Открытая ЧМТ, перелом свода черепа, отек мозга — такие травмы обычно получают в результате автомобильной аварии. Но в данном случае потерпевший мужчина шел по тротуару в Минске и наезд был совершен не на машине, а на велосипеде. «Сразу после операции отец находился в искусственной коме, был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких. Врачи четких прогнозов не давали», — эмоциональное письмо в редакцию прислала дочь пострадавшего. Сейчас решается вопрос об инвалидности, а велосипедист объявлен в розыск, возбуждено уголовное дело.
Все случилось буквально в нескольких десятках метров от дома, где живет 57-летний мужчина, — возле остановки «Чигладзе», что на пр. Пушкина.
— Это был обычный будний день, 21 мая, — вспоминает Елена, дочь потерпевшего. — Отец возвращался с работы. Остановка, на которую прибывает транспорт, находится с одной стороны проспекта, а дом — с другой. В этом месте есть подземный переход, и папа шел через него. Кто бы мог подумать, что это тоже может быть опасным?
«Отец вышел и... Очнулся только в больнице, после операции»
Место происшествия представляет из себя характерную инфраструктуру Минска. На небольшом участке тротуара расположены объекты, так или иначе связанные с перемещениями горожан и, как кажется, плохо увязанные между собой: козырек подземного перехода, лестница, ведущая вглубь жилого квартала, остановочный пункт, рядом велосипедная дорожка...
О белорусском ноу-хау нужно сказать отдельно, так как оно имеет прямое отношение к происшествию. Тротуар разделен на пешеходную и велосипедную часть. За несколько метров до подземного перехода установлен знак, информирующий о конце велодорожки. Стало быть, здесь уже действуют правила как на обычном тротуаре, где приоритет у пешеходов. Но всегда ли велосипедисты воспринимают запрет как сигнал к осторожности и иному ритму движения? На тротуарах такого впечатления не создается.
«Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов» (пункт 148 ПДД).
— Маме позвонили практически сразу, она выбежала из дома в чем была — халате и тапочках. Увидела, что отец сидит в луже крови, — продолжает Елена. — Он находился в замутненном состоянии, на вопросы не отвечал, жаловался на головную боль. Сейчас папа ничего не помнит из этого — только то, что шел домой, а очнулся уже в больнице.
Сначала было предположение, что у пострадавшего просто сотрясение мозга. Мужчина просил отвести его домой. Но врачи скорой настояли на обследовании, хотя казалось, что травма легкая.
— А в итоге оказалось, что у папы эпидуральное кровоизлияние, открытая черепно-мозговая травма, перелом свода черепа, отек мозга, — демонстрирует выписку из больницы Елена.
В больнице скорой медицинской помощи, куда доставили потерпевшего, пациента оперативно отправили на рентген и томографию. Так выяснилось, что срочно требуется операция.
— Позже врачи сказали, что отца доставили вовремя. Еще бы чуть-чуть и... — вздыхает дочь пострадавшего. — Обширная внутричерепная гематома создавала риск для жизни. Операция длилась три с половиной часа. Что мы пережили, передать словами сложно. Сердце бешено билось, я не могла найти себе места. Нам дали телефонный номер, по которому можно было узнать о результатах. Но на звонки некоторое время никто не отвечал. Страх, внутренняя дрожь...
Наконец к родным вышел нейрохирург: «Операция закончена, гематома в голове огромная, его вовремя привезли. Пациент в искусственной коме, на вентиляции легких. Какой он будет после операции — говорить пока рано».
По словам Елены, на третьи сутки отца вывели из состояния искусственной комы, еще пару дней он отходил от наркоза. Постепенно пришел в себя, а уже через две недели после операции мужчину выписали.
— Сейчас нас в большей степени беспокоит его психологическое состояние, — признается девушка. — Фактически у отца отсутствует часть головы. Только через полгода будет решаться вопрос о целесообразности установки пластины. Несмотря на то что мыслит он здраво, рассуждает адекватно и все помнит, его угнетает мысль о потере трудоспособности. Врачи сказали, что в ближайший год он не сможет вернуться на работу — ему противопоказано управлять автомобилем. Папа находится в подавленном состоянии, постоянно грустит.
«Вся жизнь перевернулась из-за чужой глупости»
Родные боятся оставлять потерпевшего одного. Он по-прежнему жалуется на головные боли, треск в ухе, проблемы со сном. Днем, когда жена находится на работе, приходит дочь.
А что же велосипедист? Когда состояние шока прошло, близкие пострадавшего обратились в правоохранительные органы. Выяснилось, что парень с места происшествия пропал. Его видели очевидцы, супруга потерпевшего, но в какой-то момент молодой человек как будто испарился.
— Мама запомнила только то, что он был коротко стрижен, а сам велосипед, кажется, поврежден, — говорит Елена. — Конечно, в тот момент было не до очевидцев и расспросов.
На следующий день дочь пострадавшего написала заявление во Фрунзенское РУВД. Появилась информация, что велосипедист мог попасть в объективы камер видеонаблюдения, а у самого происшествия есть очевидцы.
В милиции нам сообщили, что проверена каждая зацепка, однако молодой человек по-прежнему не установлен. Он объявлен в розыск.
Были проанализированы записи с уличных камер, но изображение оказалось низкого качества. Вот, в частности, видео, сделанное на перекрестке ул. Ольшевского и пр. Пушкина буквально за минуту до случившегося.
Во Фрунзенском РУВД уточнили, что возбуждено уголовное дело по статье 155 «Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности».
«Причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет» (статья 155 УК).
