36 701
438
02 октября 2019 в 7:10
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

Три поколения, один «Москвич». Истории о машине, вплетенные в судьбу семьи

Когда большая семья собирается за одним столом, всегда кто-нибудь да вспомнит байку из прошлого. Ну а потом поток веселых историй не остановить. Для семьи минчан одной из главных тем на посиделках был и остается автомобиль — «Москвич-2140» родом из 1982 года. Так вышло, что машина верой и правдой служит уже третьему поколению. Дед Василий, отец Юрий, внук Артем. Каждому есть что вспомнить, над чем посмеяться: от покупки автомобиля «по открытке» и тайных покатушек до гаражного забвения и случайной встречи с представителями ретроклуба на проспекте.

Дед Василий. О «лотерейной» покупке в советские времена

К сожалению, главы семьи уже нет. Его воспоминания о советском автомобильном быте пересказывает Юрий

— В начале 1980-х нельзя было просто взять и купить машину, отправившись в салон. О кредитах и речи не было. В нашем случае «Москвич» оказался в семье стандартным по тем временам, а по нынешним — сверхнеординарным способом. Долгое время мы стояли в очереди на автомобиль. В школу, где работала бабушка Мальвина (она просила называть себя Машей), пришла открытка. Таким образом в Советах распределялись блага. Деньги, разумеется, тоже должны были быть — около 7200 рублей. Но только тот человек, у которого есть открытка, мог купить машину.

— И вот в администрации школы решили разыграть эту самую открытку между теми, кто успел накопить на личный автомобиль. В результате незамысловатой лотереи «Москвич» достался нашей семье. Признаться, больше хотели получить «Жигули» (легче переключать передачи), но ждать следующей открытки было бессмысленно — не факт, что выиграем розыгрыш.

Дед Василий. О быте и пробегах

После первой регистрации машина получила номер 13-80 МИЧ. Буквы МИЧ ничего не обозначали. Хотя в народе гуляли шуточные стишки: «Кто с начальством много пил — тот получит номер МИЛ, кто начальство вечно грыз — получил тот номер МИЗ». Владелицей по документам стала бабушка Мальвина. Но ездил только дедушка.

Автомобилей на дорогах было немного, но ездить деду Василию все равно было страшно. Обычно выбирал одну полосу и ехал в ней, сколько только можно — лишь бы не перестраиваться. Самая дальняя поездка — на малую родину под Бегомль. А основной пробег — по Минску и на дачу. Сейчас, спустя почти 38 лет, на одометре значится около 80 тыс. км. Говорят, эти 2140-е по 300 тыс. ходили.

— Каждая советская машина обладала своей индивидуальностью. Этот «Москвич» был построен на заводе АЗЛК. Владельцы постоянно спорили, где лучше сборка: в Москве или Ижевске. Сразу, еще с момента покупки, выбивало заднюю передачу, но решили ничего не менять — лучше не трогать. Всего в автомобиле предусмотрено четыре передачи: на первой можно было разогнаться до 40 км/ч, на второй — до 80, на третьей — до 120, на четвертой (прямой) — еще быстрее. Правда, быстро ездить без нарушений было негде — единственной скоростной трассой можно было назвать дорогу Вильнюс — Клайпеда, открытую в 1987-м.

Под капотом — бензиновый мотор УЗАМ-412, сделанный из алюминия. Объем — 1,5 литра. По документам максимальный крутящий момент составлял 114 Н·м при 3000—3800 об/мин. Но на второй передаче этот двигатель раскручивали и до 6500 — в таком случае он весьма бодро гонит 90 км/ч. Сложно представить, каким был расход в такие моменты. Нужно было заливать 92-й бензин. Хотя в книгах фигурирует АИ-93. Да, существовал и такой, но достать его было нелегко. Некоторые умельцы подкладывали две-три резиновые прокладки вместо одной. Таким образом увеличивался объем камеры сгорания, что позволяло использовать 80-й бензин.

Отец Юрий. О тайных поездках

— Когда учился в университете, нередко возил студентов на Браславские озера. Мой отец с утра уходит на работу, а у меня все уже договорено, ключи от «Москвича» из папиного кармана переложены в надежное место. Мы быстренько всей компанией туда едем и к концу рабочего дня папы возвращаемся. Бывало, ходит по квартире, хлопает руками по карманам одежды — где ключи? Я молчу. Выглядывает в окно — автомобиль на том же месте, где он его оставил. Но папа не ленился спускаться, чтобы потрогать капот. И конечно, по моей вине тот нередко был теплым или даже горячим. Потом, помню, подзывает меня пальцем: «Ты?» Юлить не было смысла, я признавался. «Смотри у меня, — говорил он. — Главное, маме ни слова!»

