17 837
128
06 октября 2019 в 8:00
Автор: Оксана Красовская. Фото: Андрей Барашко

Rolls-Royce, который «развалил» Брежнев, Lincoln Максима Горького и «убийца гестапо»: что посмотреть в Рижском мотормузее

Музей — место довольно специфическое: далеко не каждого отпускника заманишь в холодные стены поглазеть на экспозицию. Со школьных времен мы привыкли, что музеи — это скучно, а порой еще и нудно (если с экскурсоводом не повезло). Но что если добавить к привычной картине шикарные автомобили, капельку интерактивности и загадочного освещения? Получится… Рижский мотормузей, который существует еще с 1989 года, а неофициально и того дольше. Конечно, суперсовременным и модным мотормузей был не всегда, но примерно в середине 2013-го его закрыли на полную реконструкцию-перестройку, чтобы сегодня любой взрослый за 10 евро мог посмотреть на выдающиеся автомобили прошлого. Заглянем и мы.

Суммы, которые были выделены на полное обновление Рижского мотормузея, белорусским «луврам» и не снились — 8,6 миллиона евро. Более 5 из них пошли на строительство нового здания и оборудование помещений. Еще 2,5 миллиона направили на обновление экспозиции — раритетные авто стоят ой как недешево.

При этом бюджет Риги (да и Латвии) не пострадал. Музей взяла под свое крыло Дирекция безопасности дорожного движения, которая потратила на проект собственные и кредитные деньги. Как результат — новое трехэтажное здание (кто-то видит в оформлении фасада «перекличку» с решеткой Rolls-Royce), в котором, помимо основных помещений, нашлось место для конференц-зала, детской игровой площадки, кафе и мастерской по реставрации старинных авто.

Приступая к «оживлению» экспонатами уже построенных и оформленных дизайнерами помещений, музейные работники начали с того, что сократили экспозицию примерно в два раза. Рижане посчитали: пусть автомобилей меньше, но зато каждый экспонат — настоящая жемчужина, которую захочется рассматривать. Итого ныне на площадях мотормузея живет 230 транспортных средств всех эпох и размеров.

Потеряться или заблудиться в музее нереально: стрелочки и указатели не дадут сбиться с толку даже ребенку. Узнать интересную информацию можно и без гида (хотя с ним интереснее) — возле каждого экспоната есть стенд с «инфоконцентратом» на русском, английском и латышском языках.

Расставлено все по хронологии: от самой идеи колеса до гоночных болидов и виденных своими глазами Рафиков. Среди экспонатов — как рядовые авто (хотя, говоря о ретроавтомобилях, надо понимать, что «рядовые» — понятие ну очень относительное), так и легендарные, на которых ездили вожди, писатели, президенты. Итак, пройдемся по самым запоминающимся экспонатам.

BMW 326. Оригинал vs Russian edition. Русская версия элегантного BMW — это когда у тебя есть трофейное авто, но нет оригинальных запчастей для ремонта, а потому приходится использовать все, что родной автопром послал: радиаторную панель от «Запорожца», фары от ГАЗа и дальше по списку. В результате получается странный пазл, уродливый монстр, зато на ходу и выполняет основную функцию. Как бы жутковато ни выглядело перевоплощение, советскому хозяину этого автомобиля надо отдать должное — рукастый был человек.

Основатель соцреализма, «буревестник революции» и крайне популярный в свое время писатель Максим Горький, оказывается, был еще и владельцем автомобиля Lincoln V12. Но об этом мало кто знал. В народ на дорогом и до сих пор поражающем воображение авто Горький не ездил, хотя и стесняться-стыдиться вроде бы нечего было: экземпляр он получил в подарок от правительства еще в 1934 году. (Скончался писатель в 1936-м в возрасте 68 лет.)

Леонид Ильич Брежнев — личность, прочно поселившаяся в анекдотах и байках. Но обсуждая брови, поцелуи и специфику речи, большинство даже не подозревает, что генсек был страстным и порывистым человеком. По крайней мере, в том, что касалось автомобилей. Что и говорить, по «машинной части» Брежнев был далеко не дурак, по слухам, в его суперколлекции насчитывалось от 39 до 324 автомобилей. И большая часть — производства капиталистических стран (ну вы же сами все прекрасно понимаете).

Дабы скрыть такую привязанность советского человека к «чужеродному» автопрому, машины «записывались» на аппарат ЦК. Но рассекал на них только генсек, причем нередко сам за рулем (к слову, лихачество, как ни удивительно, было совсем не чуждо Леониду Ильичу).

