Спецпроект

Стоит как два бюджетника, потребляет в пять раз меньше. Зачем минской пиццерии крошечный электромобиль

513
11 апреля 2019 в 8:00
Автор: Евгения Штейн. Фото: Максим Малиновский
Спецпроект

Стоит как два бюджетника, потребляет в пять раз меньше. Зачем минской пиццерии крошечный электромобиль

Если вы до сих пор не видели эту машину на улицах Минска, то самое время познакомиться: перед вами Renault Twizy, пришелец из будущего, в котором мы живем. Не так давно президент освободил владельцев электромобилей от уплаты дорожного сбора, и в наших краях стало на один электрокар больше. Владельцы минской пиццерии решили провести эксперимент и понаблюдать за тем, сколько денег на бензине, пошлинах и обслуживании сэкономит крошечный Renault Twizy, который, несмотря на свой эфемерный вид и простейшую начинку, стоит вдвое больше бюджетников от той же корпорации Renault. В партнерстве с компанией «БелТрансСпутник» Onliner разбирается в плюсах и минусах малыша Twizy и пытается понять, придет ли в Беларусь светлое электрокарное будущее.

Навигация по тексту

Что за птица — Renault Twizy

Twizy приехал в Минск в феврале. Месяц ушел на оклейку и брендирование электрокара, а также постановку на учет. Пожилой инспектор ГАИ был ошарашен увиденным: «Ого! А это не гибрид?» — «Нет, он полностью имеет электрический ход». — «О-о-о! Пойду позвоню спрошу, как это на учет поставить».

По техпаспорту Twizy проходит как квадрицикл (не путать с квадроциклом, на котором принято гонять по пересеченной местности). Максимальная скорость автомобиля — 80 км/ч. В потоке не теряется, не «тошнит», не мешает дорожному движению традиционных бензиновых крепышей.

Машина заряжается от обычной розетки 220В с помощью трехметрового шнура, который достается у нее из-под капота. Розетка установлена в фасаде ресторана на парковке прямо под камерой наблюдения, где ночует Twizy.

За 3,5 часа Twizy полностью заряжается с нуля. Согласно паспорту полного заряда аккумулятора должно хватить на 100 км, но пиццерия начала эксплуатировать электрокар с начала марта, температура воздуха пока прохладная, и больше 70 км за один заряд она не проезжает. Однако чем теплее на улице, тем больший запас хода показывает индикатор заряда аккумулятора, так что, вероятно, к лету ситуация изменится.

Начинка автомобиля предельно проста. Коробка имеет переднюю, заднюю и нейтральную передачи, есть датчик заряда батареи, как в смартфоне. Только заряд демонстрируется не в процентах, а в километраже, который машина способна проехать без подзарядки. Еще в автомобиле два гудка: громкий и ненавязчивый, чтоб пешеходов не пугать. Вот и все примочки.

Салон двухместный: спереди — кресло водителя, сзади остается место для довольно стройного пассажира или небольшого багажа. Ремень безопасности в Twizy захватывает водителя крест-накрест, мотор во время движения гудит, как троллейбус. Пока едешь по довольно гладким минским дорогам, ощущается каждая трещина на асфальте. В далеко не герметичные окна задувает холодный апрельский ветер. К концу 15-минутной поездки успеваешь соскучиться по теплу.

Для того чтобы водить в наших краях Renault Twizy, которая развивает скорость до 80 км/ч, нужны права категории В. Во многих европейских странах хватило бы прав на мотоцикл. Есть версии Twizy с максимальной скоростью 45 км/ч — они расцениваются как мопед, поэтому для их вождения достаточно прав категории АМ.

Какие у нее преимущества и недостатки

Эта машина появилась в арсенале пиццерии не только ради рекламы, которая, будучи размещенной на кузове авто, доставляющего пиццу, обращает на себя внимание прохожих и автомобилистов, но и для эксперимента: в пиццерии хотят понять, сколько денег на потреблении и обслуживании сможет сэкономить такой электрокар, покроет ли эта экономия расходы на его покупку.

В Испании, где Twizy съезжает с конвейера, его можно купить за 7000 евро, в России он стоит все $15 000, и это — в базовой комплектации, которая не предполагает, например, наличия боковых стекол. Их пришлось заказывать за отдельную и немаленькую сумму.

— Renault Twizy — один из самых дешевых электромобилей, поэтому для эксперимента мы выбрали его, — говорит Дмитрий Сергеенков, начальник транспортного отдела минской сети пиццерий. — В течение двух-трех месяцев мы собираемся провести все замеры: узнать, на сколько хватает запаса хода, как он заряжается, и решить, стоит ли связываться с такими электрокарами. В теории Twizy должен оказаться дешевле обычных бензиновых автомобилей по сумме затрат на потребление и эксплуатацию. Ведь легковая машина потребляет 7—8 литров бензина за 100 км, а Twizy, при грубых подсчетах, если конвертировать стоимость потребленного электричества в бензин, всего 1,5 литра на 100 км. Утильсбор при ввозе платить не нужно, дорожный сбор — тоже (по указу электромобили от него освобождены). Но при этом стоит Twizy вдвое дороже какого-нибудь бюджетника — например, Renault Sandero или Logan.

Первого февраля Twizy приехал в Минск из Питера, а первого марта доставил первую пиццу. По предварительной договоренности с российским дилером минский сервисный центр Renault готов обслуживать эту модель по гарантии, однако специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, в Беларуси немного, так что нюансы наверняка будут. Основную ставку пиццерия делает на то, что Twizy в принципе не нужно обслуживать: здесь нет ни масла, ни фильтров, ни приводных ремней, да и ломаться практически нечему.