— Один раз похожая история закончилась не столь позитивно. Только я с пацанами выехал на трассу — прилетает в лобовик камень. Не обошлось — остался солидных размеров скол. Тогда были популярны присоски на стекло, к которым крепилась ручка. Одну из них я и приделал с внутренней стороны, изнутри вроде бы ничего не было видно. Хватило конспирации недели на две. Тот скол остался до наших дней, как и память о потайных поездках.

Отец Юрий. О рабочей лошадке

— Позже «Москвич» уже почти полностью перешел в мои руки. У меня были разные автомобили — в основном «немцы». Но когда настало время строить основательный домик на даче, в качестве помощника выбрал именно АЗЛК. Помню, купили прицеп «Зубренок» и отправились на колхозные поля собирать большие камни и валуны. Машина заднеприводная, с рессорной подвеской сзади и рычагами спереди, на тот момент с родной резиной МИ-16. Справилась с нелегкой (в прямом смысле) задачей на отлично.

— Потом пришло время укладывать печь. Печник на BMW еле добрался — грунтовую дорогу вспахали вместе с полем, так периодически случалось. Когда нужно было ехать в магазин, он сразу предложил — давай лучше на «Москвиче». Доехали нормально, подвеска выдержала. Он был так удивлен, что тут же, во время поездки, захотел купить этот 2140-й. Конечно, ответ был «Не продается».

— В 1990-х я работал на фирме, там предоставляли служебный ВАЗ. К этому времени дед Василий уже окончательно перестал ездить на АЗЛК. А для меня он стал лучшим автомобилем для поездок на природу, за ягодами. На нем же я забирал Артема из роддома.

— Правда, использовали образец советского автопрома в основном летом. Однажды понадобилась его срочная помощь в зимний сезон — нужно было ехать на похороны. Проехались по соляной грязи, а помыть забыли. Кто не вспомнил о столь важной процедуре — семейная загадка. Одним словом, после той поездки машину оставили в гараже лет на десять — попросту забыли.

Внук Артем. О новой жизни

— Лет с 15 я катался по пустынным дорогам на папиных автомобилях. А когда получил права, понял, что отцовской иномарки, на которой он тогда ездил, мне недостаточно, нужно что-то свое. Вспомнили про «Москвич». Открыли гараж — а кузов после зимней поездки десятилетней давности покрылся «жучками». Ну, думаю, зачищу, зашпаклюю — на летний сезон хватит покататься. Но базовыми процедурами дело не ограничилось — пришлось и покрасить. Цвет — до сих пор помню — называется «Лотос». А вот с «железом» все было в порядке.

Дед видел, как я отношусь к его машине, и все время говорил: «Отдам ее только Артему!»

— В общем, так мне понравился мой первый личный автомобиль, что откатал на нем четыре года. К этому сроку приказал долго жить редуктор. Отдал мастеру, а он только бед натворил. Началась череда мелких проблем: двигатель троил и чихал, появились мелкие подтеки, разладилась настройка карбюратора. Пришлось машину вновь оставить в гараже.

Внук Артем. Об автоклубе и статусе ретро

— «Москвич» отдыхал три года, до 2017-го. Его отдых скрашивал мой дядя Александр. Крутить болтики и копаться в технике — его хобби. Вот он потихоньку и доводил до ума машинку. В том году я задумал продать свой «Гольфик» и приобрести ретро-BMW 1979 года выпуска. Но вскоре от этой идеи отказался — разонравился «баварец». Решил вернуться к «Москвичу» — к тому времени дядя вернул его к жизни.


— В тот же год спокойно ехал себе по проспекту Независимости. И тут с обеих сторон меня опережают два «Запорожца». Посигналили — мол, езжай за нами. Оказалось, это ребята из клуба «AI-93», пригласили меня. А почему нет? С тех пор обзавелся новыми друзьями и спецами по части советских автомобилей. Сейчас эти модели с каждым годом ценят все сильнее. Например, недавно один мастер-реставратор продавал 24-ю «Волгу», доведенную до заводского состояния, за $16 тыс. (в эквиваленте).

— За два года я поменял редуктор, задние тормоза, карданный вал, сальники КПП, фары, жидкости. Колеса получили новую резину (те самые шины МИ-16 умерли на 37-м году жизни). Машину переоформили на меня, пришлось менять старые номера 13-80 МИЧ на современные. Тоже вышла забавная история. Задний квадратный («американский») номерной знак пришлось немного подрезать. Дело в том, что лючок бензобака в этой модели расположен посередине задней «кормы». В ближайших планах — подкрасить и выпрямить пороги. Кроме того, уже куплены хромированные колпаки.

— К счастью, становится все меньше людей, искренне считающих подобные машинки рухлядью. Они перестают подшучивать, когда я говорю, что на этой тачке гоняли мой отец и дедушка. Главная «фишка» нашего «Москвича» — связь разных поколений семьи.

Похолодало, время переобуваться! Шины в каталоге Onliner

зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка