Красная «тройка». Вложили в ВАЗ стоимость современного кроссовера и останавливаться не собираются

640
25 марта 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий

Красная «тройка». Вложили в ВАЗ стоимость современного кроссовера и останавливаться не собираются

В тусовке любителей ретроавтомобилей не принято говорить о вложениях. И так очевидно, что техника в почетном возрасте требует немалых сумм. Однако Александр и его отец Владимир Алексеевич, восстановившие классический ВАЗ-2103, не особо скрывают: «Вложенных средств хватило бы на покупку современного кроссовера от той же Lada». Но новые машины, по мнению мужчин, скучны и бездушны: «Это ведь совсем не то». Ну а «тройка» после реновации уж точно не уступает в привлекательности последним моделям из Тольятти. За два месяца до старта фестиваля «Ретро-Минск» Onliner встретился с владельцами ВАЗа, чтобы узнать историю автомобиля, и выяснить, какой сюрприз они готовят.

Находка

У Александра и Владимира Алексеевича есть уже несколько восстановленных ретрокаров. Особенно они гордятся 21-й «Волгой». А вот «американцев» нет — просто потому, что их не найти. Завозить из-за океана слишком затратно и рискованно. Потому отец и сын сконцентрировались на коллекционировании советской классики. Но и тут не все просто. Найти подходящую машину для проекта — задача посложнее, чем просто купить «бэушный» ВАЗ. По сути, «Жигулей» в стране невероятное множество. Можно найти хотя бы один автомобиль с советским прошлым, обойдя близлежащий квартал. «Но далеко не со всеми можно работать», — говорит Александр.

Проблема в первую очередь с кузовами. Не будем грешить на металл, поставлявшийся для автопрома в Стране Советов, однако до наших дней дожило не так много действительно живых образцов. Минчанам повезло — они нашли как раз то, что нужно. Предыстория «тройки» такова: коллекционеры вышли на молодого человека, продававшего прекрасно сохранившийся ВАЗ. Тот не скрывал, что является перекупщиком. С его слов, дедушка — первый владелец, купивший седан еще в 1974 году, — умер. Его жена решила, что машина ей не нужна, потому согласилась продать. Долгие годы модель стояла в гараже, и состояние ее в итоге оказалось хорошим.

Говорят, «тройка» выделялась среди сотен других предложений о продаже автомобилей Made in USSR. По состоянию техчасти и кузова это был самый лучший вариант из доступных: коррозия отсутствовала, хромированные элементы бамперов, обрамления дверей и оптики сверкали, несмотря на время. Конечно, сколы и царапины не обошли кузов стороной, но те из них, которые дошли до металла, были аккуратно закрашены кисточкой.

Так в распоряжении коллекционеров оказался ВАЗ-2103, выпущенный в 1974 году, то есть спустя два года с момента, когда с конвейера сошел первый образец модели. Заявленный пробег — 120 тысяч километров — можно смело назвать минимальным с учетом 45-летней истории. Машины первых двух лет выпуска можно отличить от более поздних «трешек» по передней панели кузова — если, конечно, деталь не меняли в процессе эксплуатации. У самых первых автомобилей фартук был глухим, то есть без каких-либо дополнительных отверстий под решеткой радиатора. На машинах 1973—1974 годов панель отличалась наличием «терки» — множества мелких вентиляционных отверстий. Более же поздние «тройки» получили две горизонтальные прорези — точно как на Fiat 124S последних лет выпуска. Позже такое же решение применили и на «шестерке». Особенность именно этого экземпляра — наличие родной «терки» нижнего воздухозаборника под решеткой радиатора. Под капотом — рядный 4-цилиндровый почти 80-сильный 1,5-литровый двигатель, работающий в паре с механической 4-ступенчатой коробкой. И, естественно, задний привод. Правда, с тех пор нетронутой в ходе реставрации осталась только одна деталь — кузов.

Первый этап

По большому счету «нетронутым» металл можно назвать с натяжкой. Да, ржавчины не было, однако мастера взяли на себя обязательства создать идеальный экземпляр. Потому после разборки смело приступили к исправлению заводских дефектов и недочетов выштамповок кузовных панелей, к выведению четких линий плоскости. Без шпатлевки и чеканки не обошлось.

В качестве нового цвета был выбран ярко-красный. «Выбрал именно этот оттенок из палитры в 100 вариантов, — вспоминает Александр. — Во-первых, этот цвет по задумке должен привлекать внимание, быть очень заметным. Мы ведь решили сделать машину выходного дня. Во-вторых, именно такого цвета „Лада“ колесила в фильме „Невероятные приключения итальянцев в России“. Чем не эпохальная картина, описывающая (хоть и с прикрасами) начало 1970-х в СССР?»

