Ответьте на несколько вопросов, которые только кажутся простыми. Знаете ли вы, какое масло залито в двигатель вашего автомобиля? Уверены, что это оригинал, а не банальная «минералка», которая в лучшем случае годится для трансформаторов и дешевых тракторов? На крышке канистры наклеена акцизная марка, говорите? Голограмму терли, наклейка совпала, но сверяли ли с изображениями в интернете? А почему думаете, что этого достаточно? Трудности распознавания оригинального товара, неопределенность в постановке «диагноза» барахлящего мотора и дороговизна экспертизы — ключевые факторы, предопределившие удручающее положение дел на рынке. Сегодня Onliner начинает серию публикаций о расследовании, которое проводилось в течение нескольких месяцев.
В прошлом году в Беларуси разгорелся крупный скандал. Один из импортеров инициировал проверку моторного масла, предоставив в Государственный комитет судебных экспертиз семь образцов: две канистры (Elf Evolution 700 STI 10W-40 и Total Quartz Ineo ECS 5W-30) были ввезены официальными поставщиками, а пять с виду точно таких же банок куплены в торговой сети.
Выводы экспертов были такими: состав двух образцов (контрольных, предоставленных официальными поставщиками) характерен для синтетического масла, состав пяти остальных — для минерального.
Проще говоря, под видом синтетики продавалась обычная «минералка», которая в лучшем случае годится для трансформаторов, старых тракторов и грузовиков, но никак не для двигателей современных автомобилей.
Технология производства минерального масла достаточно простая и дешевая. Его цена невелика, но имеется существенный недостаток — оно плохо реагирует на колебания температуры. При ее повышении вязкость масла снижается и оно начинает угорать. При понижении масло становится настолько густым, что при запуске двигателя не может прокачаться по системе в нужном объеме, тем самым подвергая трущиеся детали повышенному износу.
Цена «минералки» значительно ниже по сравнению с полусинтетикой или синтетикой. Отличить такое масло по внешним признакам обычному автомобилисту нереально.
После получения результатов экспертизы были инициированы судебные заседания. А затем последовало решение: оштрафовать индивидуального предпринимателя и общество с ограниченной ответственностью, уличенных в хранении «масел, отличающихся по составу от оригинальных» на 50 и 100 базовых величин соответственно, а партию канистр как предмет административного правонарушения изъять.
Как сказано в судебных материалах, на складе в Колодищах (Минский район) у ООО «Город масел» обнаружено 224 банки масел Elf и Total, у индивидуального предпринимателя Грунтова — 3662 банки. Очевидно, в данном случае речь идет не о мелких продавцах.
Примечательно, что действия ИП и ООО были квалифицированы по статье 9.21 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности». Во время судебного заседания Грунтов пояснил, что не знал о несоответствии реализуемых им масел Total и Elf оригинальным. Представители ООО также отрицали нарушение законодательства.
Жалобы ИП Грунтова и ООО «Город масел» остались без удовлетворения, решения суда Минского района вступили в силу, в Верховном суде они не обжаловались, сообщили нам представители импортера. На календаре был октябрь 2018-го...
Казалось, в истории поставлена точка, на рынке наведен порядок. Но жалобы от автовладельцев продолжили поступать и после вынесения судебного решения. Можно было бы списать все на остатки контрафакта, которые почему-то оказались не изъяты из торговой сети. Однако поток писем не прекратился до сих пор, что кое о чем говорит.
Так, несколько дней назад на редакционную почту поступило очередное обращение. Наш читатель приобрел в одном из минских торговых центров моторное масло Castrol Magnatec 10W-40. Покупатель проверил голограмму, считая, что этого достаточно.
— Через две недели залил масло в двигатель, а спустя некоторое время заметил, что на приборной панели при прогретом моторе стал загораться индикатор давления масла, — описывает проблему автомобилист. — Неполадки с двигателем были исключены: насос, фильтр — новые, вкладыши в порядке.
Тогда водитель предположил, что при нагревании масла оно становится слишком жидким. После поездки он достал щуп и обнаружил, что масло с него буквально лилось, а не стекало каплями, как обычно.
Как предполагают специалисты, это может означать, что при изменении температуры масла снижается его вязкость.