Одна из умопомрачительных машин, оказавшихся в коллекции настоящего ценителя, — Rolls-Royce Silver Shadow (всего же в гараже генсека было три «Роллса»). Автомобиль, ныне выставленный в Рижском моторном музее, был подарен Брежневу королевой Великобритании Елизаветой II. Впрочем, судьба блистательного Silver Shadow была довольно печальной: в 1980 году Rolls-Royce попал в ДТП, не поделив дорогу с грузовиком в Подмосковье. По официальной версии, в момент столкновения за рулем находился профессиональный водитель гаража особого назначения. Неофициальный же вариант развития событий (его придерживаются и в Рижском музее) куда интереснее: за рулем был лично дорогой Леонид Ильич, который не то заснул (как-никак человеку было уже 74 года), не то отвлекся и влетел в грузовик, перевозивший снег. Мажорные ДТП. Начало.

Восстанавливать автомобиль не стали (слишком дорого), и он смиренно ждал своего часа, пока не переехал в автомузей. Здесь «Роллс» обработали специальным составом, чтобы ржавчина не съела все и вся, и выставили на всеобщее обозрение, поселив внутрь восковую фигуру удивленного генсека.

Если ты президент (и бессменный лидер Латвии на протяжении многих лет), то почему бы тебе не ездить на Cadillac V8 Series 353 (где 353 — объем двигателя в дюймах, что в переводе на «наши» единицы означает примерно 5,79 литра). Именно так рассудил Карлис Ульманис и выбрал в качестве «парадного» авто для торжественных выездов этот яркий Cadillac.

Заниженный Tatra 87 — не только гордость чешского автопрома, но и настоящий «автомобиль возмездия». Производить суперстильные машины начали в 1936 году. Сердца европейских автолюбителей сразу же были покорены: начинка и оболочка сочетались до того идеально, что удержаться от покупки было просто невозможно (в период с 1936 по 1950 год было выпущено более 3000 экземпляров Tatra 87).

«Обтекаемый» кузов, 75 «лошадей» под капотом и V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 2968 куб. см привлекали в первую очередь лихую молодежь, которой (как и во все времена) хотелось красоваться и производить впечатление. Обратили свое внимание на выдающийся автомобиль и нацистские офицеры, что в последующем сыграло с ними злую шутку. Как бы ни был красив и хорош по характеристикам автомобиль, в управлении он был довольно коварный.

Результат — многочисленные ДТП со смертельным исходом. Как и почему это происходило? Мощный мотор и хороший «отклик» автомобиля провоцировали водителя развивать высокую скорость (максимально авто разгонялся до 160 км/ч), но, как следует разогнавшись, Tatra 87 практически не мог войти в резкий поворот. При попытке свернуть автомобиль раскручивало, выкидывало за пределы дороги, а то еще и наматывало на дерево.

Когда аварии из случайностей превратились в закономерность, Tatra 87 дали прозвище «убийца гестапо», «секретное оружие против нацистов», «убийца эсэсовцев» и все в таком духе. По некоторым данным, в ДТП на этом авто погибло больше высокопоставленных нацистских офицеров, чем в активном бою. Также существует легенда, что, отреагировав на гибель своих подчиненных, армейское командование даже выпустило отдельный указ, которым строго-настрого запретило офицерам садиться за руль Tatra 87.

Печально известный «черный воронок» (официально М1, что расшифровывается как Молотовский-первый). В музее представлен автомобиль 1936 года выпуска. Всего в СССР было выпущено 62 888 наводящих страх машин.

Скромность — это, конечно, хорошо, а дорогие и комфортные авто — лучше. Этот тезис прекрасно подтверждает «кремлевская коллекция» мотормузея. Умели делать красиво, не поспоришь.

«Где этот чертов инвалид?» — «Не шуми: я инвалид». Нестареющая классика.

При посещении Рижского мотормузея не стоит забывать про нулевой этаж: здесь все для любителей мопедов, мотоциклов и грузовиков. Действительно, есть на что посмотреть.

Благодарим за помощь в организации поездки дилера Jaguar Land Rover в Беларуси «Атлант-М Британия», а также партнеров проекта — «Технобанк» и Латвийское внешнеэкономическое представительство в Республике Беларусь.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Оксана Красовская. Фото: Андрей Барашко