Вначале коллекционеры окрасили внутренние поверхности кузова (подкапотное пространство, багажник, дверные проемы внутри), потом принялись за внешнюю покраску. Поверх нескольких слоев краски легло три слоя лака, а после полировки — еще два слоя «керамики». Отсюда такой блеск и цветовая насыщенность.

Параллельно велись работы по двигателю. Его ожидал капитальный ремонт. Заменили поршневую группу, все резинки, прокладки. В качестве коробки передач решено было установить «пятиступку» от ВАЗ-2107. Все для того, чтобы в потоке машинка не смотрелась слишком вялой.

Промежуточная готовность

С салоном также поработали. Деревянные вкладки в области панели приборов — «фишка» модели — пребывали в хорошем состоянии. А вот сиденья пришлось перешить. Родной цвет обшивки (бежевый) контрастировал с ярким внешним видом, поэтому было решено изменить цвет салона в тон автомобиля.

Вишенка на торте интерьера — розочка на рычаге коробки передач.

Практически вся ходовая часть, доставшаяся от первого владельца, ушла в утиль. Оказывается, официальный дилер «АвтоВАЗа» до сих пор поставляет и продает детали для машин, выпущенных в 1970-х. Заказ, покупка, установка — и у «тройки» заменены все элементы подвески, карданный вал, выхлопные трубы.

В условиях немалых доработок Владимир Алексеевич и Александр старались сохранить оригинальность модели. Так, например, оставили родные механизмы поднятия боковых стекол, обшивку багажника, элементы интерьера салона. Несмотря на относительное неудобство, не стали устанавливать правое зеркало — ведь автомобиль поставляли только с левым.

Наступило время окончательной сборки. На место вернулись двигатель, все элементы «подкапотки», световые приборы, стекла, хромированные элементы экстерьера, колеса. Финальная корректировка развала и регулировка света проходили на сервисе официального дилера «АвтоВАЗа». Александр вспоминает, что поглядеть на этот процесс сбежалась половина сервисного центра. Было очевидно — успех красной «тройке» гарантирован.

Вернули на место молдинги, прикрепили номера госрегистрации, соответствующие названию модели. Многочисленные хромированные элементы подчеркивают стремительность силуэта и словно удлиняют его визуально, лишая машину эффекта «мыльницы». Даже такая, казалось бы, мелкая деталь, как повторитель поворотника, на ВАЗ-2103 выполнена очень необычно и тоже всячески подчеркивает динамичность своей ромбовидной формой. Именно поэтому кажется, что «тройка» едет, даже если она просто стоит на месте.

Спустя около года после старта работ автомобиль был полностью готов к первому выезду. Собственно, в таком состоянии он пребывает и сейчас. Однако это не финал истории его метаморфоз.

Что дальше?

Очевидно, что «тройка» рассчитана на поездки в теплое время года, солнечную погоду. А летом сложно удержаться от поездок на природу, желательно с палаткой. Коллекционеры обнаружили в продаже прицеп «Скиф М-2», который раскладывается в палатку на пять мест. По утверждению Александра, он простоял в гараже с 1989 года и ни разу не использовался. Вновь закипела работа — нужно привести облик прицепа в соответствие со стилизацией красного ВАЗа.

Параллельно мужчины воплощают в жизнь еще более уникальный проект. Они задумали установить в красную «тройку» АКПП. Известно, что в свое время ВАЗ-2103 выпускались и в такой комплектации — естественно, на экспорт. Поставили ровно 100 таких моделей. Причем саму коробку устанавливали не в СССР, этим занимались непосредственно западноевропейские дилеры. В качестве «автомата» фигурировал 3L30 производства General Motors (собирался во Франции, в городе Страсбурге). Найти такую машину практически нереально. Однако минчане придумали способ воплотить свою задумку — решили установить автоматическую коробку от ВАЗ-2105. Таких было собрано значительно больше — около 1200 штук, и в Беларуси как раз нашлась одна из них. Коллекционеры выкупили весь автомобиль, чтобы использовать его в качестве донора. Сейчас идет работа над внедрением механизма в «тройку».


Увидеть красный ВАЗ-2103 вживую можно будет во время фестиваля «Ретро-Минск», который пройдет 17—19 мая в столице.

другой, хетчбэк, бензин 1.6 л, механика, передний привод
2990$ / 2688€
зеленый, внедорожник, бензин 1.7 л, механика, полный привод
3000$ / 2697€
красный, хетчбэк, бензин 1.3 л, механика, передний привод
500$ / 449€
Автобарахолка
мобильное приложение

Читайте также:

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Тарналицкий