Сотрудники Следственного комитета дополняют: «21 мая около 16 часов 30 минут неизвестный, двигаясь на велосипеде вблизи дома 87 по пр. Пушкина в Минске, совершил наезд на мужчину, от чего последний упал. В результате наезда ему были причинены тяжкие телесные повреждения, с которыми он госпитализирован».
Очевидцев просят позвонить по городским телефонам в Минске (8017) 389-55-55, (8017) 256-10-45, (8017) 239-68-09 или по номерам (8029) 177-17-56, (8029) 774-41-37, (8029) 770-47-87, (8033) 611-70-86. Дочь потерпевшего обращается к возможным свидетелям: отзовитесь по электронной почте.
У Елены есть информация о том, что на месте находились очевидцы, в частности женщина с ребенком, которая торопилась в церковь и уехала до приезда милиции.
Не исключено, что велосипедист мог попасть в объективы автомобильных регистраторов. На такой магистрали, как пр. Пушкина, днем оживленное движение. Водителей просят проверить наличие записей. Повторимся, все случилось 21 мая около 16:30.
— Может, этот парень даже не знает, что произошло, какие травмы он нанес, — предполагает Елена. — Я хочу спросить у него, в курсе ли он, что натворил. При этом у нас нет цели посадить его в тюрьму.
Нам удалось связаться с очевидцем происшествия, который не видел самого момента наезда, но сообщил немало важных деталей:
— Я ожидал знакомую, говорил по телефону. Когда глянул в сторону подземного перехода, из которого она должна была показаться, то увидел двух лежащих человек — мужчину и парня с велосипедом. Молодой человек встал на ноги и сразу начал наезжать, мол, куда вы идете, не видите, что я еду. А потом, вероятно, понял, что мужчина без сознания.
По словам свидетеля, потерпевший находился без движения около двух-трех минут. Его попытались привести в чувства. А когда мужчина очнулся, его отвели на газон.
— Когда я сказал, что надо вызвать скорую, велосипедист ответил, что ему нужно спешить на тренировку, — вспоминает очевидец. — Но я его остановил.
Наш собеседник предполагает, что юноша мог направляться на пр. Победителей, где находится несколько спортивных сооружений. За спиной у него был небольшой рюкзак.
— Велосипедист как будто находился в ступоре, — продолжает свидетель. — Он стоял в сторонке и никак не проявлял себя. Когда на место пришла жена пострадавшего и стала спрашивать, что случилось, молодой человек никак не реагировал.
Непонятна ситуация со звонком в скорую. Очевидцы призывали велосипедиста набрать 103, в том числе для того, чтобы номер засветился. Жена пострадавшего вроде бы видела, что тот звонил. Однако, судя по всему, юноша проигнорировал просьбу.
— Молодой человек тоже пострадал, но это пустяки по сравнению с травмами прохожего. У парня на запястье была кровь, еще я увидел ободранную коленку, — дополняет собеседник.
Вот как свидетель описывает приметы велосипедиста: «Парню на вид около 17—19 лет, его рост — примерно 180—190 см. Не худой и не полный. Плечи узкие, таз — чуть шире плеч. Глаза — серые или голубые. На щеках был пушок. Смуглый, как будто много времени проводит на солнце. Был одет в бежевую футболку, шорты болотистого цвета и кеды (возможно, черные). Ехал на бордовом велосипеде какого-то бюджетного бренда, тип — кросс-кантри или горный, размер колес — 26 дюймов».
Дочь пострадавшего называет произошедшее нелепым случаем. С этим можно поспорить: «нелепость» уж точно неподходящее слово. Это скорее закономерный итог чьего-то жесткого решения отправить велосипедистов на тротуары. Движущийся даже со скоростью 20 км/ч объект является серьезной угрозой для пешеходов.
То, что все случилось возле подземного перехода, тоже очень симптоматично. Человека, поднимающегося по ступенькам, не видно до последнего момента. Если велосипедист будет ехать на большой скорости, то может произойти столкновение. Такие ситуации не раз происходили в подобных местах в Минске.
В данном случае на стороне велосипедиста было остекление перехода, благодаря чему увидеть прохожих проще. Тем не менее появление мужчины стало для юноши почему-то неожиданным.
Да, тротуар в этом месте имеет изгиб, что обычно вынуждает велосипедистов притормозить. Однако далеко не все и не всегда замедляются до безопасной скорости. Юный возраст и отсутствие опыта тоже могли сыграть свою роль.
Можно вспомнить, что конфликты велосипедистов с пешеходами уже происходили в Минске. Самым громким стал случай с битой, завершившийся обвинительным приговором. Однако известны и менее резонансные происшествия, в результате которых люди получали травмы (не такие серьезные, как в описанной истории), а домашние животные гибли.
Для сравнения: в Германии велосипедистам запрещено двигаться по тротуарам. Считается, что они создают опасность для пешеходов. Однако нахождение этих участников дорожного движения на проезжей части вылилось в рост числа смертельных случаев. Это другая сторона вопроса.
Чем завершится произошедшее на пр. Пушкина, пока не ясно. Удастся ли опознать велосипедиста? Ведь у него нет регистрационного знака, юношу можно найти лишь по весьма косвенным приметам (хотя, по нашей информации, у правоохранительных органов имеется весомый козырь, который мы по понятным причинам называть не хотим). Если же личность все-таки будет установлена, то к чему это приведет? На наш взгляд, расследовать подобные дела следует особо (как дорожно-транспортные происшествия), а в законодательстве должны быть предусмотрены специальные санкции. А вообще беда, если уже на тротуаре ты регулярно чувствуешь себя в опасности...
Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by