Это были достоинства. Но и недостатков у модели хватает, особенно в нашем климате: по паспорту автомобиля полный заряд аккумулятора должен обеспечить 100 км хода, но сейчас, в межсезонье, его хватает лишь на 70 км, и приходится заряжать автомобиль дважды в день.

—Когда заканчивается заряд, мощность снижается, и автомобиль начинает вяло реагировать на манипуляции с педалью газа: ты ее втапливаешь, а машина не разгоняется, — рассказывает курьер, которому выпало ездить на Twizy. — Конечно, такая ситуация не должна застать водителя врасплох, если он следит за зарядом аккумулятора. Несмотря на то, что паспортом заявлен запас хода 100 км, в обед я ставлю Twizy на зарядку и временно пересаживаюсь на обычный автомобиль или велосипед. Возможно, летом, когда на улице станет теплее, аккумулятор начнет работать в штатном режиме и выдавать не 70, а все 100 км за один заряд.

Если столбик термометра опускается ниже нуля, в автомобиле резко снижается запас хода. Поэтому эксплуатировать Twizy в холодное время года почти невозможно. Кроме того, стекла не полностью закрывают салон от потоков воздуха, и курьеру внутри будет крайне некомфортно.

Как пиццерия анализирует экономичность Twizy и других автомобилей гаража

Для того чтобы анализировать работу Twizy и других автомобилей в своем арсенале, пиццерия заказала систему спутникового GPS-мониторинга транспорта. Конкретно в Twizy пришлось установить отдельный диагностический разъем, чтобы присоединить GPS-датчик, не нарушая конструктив автомобиля.

С помощью системы GPS-мониторинга пиццерия в автоматическом режиме отслеживает все передвижения автомобилей. Например, Twizy за вчерашний день проехал 40 км со средней скоростью 17 км/ч, развез примерно пять заказов и находился в движении около двух часов. Пока электрокар не эксплуатируют на полную катушку.

С помощью этой же системы пиццерия отслеживает затраты на бензин, которым заправляются остальные курьерские автомобили, и может на практике, а не в теории проанализировать экономичность Twizy. А еще спутниковая система помогает избежать угона, ведь все курьерские машины ночуют на открытой стоянке перед рестораном.

— Twizy — довольно броская машина, залезть внутрь проще простого, и поскольку мы храним ее на наружной парковке, то должны надежно защитить от угона, — говорит Дмитрий, начальник транспортного отдела. — Во-первых, она ночует прямо под камерой наблюдения, а во-вторых, у нас настроены уведомления от спутниковой системы GPS-мониторинга. Если какой-то из автомобилей покидает пределы стоянки в нерабочее время — уведомление приходит на мой телефон. Это касается всех машин, не только Twizy, но ею мы особенно дорожим, ведь этот малыш стоит вдвое дороже обычного бюджетника.

Пиццерия пользуется статистической отчетностью и для того, чтобы отслеживать водителей с агрессивным поведением на дорогах. За превышение на 10 км/ч водителю начисляется 10 штрафных баллов, на 20 км/ч — все 100.

— Мы обращаем внимание на агрессивную езду, потому что заинтересованы в бережной эксплуатации автомобилей, снижении расхода топлива. Поэтому регулярно выгружаем отчетность об агрессивном поведении на дорогах и доводим ее на совещаниях до руководства. Но поскольку водителей больше, чем автомобилей, одного трекера недостаточно, чтобы определить, кто за рулем. Чтобы анализировать работу кадров в автоматическом режиме, мы обкатываем в Витебске программу чекина. Занимая место в водительском кресле, курьер должен зачекиниться с помощью специального приложения. Тогда и мы, и он сам сможет ознакомиться со статистикой и проанализировать свое поведение на дороге, — объясняет начальник транспортного отдела.

Если не считать Renault Twizy, в арсенале пиццерии есть три модели автомобилей: Renault Sandero, Renault Logan и Lada Granta, затраты на обслуживание и расход топлива которых тоже сравниваются между собой с помощью системы GPS-мониторинга, чтобы выявить самую экономичную и неприхотливую модель.

Всего в минском гараже сети Dominos около 130 автомобилей, но есть еще велосипеды и мопеды, которые тоже используются для доставки еды. Пиццерия стимулирует курьеров к доставке пиццы на велосипеде или пешим способом: за такую доставку курьер получает вдвое больше, чем за доставку на авто (1 рубль за доставку на авто, 2 рубля за вело- или пешую доставку, 1,5 рубля за доставку на скутере), потому что это позволяет сети сэкономить затраты на топливо и обслуживание автомобилей. Электрокары — следующий шаг в том же направлении.


Все автомобили сети используют систему спутникового контроля транспорта  «БелТрансСпутник».

Система может помочь сократить расходы транспортных компаний на 15—40% за счет считывания с двигателя точного расхода топлива, выявления подлинного пробега и оптимального выстраивания маршрута с учетом пробок.

«БелТрансСпутник» оценивает экономичность езды, составляет рейтинг водителей и указывает на конкретные ошибки в управлении авто.

Доступ к системе: 17,5 рубля/авто/месяц + НДС.

Звоните: 8 (017) 284-05-09.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЧУП «БелТрансСпутник», УНП 190604746.

Читайте также:

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Евгения Штейн. Фото: Максим Малиновский