Минчанин решил детально рассмотреть канистру. Оказалось, 12-значный код на голограмме стирается ногтем пальца. Сомнения также вызвала маркировка, размещенная на тыльной стороне банки. Наконец, покупатель ввел информацию на сайте производителя и увидел недвусмысленное сообщение: «Код <...> соответствует фальсифицированной продукции. Рекомендуем отказаться от его применения».
В каком-то смысле нашему читателю повезло. Во-первых, он вовремя заметил, что масло сомнительного качества. А во-вторых, обнаружил настораживающие признаки. Правда, на данной стадии можно говорить лишь о подозрениях. Чтобы установить соответствие/несоответствие масла оригинальному, нужно провести сложный анализ при помощи дорогостоящих приборов в соответствующей лаборатории.
Подобное исследование стоит недешево, занимает время, поэтому обычные автомобилисты довольно редко обращаются за экспертизой.
Именно это обстоятельство, на наш взгляд, отчасти предопределяет нынешнее состояние дел на рынке моторных масел. Без экспертизы проверить соответствие заявленных характеристик жидкости, залитой в канистру, невозможно. Ни вид масла, ни этикетка на банке, ни различные элементы защиты не могут гарантировать, что вы купили синтетику/полусинтетику, а не «минералку».
Какой-никакой выход, впрочем, есть. Моторное масло — подакцизный товар. На наклейке, которую обычно размещают на крышке канистры, указаны сведения о поставщике или реализаторе. Чтобы расшифровать буквенно-цифровой код, нужно обратиться к электронному банку данных бланков документов. А затем сопоставить информацию со списком официальных дистрибьюторов на сайте производителя масла.
Например, на сайте Castrol сказано, что продукцию в Беларусь поставляют три организации, одна из которых — автомобильный дилер. Имея список официальных импортеров, достаточно сопоставить его с данными, зашифрованными в буквенно-цифровом коде акциза.
Алгоритм простой и удобный, но им редко пользуются. Очевидно, покупатели плохо информированы о такой возможности, а многие даже не подозревают, что моторное масло по-прежнему следует проверять.
Есть мнение, будто прошли времена, когда подделки массово наводняли рынок. Но как показывает вышеописанное судебное дело, это большое заблуждение.
Четверка наиболее популярных марок моторных масел (судя по статистике нашего каталога) выглядит так: Elf, Mobil, GM и Total. Объектом нашего расследования, разумеется, стали синтетические и полусинтетические продукты, поскольку именно они подвержены фальсификации (смысла подделывать дешевую «минералку» нет никакого).
В качестве эталона будут выступать моторные масла, которые передали нам официальные импортеры брендов (в частности, компания «Армтек», выступившая партнером расследования). В подлинности данного масла сомневаться не приходится, да и последующая экспертиза подтвердила качество этих образцов.
Настало время контрольной закупки. В процессе поиска нужных марок с удивлением обнаружили любопытный нюанс. Продукцию перечисленных выше брендов найти на полках гипермаркетов и заправок оказалось непросто.
Поначалу возникло предположение, что такие товары просто группируются по интересам — их обычно продают в торговых центрах, специализирующихся на автомобильных аксессуарах и техжидкостях.
Но позже появилось ощущение, что качественный, оригинальный товар попросту не выдержал демпинга и вынужденно сдал позиции в больших сетях.
Есть еще одна особенность. Покупателями моторного масла теперь редко выступают сами автомобилисты. Мы как-то незаметно делегировали эту функцию доверенным сервисменам и одновременно потеряли контроль над процессом.
Обычный водитель в лучшем случае покупает литровую банку на доливку и не погружается в муки выбора. Какое масло залито — такое и купит.
Контрольные закупки производились в разных точках Минска: на авторынке в Малиновке и в торговых центрах на улицах Некрасова, Тимирязева и Уборевича. Заезжали также в гипермаркеты и на заправки, но там найти искомые бренды не удалось (кроме Mobil).
В процессе приобретения решили вести себя как обычные покупатели, которые не особо разбираются в вопросе: демонстрировали фотографию канистры, будто бы присланной сотрудником СТО, озадаченно вертели банку, рассматривали этикетку, просили чек «для отчетности» (их в итоге собрался целый ворох).
