The best of АЗС. Новая битва заправок — «Газпромнефть» vs «Лукойл»
31 895
496
04 июня 2019 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев, Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский
The best of АЗС. Новая битва заправок — «Газпромнефть» vs «Лукойл»

Третий раунд сражения за звание лучшей сети АЗС открыт. На этом этапе проекта мы посещаем станции в формате тайного гостя с описанием всех плюсов и минусов и примерами общения персонала с рядовым клиентом. Нам говорят, что бензин не приносит денег, а заработок идет только от продажи сопутствующих товаров — но кое-где и купить-то нечего. Нам говорят о битве за лояльность — но порой в общении с покупателями проскакивают язвительные фразы. Так что сравнение пользователи Onliner могут провести не только исходя из личных предпочтений. Как и прежде, победителя битвы определяет голосование.

Стоит понимать, что данное сравнение субъективно. Некоторые сети АЗС имеют гораздо больше заправок, чем их конкуренты, но и сравнительно небольшие компании успели заслужить лояльность среди автомобилистов. Одни выигрывают за счет удобного расположения, других обязывают разместить станцию в не самом популярном месте. Различий в бизнесе масса, однако для клиента они не имеют особого значения. Главное для водителя — остаться довольным.

«Газпромнефть». Передовая АЗС на ул. Матусевича

Тем, кто нередко выезжает за границу на машине, наверняка известна заправка у Берестовицы — та, что по дороге на Белосток. Именно ее называют самой продвинутой в сети. Минская станция ее догоняет. Известно, что когда-то в этом месте на ул. Матусевича топливо продавала другая компания. Однако «Газпромнефть» перекупила здание и устроила ребрендинг. С недавних пор АЗС стала фактически круглосуточным тусовочным местом на пути от Каменной Горки к центру. До того как микрорайон был плотно застроен, а проезжая часть улицы не была расширена (в 2015 году), Матусевича не воспринималась как полноценная магистраль, дублирующая ул. Притыцкого. И тогда особой популярностью заправка на этом участке не пользовалась. Четыре года назад все изменилось довольно резко, и, надо сказать, «Газпромнефть» вовремя сыграла на этих изменениях.

Заезд — только с одной стороны улицы (по направлению ко второму транспортному кольцу). Из-за разделительной полосы у встречного потока нет возможности попасть на территорию, просто повернув налево. Приходится разворачиваться на ближайшем перекрестке. Движение по территории самой АЗС несколько хаотичное: одни едут направо — к колонкам, другие прямо — на мойку или ко входу в кафе, третьи еще дальше — в сторону газовой заправки. Попасть иным способом на АГЗС «Мингаза» невозможно.

Сразу у въезда находится парковка на шесть машино-мест, включая одно для инвалидов. Правда, почти все они огорожены непонятного вида цепью и служат, судя по всему, местом хранения арендных прицепов. Прицепы, конечно, это хорошо, но отсутствие полноценной стоянки никуда не годится. В итоге водители паркуются вдоль проезжей части и у заборчика, отграничивающего пространство проезжей части от веранды местного кафе. Из бонусов — стенд для подкачки шин, стекломой. Зарядки для электротранспорта мы не заметили.

Дизайн здания выдержан в стиле логотипа — превалируют синий и белый цвета. Не изменяет брендбуку и мойка в торце заправки. Изредка встречается оранжевый. Из многочисленной рекламы можно понять, что это цвет бренда G-Drive, под которым выпускается специальное топливо с различными присадками, способствующими очищению ДВС, улучшению динамических характеристик (опять же, если верить рекламе). Судя по всему, на станциях других сетей этот вид бензина купить невозможно.

Нам «повезло» оказаться на АЗС в момент, когда произошел сбой в базе данных — на въезде установили знак, одновременно запрещающий проезд и приносящий извинения. Успел образоваться затор, а вот у колонок стало совсем пусто. 98-го бензина нет, зато есть 95-й с улучшенной формулой G-Drive.

Стоит напомнить, что «Газпромнефть» ввела возможность постоплаты еще в 2013 году. Представители компании объявляли, что так удобнее для клиентов. Хотя нельзя исключать и коммерческую выгоду. Вероятно, при таком способе расчета водитель больше времени проводит не у колонки, а в помещении станции. А следовательно, может купить что-нибудь, ожидая окончания заправки. Правда, у компании появляется должность заправщика.

Но сюда приезжают не только за топливом и «сопуткой». Кофе и вкусняшки привлекают также тех, у кого залит полный бак. Видимо, внутри здания не хватает места для всех желающих — поставили террасу с навесом. В качестве перекуса предлагают множество продуктов: от хот-догов до чизкейков и выпечки. Посуда — одноразовая. За беспрерывные поставки кофе отвечают две машины.

