UPD
28 июня 2019 в 17:47
Источник: Дарья Спевак. Фото: Александр Ружечка

В Минске заработает бесстанционный байкшеринг. Рассматриваем велосипеды и узнаем цены

Источник: Дарья Спевак. Фото: Александр Ружечка

В город доставлена первая тысяча новых велосипедов для круглосуточного проката — всего их будет втрое больше. Следом скоро прибудут 300 электророверов и 250 электросамокатов. Уникальность шеринга «Колобайк» в том, что он работает без стоянок. Покатался и поставил велосипед где угодно, лишь бы он никому не мешал. Рассказываем и показываем, как выглядят новые велосипеды, в чем их особенности и как пользоваться сервисом.

«Инвестор вложил два миллиона долларов»

Директор компании «Колобайк» Вадим Осипчик два года назад вдохновился опытом поляков и китайцев — решил, что пора замутить что-то похожее в Минске. Уверяет: получилось даже лучше.

— Идея возникла в позапрошлом году в Варшаве — взял там велосипед на шеринге, попробовал, прокатился. Но их система мне не понравилась: она стояночная. А в Китае спокойно работает такой же сервис, как мы запускаем сейчас. Там это повсеместно, даже через приложение искать не нужно — велосипеды на улицах повсюду, — говорит он.

 

Вадим рассказывает, что планировали стартовать в апреле. Хотели взять франшизу у китайской компании Mobike. Договорились, но те ориентированы в первую очередь на внутренний рынок — белорусы поняли, что по срокам не успеют.

— Тогда мы сработались еще с тремя компаниями, но они все равно подвели по срокам. Все велосипеды — от китайской Gogobike. Я перебрал очень много вариантов. Gogobike сделала много велосипедов для Норвегии и Мексики. Не поленился и связался с норвежцами — сказали, что велосипеды хорошо выдерживают климат и два года отлично работают.

По словам директора «Колобайк», в Европе сейчас больше сервисов «от станции до станции». Не потому, что это популярнее, а просто европейцы раньше начали. Белорусы, получается, перескакивают эту стадию и сразу делают бесстояночный шеринг. Вадим говорит, что и там уже появляются передовые сервисы.

Например, в Берлине сегодня работают семь компаний шеринга без стоянок.

— Инвестор поверил в этот проект и вложил два миллиона долларов. Как скоро окупятся? По нашим прогнозам, если один велосипед будет задействован хотя бы два часа в день, то через 21 месяц выйдем в ноль. Еще мы собираемся давать рекламу на рамах велосипедов, — говорит Вадим, но инвестора не называет: коммерческая тайна.

Он говорит, что идея нужна столице. «Почему она должна все время отставать? Беларусь — это единственная страна в Европе, где этого сервиса нет», — уточняет Вадим.

— А Мингорисполком что сказал?

— Пока разрешает. Главное, чтобы никому не мешали, в том числе дорожному движению. Но когда пришел с идеей, у меня настороженно спросили: «Так вы что, деньги зарабатывать будете?!» Ну да, говорю... Но чтобы заработать, надо сразу ведь и вложиться.

 

Как это работает и сколько стоит?

Уже 1 июля можно обкатывать велосипеды. Все они — желто-черные. Их видно в любое время суток, сервис ведь будет работать днем и ночью. Колеса велосипедов — светоотражающие, светятся в темноте.

Первые велосипеды поставят у парков и в других популярных местах. Потом локации могут меняться — в зависимости от спроса, который отслеживает специальная программа.

Воспользоваться новым шерингом очень просто: нужен только смартфон с привязанной банковской картой. На каждом велосипеде — свой QR-код. Сканируешь, «умный» замок снимается сам — поездка начинается. Покатался, поставил велосипед на подножку (там, где он никому не мешает), нажал специальный ручничок до щелчка — после этого должно быть два пика. Велосипед снят с аренды. Приложение будет доступно на Android и iOS. Наглядная инструкция — в нашем видео.

Прокат велосипеда обойдется в один рубль за полчаса. Сначала списываются деньги, потом можно кататься 30 минут.

В «Колобайк» учли и важные мелочи: на каждом велосипеде есть универсальный держатель для смартфона, а в корзинках — отдел для бутылки воды.

— Это не для того, чтобы люди смотрели кино во время движения, — смеется Вадим. — Полезно для навигации, чтобы не останавливаться каждый раз и не смотреть в телефон. А вода — из своего опыта знаю: вечно ее некуда положить.

Пока на велосипедах можно кататься в границах Минска и в пригороде.

Электросамокаты появятся на следующей неделе.

О безопасности, кражах и порче имущества

Вадим говорит, что к минчанам относится с оптимизмом и не думает, что велосипеды начнут массово воровать и портить. К редким случаям компания «Колобайк» готова — даже заложила их в финансовый план.

— Каждый велосипед передает свои координаты по GPS. Мы увидим, если его куда-то увезут или унесут, отследить это легко и быстро. Допустим, кто-то украл велосипед — ну куда его денешь? Таких больше нет нигде, его же не продашь даже.

Рассказал он и об ответственности велошереров. А если собьют пешехода?

— У нас будет страхование на причинение ущерба третьим лицам. Но вообще, в договоре оферты прописано, что человек несет ответственность за свое поведение.

Вадим говорит: как ни старайся — сильно скорость не превысишь. Велосипеды городские, а не спортивные. Тем не менее он советует будущим клиентам быть осторожнее на тротуарах.

Велосипеды будут стоять в городе круглосуточно в сезон, а зимой мастера будут готовить их к следующему сезону.

Велошеринг еще не заработал, а спрос уже есть

Вадим Осипчик говорит, что сети гостиниц и хостелов уже звонят и просят поставить велосипеды возле их объектов — обещают хороший трафик.

— Одна фирма уже попросила 40 велосипедов, чтобы выехать на корпоратив за город. Большой интерес среди студентов. Мне подсказали, что в БГУИРе из одного корпуса в другой они добираются 15 минут и даже поесть не успевают! А если поставить велосипеды, все успеют.

По словам Вадима, минские IT-компании, у которых несколько офисов в городе, тоже хотят для себя велосипеды, чтобы удобнее перемещаться.

— У меня уже спрашивали, можно ли организовать туристические веломаршруты. Будем думать, почему бы и нет?

Дополнено. На 16:30 1 июля байкшеринг так и не заработал. Организатор Вадим Осипчик пока не может назвать конкретную дату запуска — ссылается на то, что китайская сторона не перевела софт «с тестового режима на  „боевой“». Отслеживать актуальные новости и задавать вопросы можно в специальном Telegram-чате.

материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!