Предварительные выводы такие: у обычного покупателя шансов опознать фальсификат немного. Ни цена, ни внешний вид канистры ни о чем не скажут.
Забегая вперед, отметим, что вероятный контрафакт был залит практически в точные копии банок от производителя. Совпадали надписи, этикетки, маркировка — буквально все!
А вот проверять информацию по акцизной марке в присутствии продавца было бы неосмотрительно. Тем более что обычно в наличии самого товара на точке нет. По заведенке на рынках и в торговых центрах используют «бегунков», которые отправляются на «склад» (а может, в соседний магазин?). Как только курьер стартует, покупатель по умолчанию соглашается с покупкой.
Пробивку по базе решили перенести на потом, чтобы не вызвать подозрений и не раскрыть себя раньше времени. После покупки предстоял процесс оформления. Почувствовали себя закоренелыми бюрократами, подписывая каждую канистру со всех сторон и делая на чеках соответствующие отметки.
После проводили проверку по банку данных. Отметим, что система нас ни разу не подвела — результат на экране высвечивался за доли секунды.
С покупкой Elf Evolution 900 SXR 5W-40 проблем не возникло — предложений у продавцов в торговых центрах и на рынках много. Стеллажи заставлены узнаваемыми канистрами синего цвета.
Вот характерный диалог, который состоялся в одном из магазинчиков автомолла «Торговый мир „Кольцо“»:
— Оригинал — 16 рублей, Россия — 13 рублей, — продавец предложил два варианта на выбор.— А в чем разница?
— Разлив — французский или российский...
Конечно, мы выбрали российский — он же дешевле, а стало быть, ситуация в принципе выглядит подозрительной. Стоит проверить, чем чревата подобная экономия. Упустить такую возможность мы просто не имели права — перед подобной дилеммой может оказаться любой водитель, пришедший на авторынок или в специализированный торговый центр.
«Литрушка» Elf, как ласково называют канистру объемом в 1 литр, стоила в разных точках от 12 до 16,4 рубля. Разница небольшая, а цена демократичная.
Что насчет качества? Впрочем, не будем спешить с выводами...
После подписывания банок и чеков наступал самый интересный этап — проверка буквенно-цифрового кода по базе данных и установление организации или ФИО предпринимателя, которые получили акцизные марки (подчеркнем, выдаваемые зачастую импортерам продукции). Как говорится, выводы делайте сами...
Итак, вносим данные, которые указаны в акцизе банки Elf, купленной первой на рынке в Малиновке. Секунда — и на экране высвечивается ООО «Город масел»... Вот так встреча! Отметим, что между рассмотрением апелляции в областном суде и нашей покупкой прошло более месяца.
И если бы это была случайность! При проверке акциза еще одной канистры Elf система вновь выдала название «старого знакомого».
Любопытно, что еще один акциз, размещенный на канистре французского производителя масел, был выдан ИП Рунцо, также фигурировавшему в судебных материалах.
Данные на четвертой банке Elf вывели нас на организацию с названием «Белтехноойл», на сайте которой указано, что она является «официальным представителем торговых марок „Волга-Ойл“, „Sintec“, „Sibiria“».
Оставалось сравнить получившийся список с данными на сайте производителя французского масла, где указаны поставщики. А там... ни одного совпадения! Лишь короткий список из трех официальных импортеров для Беларуси: «БелОилгрупп», ЗАО «Комплексснаб» (более известно как «ПС Авто Групп») и «Еврозапчасть» (бренд — «Армтек»).
Понятное дело, это пока ни о чем не говорит. Возможно, качественная продукция попала в торговую сеть Минска другими способами — например, через сеть посредников. Хотя в целом такой результат должен насторожить...
Второй партией стала продукция GM — в качестве объекта расследования мы выбрали масло dexos2. Эти канистры тоже не пришлось долго искать, да и стоили они недорого — от 10 до 13 рублей за литровую банку.
Проверка по базе данных показала, что владельцами акцизов, размещенных на приобретенных нами банках GM, числятся все тот же ИП Рунцо Юрий Александрович, а также Михалюк Никита Михайлович. В двух случаях система указала, что акцизополучателями являются ЧТУП «АвтоКиликия» (запрос в Google выводит на сайт с автохимией, аккумуляторами и пр.) и «АН Трейдерс» (сайта не нашли, лишь данные о регистрации, УНП и т. д.).