Из специфического оборудования можно заметить бокс для зарядки гаджетов и эксклюзив — аппарат по продаже цветов. В углу зала под вывеской «Банкомат» его самого не найти — там разместилась точка страховой компании.

Во время тайного визита персонал вел себя образцово: помогли разобраться с кофемашиной, предложили чего-нибудь сладенького в придачу. Даже ответили на вопрос по поводу отличий спецтоплива от обыкновенного, напомнили о наличии Wi-Fi. Но чуть позже благоприятное впечатление испортил обвал базы данных.

За все оставшееся время нашего пребывания на станции сбой так и не удалось исправить. Сотрудники заметили, что на это уйдет не менее часа. В таких условиях нельзя не только заправиться, но и купить хоть что-нибудь перекусить в ожидании — кассы не работают. Приходится ехать дальше.

«Газпромнефть». Рядовая станция на ул. Пономаренко

И в данном случае на месте, где сейчас можно видеть логотипы «Газпромнефти», пару лет назад стояла АЗС другого бренда. Улица Пономаренко пока не славится особой загруженностью, несмотря на то, что соединяет МКАД со вторым и первым кольцом. Однако в ближайшие пять лет ситуация может измениться — параллельно ей пройдет линия скоростного трамвая. Хотя вряд ли представители компании знали о таких планах градостроителей.

В любом случае станция не рассчитана на большой поток посетителей. Например, остановиться здесь попросту негде. Легальные парковочные места с утра заняты транспортом работников местной мойки, СТО и пиццерии. Посетители вынуждены бросать машины в узких проездах либо у края проезжей части.

Примечательно, что напротив АЗС к проезжей части прилегает вполне себе полноценная парковка. Однако все машино-места на ней огорожены столбиками с запирающими устройствами.

Кому удалось оградить территорию? С этим вопросом мы обратились к оператору станции.

— Подскажите, чья это парковка?

— Не знаю, это арендная заправка.

— Что это значит?

— А то и значит — мы занимаем арендное помещение.

— А-а, понятно.

— А-а? Ага!

Тон молодого человека слегка обескуражил — уж слишком отличался он от позитива, который несли девушки на АЗС на ул. Матусевича. Потому мы решили слегка осмотреться. Довольно непривычно выглядят колонки старого образца — с одним видом топлива на каждую. Постоплата здесь, судя по всему, не действует. Но об автомобилистах все же позаботились — предусмотрены бумажные полотенца и мусорки. Один пункт оплаты по системе Berlio, пара огнетушителей и емкостей с песком да реклама G-Drive — собственно, это все, что заслуживает упоминания.

Отдельно хочется отметить, что у заправки нет собственного туалета. Дверь с надписью WC расположена между зданием станции и соседним кафе-пиццерией. В день нашего визита помещение было закрыто «по техническим причинам».

Надпись на здании АЗС указывает, что здесь расположен магазин. Хотя на самом деле то небольшое помещение, которое отдано под торговлю, сложно назвать полноценным магазином. Места настолько мало, что два человека с трудом разминаются в проходе между полок. Дождавшись своей очереди, мы попросили банку энергетика. «И все?» — удивился все тот же оператор.

У парня явно не задался день, поэтому мы решили не доставать его расспросами о пылесосе, подкачке шин и клиентоориентированности, а просто присесть. В маленьком помещении, где все стены заставлены товарами, все-таки нашлось место для барной стойки и кофейного уголка. В целом бело-синий стиль бренда с вкраплениями оранжевого в этой комнатке удалось сохранить. Однако из-за слишком малой площади смотрится интерьер неоднородно. С чувством некой стесненности покидаем АЗС.

«Лукойл» на трассе М7, Сморгонский район

«Лукойл Белоруссия» — такое официальное название имеет подразделение известной нефтяной компании, которое занимается непосредственно сбытом нефтепродуктов на розничном рынке Беларуси. Если верить информации на официальном сайте, то в республике действуют 83 АЗС сети. Но есть одна особенность: заправки в городской черте, особенно не самые большие, и станции на трассах могут иметь существенные отличия. Не в программах лояльности или униформе операторов, а в общей концепции, в ориентации на целевого клиента.

Для чистоты эксперимента мы отправились за город, в направлении литовской границы. В Сморгонском районе, прилепившись к трассе М7 (Минск — Ошмяны — граница Литвы), находится относительно новая АЗС «Лукойл» №58 — туда и заехал тайный гость.

Снаружи

Заправка расположена чуть в стороне от трассы, но ее хорошо видно при движении в сторону границы. На территории аккуратно размечены места для парковки фур — дальнобойщиков с их топливными баками необъятных размеров здесь, конечно же, ждут. И место поэтому можно назвать удачным: впереди граница, одна из последних возможностей заправиться под завязку все еще относительно дешевым белорусским топливом.

