 сентября, и только 20 сентября Александр узнал о ДТП). Проверку выполненной работы, по словам независимого специалиста, можно осуществить путем приведения автомобиля в движение и разгона его до скорости 75—80 км/ч, при этом осуществлять длительные поездки не нужно. Также можно поднять одно ведущее колесо домкратом и, приведя двигатель в рабочее состояние, переключать в дальнейшем передачи.

Таким образом, в связи с тем, что, по мнению следствия, вина Виталия в совершении преступлений доказана, 17 ноября 2017 года ему было предъявлено обвинение и в отношении него была применена мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Уголовное дело было передано прокурору для направления в суд.

Фото носит иллюстративный характер. Архив Onliner

Однако заместителем прокурора Первомайского района было вынесено постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного предварительного расследования. Дело вернулось в Следственный комитет.

«Основным основанием возвращения уголовного дела явилось то, что в ходе предварительного расследования не собрано достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях Виталия квалифицирующего признака угона — неправомерное завладение транспортным средством», — говорится в постановлении.

Но новых доказательств, которые бы указывали на виновность Виталия, добыто не было. Таким образом, был сделан вывод, что его вина в совершении угона в полной мере, достаточной для направления уголовного дела в суд, доказана не была. А собранные доказательства отнесены к категории косвенных.

«Виталий в период с 07.09.2017 по 20.09.2017 неправомерно завладел автомашиной Александра и использовал ее в личных целях, когда понял, что устранить неполадки бортового компьютера у него не получится, однако доказательств этого в ходе расследования добыто не было, — сказано в постановлении.

На основании этого предварительное расследование по уголовному делу в отношении Виталия было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

Что делать? Комментарий юриста

Ситуацию, в которой оказался Александр, для Onliner прокомментировала юрист Татьяна Ревинская.

— Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет понятие угона как неправомерное завладение транспортным средством (маломерным водным судном) и поездку на нем без цели хищения (ст. 214 УК), — пояснила она. — Для наличия состава данного преступления необходимо установить факт неправомерного завладения транспортным средством, по поводу чего на практике возникает достаточно много вопросов и нюансов.

Юрист уточнила, что неправомерное завладение — это когда лицо, не имеющее никаких прав на транспортное средство, обращает его в свое временное пользование и владение помимо воли законного владельца.

— В рассматриваемой ситуации герой публикации передал свой автомобиль другому гражданину для осуществления ремонта. Здесь важно точно установить объем достигнутых между ними договоренностей, в том числе когда, куда и для выполнения каких работ было можно совершать поездку на автомобиле для его ремонта. И, соответственно, если лицо осуществляло поездку вопреки воле владельца, то в таком случае можно вести речь о неправомерном завладении транспортным средством (угоне), — отметила Татьяна Ревинская.

Фото носит иллюстративный характер. Архив Onliner

Дело было прекращено, и, при несогласии с этим решением, Александр может обжаловать его в порядке, предусмотренном ст. 139 Уголовно-процессуального кодекса. В случае возбуждения уголовного дела по ст. 214 УК потерпевший вправе будет заявлять к виновному гражданский иск о компенсации как морального вреда, причиненного преступлением, так и материального — вследствие повреждения транспортного средства.

— Общие основания возмещения вреда регламентированы ст. 933 Гражданского кодекса, согласно п. 1 которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина (а также вред, причиненный имуществу юридического лица), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, — пояснила юрист.

Поэтому собственник транспортного средства, не дожидаясь результатов проверки, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, обосновав стоимость восстановительного ремонта транспортного средства.

Фото носит иллюстративный характер. Архив Onliner

— Иные сопутствующие затраты (к примеру, расходы на определение размера ущерба, причиненного автомобилю при ДТП, почтовые расходы, комиссионное вознаграждение банка и т. д.) в размер вреда не включаются, но их можно взыскать как убытки, понесенные в связи с возмещением вреда (ст. 14 Гражданского кодекса), — рассказала Татьяна Ревинская.

Юрист также порекомендовала автовладельцам обращаться за ремонтом машины на профессиональные СТО, с оформлением заказа или иного письменного договора на ремонт транспортного средства, что позволит предотвратить наступление последствий подобного рода.

Ремонт за свой счет

Александр намерен снова писать в прокуратуру.

— Если решение Следственного комитета об отказе в возбуждении уголовного дела так и останется в силе, у меня будет только один вариант — обращаться в суд с иском о возмещении ущерба. Я общался со своим юристом на эту тему. Она сразу предупредила, что тогда ни о какой компенсации морального вреда речи идти не будет. Я смогу потребовать возмещения той суммы, которую потратил на восстановление своего автомобиля, предоставив все документальные подтверждения. Это около 4300 рублей, — рассказал наш читатель.

Он добавил, что из-за всей этой истории долгое время вынужден был обходиться без машины. Сначала, пока Citroen находился у Виталия, и впоследствии, когда пытался его отремонтировать, чтобы решить наконец проблему с сажевым фильтром, с которого все и началось.

— Мне не нужно, чтобы этого человека как-то строго наказывали. Но я считаю, что это был именно угон, и какую-то ответственность за свои действия он понести должен, — полагает собеседник. — А пока выходит, что Виталий абсолютно спокоен. Он не пытался связаться со мной все это время, не пытался как-то возмещать ущерб. Хотя за год, согласитесь, что-либо предпринять уже можно было. И я уверен, что угроза уголовного наказания его бы мотивировала на решение этого вопроса. А так я же прекрасно понимаю, чего ждать.

«Даже если суд удовлетворит мой иск — ну будет этот человек 10 лет выплачивать мне по 10 рублей, пока инфляция не съест эти деньги»

Александр отметил, что считает такое положение дел серьезным упущением, пробелом в законодательстве.

— Хороший кредит, нужно отметить: взял чужую машину, покатался на ней, разбил, и тебе за это ничего не будет. Человек вышел сухим из воды, даже его предпринимательская деятельность, насколько я знаю, никого не заинтересовала, — сказал наш читатель. — И ведь дело не в «гаражниках»: сколько было историй, когда и на официальных СТО разбивали машины клиентов. Но я уже научен опытом: если что-то случилось с автомобилем, нужно загонять его на станцию и стоять у них над душой, пока не отремонтируют. Только так.

Предпочитаете Citroen?

серый, хетчбэк, дизель 2 л, механика, передний привод
4700$ / 4204€
белый, хетчбэк, дизель 1.6 л, механика, передний привод
3500$ / 3130€
черный, хетчбэк, газ (бензин) 3 л, автомат, передний привод
3000$ / 2683€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by