С проверкой поставщиков брендированных масел (в нашем случае — GM) могут возникнуть сложности — на сайте производителя мы не обнаружили списка импортеров в РБ. С другой стороны, очевидно, что ими являются дилеры соответствующей марки автомобилей. В данном случае — Opel и Chevrolet (в Беларуси это компания «МультиМоторс»).
А вот с Total вышли трудности. Нет, найти это масло также не проблема. Однако только позже мы поняли, что приобрели не совсем то, что планировали изначально! Требовался Quartz 9000 Energy 5W-40. А когда стали сравнивать канистры, выяснили, что нам продавали просто Quartz 9000 5W-40. То ли случайно ввели в заблуждение, то ли умышленно всучили другой продукт.
Заметим, что при покупке мы демонстрировали фотографию нужной канистры.
Как позже пояснили специалисты, эти два продукта схожи по физико-химическим параметрам, но имеют разные допуски. Так, Peugeot рекомендует использование Quartz, но не Quartz Energy, а Mercedes — наоборот. Volkswagen, BMW и Porsche признают оба вида масла.
В общем, решили соблюдать чистоту эксперимента и исследовать только один продукт — Total Quartz 9000 5W-40, литровая банка которого стоила от 13 до 16 рублей.
Проверка по акцизу выявила организацию «Белтехноойл», а также предпринимателей Дудкину Тамару Станиславовну и вновь Рунцо Юрия Александровича.
Однако в этот раз было отличие. Импортером одной из канистр значился «БелОилгрупп», который указан на сайте Total как поставщик данного масла в Беларусь. Кроме него в числе тех, кто может официально завозить масла Total, указаны ЗАО «Комплексснаб» (более известно как «ПС Авто групп») и компания «Еврозапчасть» (бренд — «Армтек»).
Если нам попадалась продукция официальных поставщиков (таких канистр было несколько), то мы не включали ее в исследование — сомневаться в качестве не приходилось. Однако банку Total от «БелОилгрупп» решили передать для экспертизы в качестве исключения — так сказать, для сравнения (и результат был предсказуемым — оригинал!).
Наибольшие сложности возникли с закупкой Mobil 1 ESP Formula 5W-30, официальным поставщиком которого в Беларусь (судя по сайту производителя) является только ОДО «Гамма плюс». Во-первых, нам решили продать совсем другой Mobil (Super 3000 X1 Formula FE), мотивируя тем, будто у нас старая упаковка. Позже специалисты прокомментировали: «Все наоборот. Вам предложили более дешевое масло, которое выпускается давно».
Во-вторых, возник такой же нюанс, как в случае с Total. На некоторых канистрах имелось обозначение ESP, на остальных — ESP Formula. Разница вроде бы небольшая, но мы решили придерживаться единообразия.
Этот вид масла оказался самым дорогим. В одной из точек, расположенной в торговом центре на ул. Тимирязева, нам продали канистру за 28 рублей. Что особенно примечательно — на банке не было акциза. То есть проверить, кто в реальности является поставщиком, невозможно.
По соседству приобрели такую же банку за 22 рубля, правда с акцизом. Быстрая проверка показала, что марка была получена ООО «Город масел».
А в другом торговом центре (на ул. Уборевича) нам, напротив, предложили скидку — у одной из канистр лопнуло кольцо крышки. На самом деле лишь слегка отошло: «Отдадим за 15 рублей». Нам такая дешевизна показалась подозрительной, и мы не преминули приобрести «уценку». Акциз же привел к ООО «ДоронЗапчасть», о котором также не так много информации в интернете.
Не знаем, в курсе ли продавцы на рынках и в торговых центрах, что именно они реализуют. Возможно, они просто не вникают в нюансы. Впрочем, есть и другое мнение.
Встречаются ли честные продавцы? Однозначно да! И они активно проводят просветительскую работу среди покупателей. Одного из таких продавцов мы повстречали на открытом рынке в Малиновке. Мужчина, проявив инициативу, прочел целую лекцию о том, как распознать подделку.