Две из четырех топливораздаточных колонок наливают только ДТ — они для грузовиков. На остальных колонках сразу пять пистолетов — непривычное разнообразие: в дополнение к традиционным видам топлива есть еще «Экто Дизель» и «Экто 100», «сотый бензин». И то, и другое — фирменное топливо, производитель во всевозможных рекламных брошюрах заверяет в его революционной эффективности.

Операторы на кассах, к слову, не навязчивы в этом вопросе. Они, конечно же, начинают нахваливать фирменное топливо, если предоставляется случай, но здесь особо не промывают мозги водителю, который заехал залить полный бак и морально не готов к экспериментам в дальней поездке. На заправках говорят так: «Такое топливо берут те, кто его „распробовал”. Или же по совету хорошего знакомого».

На этом все. Электрозаправки нет, газа тоже.

«Лукойл» не предлагает дополнительных сервисов вроде прицепов напрокат, да и вряд ли кто-то сюда поедет за ними — все-таки заправка находится далековато от населенных пунктов. Зато стандартные услуги вроде подкачки шин — это пожалуйста.

На самой колонке размещено напоминание о том, что нужно высунуть пистолет из горловины бака. Имеется также напечатанная мелким шрифтом инструкция о правилах пользования заправочным оборудованием. Рядом огнетушитель, ведро и швабра — в целом, все как и везде. Нам мыть стекла не обязательно — моросит дождь. Так что пойдем греться внутрь.

И вот по дороге обращаем внимание на вполне существенный «косяк». Дело в том, что навес, то есть крыша, обустроен непосредственно над топливораздаточными колонками. И защищенного от осадков перехода в здание нет — сэкономили. В результате водитель не вымокнет, пока будет заправлять машину, но по дороге к кассе в плохую погоду остаться сухим не сможет. С одной стороны, ничего страшного — будет повод купить горячий кофе. Но если говорить без шуток, то это выглядит как работа, сделанная наполовину. Не хочет человек мокнуть под дождем. Очевидно, что понадобится зайти внутрь, так почему бы не обеспечить комфортные условия?

С такими мыслями перебегаем фронтовую полосу дождя и оказываемся в освещенном помещении.

Внутри

Здесь вполне уютно и немноголюдно. Операторы скучающе смотрят на нас: «Хотите, может быть, чай или кофе?» Обязательно хотим: эспрессо и чего-нибудь перекусить. Вы обращали внимание, что на АЗС в эспрессо всегда слишком много воды? И оператор еще предупреждающим тоном шепчет: «Учтите, он совсем горький».

Кофе, конечно, из автомата, а вот стаканчик следует получить на кассе. На пустой АЗС это выглядит как-то странно. Неужели если оставить стаканчики возле кофемашины, кто-то стащит себе три глотка американо? Это мелочи, конечно. Схема такая: берешь стаканчик, наливаешь себе кофе, потом идешь с этим кофе обратно, чтобы объяснить, хочешь ли ты хот-дог с фирменным соусом или только с кетчупом и майонезом. Тем временем мужчина, который делает этот самый хот-дог, вполне приветлив: рассказывает, как будет повкуснее и на что еще следует обратить внимание.

— А вот эта акция — как она работает? спрашивает тайный гость, разглядывая брошюру у кассы.

— А она уже не работает — срок действия закончился.

Ладно, нет так нет. Дайте хоть чизкейк — дорога дальняя. Кстати, чизкейк оказался очень даже ничего, а может, просто ожидания были невысокими.

К слову, на заправке есть автомат для супов — видели такой когда-нибудь? Только он не работает. Наверное, оказалась невостребованной диковинная штука.

Во время импровизированного завтрака разглядываем АЗС изнутри. Стеллажи заставлены привычной всячиной: моторные масла, стеклоочистители. «Лукойл» многое выпускает под собственным брендом: брать или не брать — как хотите, но выглядит солидно. Набор продовольственных товаров такой же, как и везде: чипсы, орешки, шоколад. Есть холодильники с пивом, в противовес им — холодильничек с молочной и мясной продукцией. Что выберете? Табак находится за спиной у кассира, за непроницаемой перегородкой «18+».

На заправке есть Wi-Fi, что также весьма актуально на трассе. Имеются туалет и душ. В туалете чисто, хотя не было полотенец для рук. Это всегда выглядит как маленькое предательство: сполоснул лицо и что дальше? Под сушилку же не залезешь. Бежать к унитазу за туалетной бумагой?

Рядом с проходом к туалетам в глаза бросается информационная табличка «Банкомат». Под ней есть розетка и место для денежного аппарата, а вот его самого нет. Куда же он подевался?

— Да банк сказал, что нет им смысла возить сюда деньги постоянно, вот и нет банкомата, — разводят руками операторы.

А вот зря, кажется. Где же людям еще снимать наличные? До ближайшего города далеко, да и найдется ли в каком-нибудь небольшом населенном пункте банкомат? Заправка сегодня воспринимается как набор сервисов, как место, где можно решить любую возникшую в пути проблему. А вы говорите, смысла нет деньги возить.

«Лукойл» на развязке МКАД и проспекта Дзержинского

Въезжаем в город. Месторасположение АЗС №64 тоже отличное: здесь и кольцевая, и проспект Дзержинского, и выезд на оживленную трассу Р1 (Минск — Дзержинск — подъезд к М1). И рядом же находятся станции конкурентов, а конкуренция, как известно, рождает лидера. Вот и посмотрим.

Снаружи

Было бы очень неплохо, если бы вдобавок к одинаковой униформе сотрудников уделялось время также разработке унифицированной схемы заезда и выезда с заправки. Потому что в каждом частном случае приходится решать новый ребус: где найти въезд, а где — выезд с АЗС, на которой вы прежде не бывали. Как не проворонить поворот, как туда вообще попасть, не нарушив правила? Всегда приходится действовать на ощупь, и никаких стандартов ни в рамках одной сети, ни в целом по стране, очевидно, нет.

Эту заправку компании «Лукойл» мелкой не назовешь. Трафик здесь достаточный, хотя такого расчета на большегрузные автомобили, как в случае с АЗС на трассе, нет. Фуры припаркованы то там, то сям, и в целом создается впечатление некого хаоса, нет четко выделенной парковки для грузовиков там, где они никому не будут мешать. Хотя места предостаточно, просто как-то не организовано все, что ли.

Любопытно, что здесь нет такого многообразия видов топлива, как за городом. В наличии 95-й и 92-й бензин, а также два вида ДТ — свое фирменное и обычное. «Сотого» бензина мы не нашли, хотя, возможно, он где-то прятался. Зато мойка, автомат для подкачки шин и автопылесос никуда не прячутся: вот они — бери, пользуйся.

Возле входа в ассортименте представлены моторные масла и дрова — затаривайся и езжай на шашлыки. Чуть в стороне обустроены места для тех, кто предпочитает пить кофе с видом на АЗС. Антураж — пластиковые стулья и раскладной зонтик.

Кстати, у заправки есть навес до самого входа — хотя бы не вымокнешь под дождем.

И все же остается впечатление, что минчан не балуют интересными решениями по обустройству АЗС, заправки на трассах зачастую выглядят куда современнее. Или, может быть, это горожане такие неприхотливые?

Внутри

Это одна из очень немногих станций, где вход в туалет расположен там, где надо — напротив главных дверей. Входишь внутрь и тут же получаешь ответ на вопрос, который наверняка может интересовать. Это же здорово, не нужно отвлекать оператора банальными расспросами.

Вот только сам туалет (наверняка по нелепой случайности) оказался закрыт. И желающим не оставалось ничего другого, как воспользоваться туалетом для людей с ограниченными возможностями. Там прибрано, установлены необходимые поручни. Индивидуальных бумажных накладок не было, отделение для них пустовало. В остальном придраться сложно: мыло, сушилка для рук, бумажные полотенца — с этим проблем нет.

Зал достаточно просторный. Часть его заставлена столиками — это для тех, кто желает перекусить. Напомним, что плотный обед на АЗС — это то, чем мы будем заниматься в полуфиналах нашего конкурса, вне зависимости от того, какие сети туда попадут по итогам читательского голосования.

Прилавки с продуктами дублируют ассортимент других заправок и магазинов, ничего интересного мы там не нашли: печенье, шоколад, игрушки — все для того, чтобы водитель, войдя внутрь с ребенком, не забыл купить ему то, за что мама потом будет ругать.

Традиционно у дальней стены в засаде поджидают холодильники с прохладительными напитками и пивом, а также молочной продукцией. Судя по объему предложений, пенный напиток пользуется куда большим спросом, чем йогурт с черносливом или злаками.

Напротив — барная стойка, где, кстати, вполне уютно можно выпить традиционный кофе. Есть также Wi-Fi — регистрация через SMS-сообщение.


Голосование

Итак, настало время выбора: на какую заправку вы заедете с бóльшим энтузиазмом? Результаты голосования традиционно объявим через неделю.

Какая сеть заправок, по вашему мнению, лучше?

Чтобы сделать свой выбор, войдите или зарегистрируйтесь
«Газпромнефть»
«Лукойл»

The best of АЗС. Выбираем лучшую заправку по версии читателей Onliner

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев, Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, Максим Малиновский