— Посчитайте, сколько значков (логотипов автомобильных марок. — Прим. Onliner) на банке, — в наших руках продавец увидел банку масла для VAG'овских моторов, взятую для прикрытия. — Их должно быть пять! А на контрафактных канистрах четыре — при подделке забыли указать Seat. На задней этикетке есть надпись «Росстандарт» внизу? Нет? Тогда нормально. Значит, и цена была выше. Чтобы вы знали — 5-литровая канистра такого масла стоит в Смоленске $10, а в Беларуси — $20.
«Вы получаете банку Total, а не масло Total. Понимаете разницу?»
С еще одним хорошим человеком, который решил просветить несведущих покупателей, мы столкнулись в одном из торговых центров. Он бойко стал объяснять метод, который мы сами использовали для установления поставщиков:
— Часто встречаются подделки. Вот вы не задумывались, почему такие разбежки в цене?.. Продавцы бьют себя в грудь, демонстрируют сертификаты, а толку? Люди рассчитывают на Mobil, но получают очищенную отработку. Убивают двигатель и потом чешут голову: как так?
По словам специалистов, подделывают все популярные масла, особенно оригинальные — например, GM, Toyota, BMW и др. Однако ни один бренд не может быть застрахован от подделок. Просто одни производители на нашем рынке пострадали в большей степени, другие — в меньшей. Как говорят наши собеседники, в Беларуси они не сталкивались с подделками масел Comma, Areol, Zic, «Лукойл», Eneos, Mannol, Fuchs Titan и Naftan.
А может, до них просто не добрались?
Когда мы в спокойной обстановке стали сравнивать канистры, этикетки и наклейки, то с трудом смогли найти различия. Например, поставив две банки Elf рядом друг с другом, можно заметить, что у эталонного образца лицевая этикетка имеет слегка синеватый оттенок, а у остальных цвет варьируется от сиреневого до фиолетового. Но разве это существенный отличительный признак? Может, наклейка просто выгорела на солнце?
У банок GM dexos2 слегка отличается ободок крышки, у Mobil ESP Formula — также оттенок лицевой этикетки, у Total Quartz 9000 — межбуквенный интервал и шрифты.
Одним из признаков оригинальной канистры может быть характерный след заводской выштамповки. Но опять-таки на банках некоторых производителей его вовсе нет.
В любом случае все это очень тонкие нюансы, которые неочевидны даже при скрупулезном сравнении двух одинаковых с виду канистр. Рынок фальсификатов мгновенно реагирует на изменения, выпуская новые партии идентичных банок с исправленными «ошибками».
А еще здорово сбивает то, что сами производители моторных масел не всегда должным образом информируют покупателей о смене упаковки, этикетки и степеней защиты. Случается, люди просто не в курсе, что это не подделка, а просто новое оформление.
Около двух десятков купленных нами образцов моторных масел были переданы в Государственный комитет судебных экспертиз, в котором имеются сертифицированные приборы и компетентные специалисты. Экспертам предстояло провести сравнительный анализ и сделать главный вывод — соответствует ли купленное масло эталонам или нет.
Не будем томить: результат оказался весьма тревожным. В ближайшее время мы подробно расскажем о выводах экспертов относительно каждой из четырех партий масел, подвергнутых исследованию.
Говоря про необходимость очистки рынка от контрафакта, опасного для двигателей автомобилей, Onliner призывает всех участников процесса действовать сообща. Со своей стороны сообщаем: магазины, которые продают моторное масло с помощью нашего каталога, предупреждены о ситуации, им рекомендовано приобретать продукцию только у официальных поставщиков.
Если же вы купили подозрительное масло через каталог Onliner, сообщите, пожалуйста, нам в письме.
Уже на этой стадии очевидно, что в наведении порядка на рынке, кроме официальных поставщиков масел, должны быть заинтересованы автодилеры, производители топлива и сети АЗС. Почему? Одним приходится возиться с неисправностями двигателей и топливной системы, другие получают массу негатива по поводу «замерзшего» дизтоплива (с чего вы решили, что дело не в масле?). Напрашивается создание структуры, включающей специальные лаборатории, которые будут выявлять фальсификаты и информировать компетентные органы.
Продолжение следует...
Благодарим за помощь в проведении расследования компанию «Армтек», которая является официальным поставщиком ряда моторных масел.
Читайте также:
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by