Помните, мы рассказывали, как белорусы отправились к Северному Ледовитому океану на двух электромобилях? Но если для MG Cyberster Териберка оказалась самой дальней точкой маршрута, то экипаж на Tesla Model S Plaid отправился дальше, на запад, чтобы заехать еще и на Нордкап.
— Я был на Нордкапе, который считается самой северной точкой Европы, и был в Териберке — самой северной точке России, куда можно добраться по автомобильной дороге. Но была идея, чтобы посетить оба этих места за один раз, — объясняет Артур Туманов из tesla-cars.by.
— Сейчас на границах — сумасшедшие очереди. Но на границе России и Норвегии есть погранпереход, и там практически нет машин. Очень привлекала идея, что не придется сутки стоять на терминале.
Артур обращает внимание на то, что этот погранпереход работает с 8 до 16 часов. И он действительно оказался пустым: практически ни одной машины на нем не было. Но на прохождение границы все равно пришлось потратить около 1,5 часа — потому что добрых минут 40 норвежцы расспрашивали белоруса о целях поездки, уточняли разные детали, включая место работы. В какой-то момент Артур решил, что их развернут, но пограничники все же пропустили ребят в страну.
Собеседник считает, что дороги в Норвегии специфические, особенно на севере страны. Они узкие, по одной полосе в каждом направлении, постоянно петляют из-за фьордов, там много ограничений скорости и периодически — паромные переправы.
— И там очень много домов на колесах, которые едут медленно, а обогнать их нельзя — практически везде сплошная разметка. Так что средняя скорость по Норвегии хорошо если 60 км/ч.
В Норвегии зарядных станций очень много, в том числе Tesla Supercharger. Они расположены на расстоянии 60—80 км друг от друга, так что думать о зарядке не приходится. Особенно после тех приключений, что были по пути в Мурманск.
— Это рай для владельцев Tesla. Я ездил по Европе на разных «электричках»: Mercedes, Porsche… Да, их можно заряжать в разных местах, но это означает, что у тебя в телефоне — множество приложений от разных операторов зарядных сетей. Как вариант, можно иметь одно-два приложения от агрегаторов, но тогда и стоимость зарядки может быть выше (это не железное правило, но часто именно так), — объясняет Артур.
— С Tesla все проще: карточка привязана к одному фирменному приложению, которое работает во всех странах, и там не надо ни в чем разбираться, никакие кнопки нажимать: просто подъехал к колонке, вставил пистолет в порт, и зарядка сразу пошла.
И еще из наблюдений из прошлых поездок по Европе. Приезжаешь на обычную зарядную станцию или на ту же Ionity — и практически всегда там приходится ждать, когда колонка освободится. В случае с Supercharger этого нет: из 10 стоек занята максимум половина.
— Tesla cама прокладывает маршрут с учетом зарядок и предлагает ту, на которой меньше стоять. А при расчете расхода энергии учитывает все, включая рельеф и направление ветра, чтобы точно доехать до зарядной станции. Потому и поехал дальше на Tesla, а не на MG — чтобы не запариваться по поводу приложений, оплаты и прочего.
Стоимость одного кВт•ч в Норвегии на зарядной станции Supercharger — 5 крон (0,42 евро). А цена 95-го бензина — около 1,83 евро. Если говорить о европейских странах, то самая низкая стоимость — примерно 0,35 евро на медленной зарядке и около 0,5 евро на скоростной.
— Для Норвегии это вообще какое-то особое место: каждый автомобилист хоть раз в жизни да должен туда съездить. Кстати, если считать расстояние до этой точки из Южной Норвегии, например из Осло, то получится ненамного меньше, чем рассчитывать дистанцию от Минска (2120 км против 2400 км. — Прим. Onlíner).
Артур замечает, что вообще-то не совсем правильно называть Нордкап самой северной точкой Европы, потому что это уже не часть континента, а остров, к которому ведет подводный тоннель. Тем не менее место это знаковое, притягательное для туристов. А самое удивительное, что, даже добравшись до этой заветной точки, вам не гарантированы те потрясающие виды, что можно видеть на фотографиях и видео.
— В прошлый раз я был зимой и ничего не увидел, потому что была полярная ночь. Все, что я мог рассмотреть, — это подсвеченный шар. Сейчас же я попал на Нордкап в полярный день — и это шикарное время для экскурсий, потому что даже ночью светло.
Но мне пришлось почти сутки ждать, чтобы что-то увидеть. В первый вечер был страшный ветер и сильный туман. И на следующий день утром — тот же туман. Ждали до трех часов дня, благо там есть музей Нордкапа: небольшое с виду здание уходит под землю на четыре или пять этажей. И там есть чем заняться в течение нескольких часов.
Я уже было отчаялся, что снова ничего не увижу. Но тут резко туман рассеялся — и за какие-то 20 минут наступила ясная погода. Которая наконец-то позволила рассмотреть все эти красоты.
Вот так свершилась моя мечта. Вообще это большая удача. На самом деле далеко не всегда открывается такой вид: зимой там полярная ночь, а летом, в полярный день, часто стоят туманы, в чем я сам и убедился. Но мне в итоге повезло.
Как и во всей остальной Норвегии, главная достопримечательность Нордкапа — это сама природа. Она красивая, но суровая. Можно созерцать окрестности, можно отправиться на рыбалку или на поиски китов. Но при этом если не заниматься прямо всеми активностями, то, по словам Артура, более нескольких дней на Нордкапе делать нечего, нет смысла оставаться там надого. Хотя некоторые туристы готовы находиться там неделями — чтобы в какой-то момент дождаться погоды и увидеть потрясающие виды.
— Зимой дорога на Нордкап перекрывается из-за снегопадов. Попасть туда можно только с конвоем, и то не в любой день. Мне рассказывали историю, когда там застряли два автобуса с туристами: неожиданно началась сильная метель, один автобус сдуло ветром с дороги, второй просто застрял, буквально за час их засыпало снегом чуть ли не по крыши, и людей эвакуировала норвежская армия.
После Нордкапа Артур через Тромсё отправился на Лофотенские острова — это архипелаг на северо-западе страны. По словам собеседника, местные окрестности считаются одними из самых красивых мест в Европе. Впрочем, по пути были и другие красоты. И вообще эта страна богата на потрясающие пейзажи.
— Всего по Норвегии проехали около 3000 километров. Сначала, конечно, восхищаешься видами. О, водопад! Через пять минут: еще водопад! Потом: водопад. Еще чуть позже: ну водопад…
Но красота, конечно, неземная. Например, деревня Рейне на Лофотенских островах считается самым инстаграмным местом в Европе, если не в мире. Там реально фантастические виды.
И, конечно, «Ворота дьявола». Это огромный камень, который застрял в скалах. На него можно зайти и попозировать на фоне завораживающей панорамы. Там вообще очень много мест, где есть хайкинг — любителям походить по горам там есть где развернуться.
— В Европе все очень подорожало за последнее время, так что на этом фоне сейчас Норвегия не кажется уже такой дорогой, как раньше: разрыв с остальными странами стал меньше. Домик типа «контейнер» на ночь обойдется примерно в 80 евро — примерно столько он раньше и стоил. Помню, 7 лет назад в центре Рима отель 4 звезды на 80 евро бронировал, а сейчас и за 300 можешь не найти.
А так, конечно, все очень дорого. Простой обед в ресторане — 100 евро на человека. Хот-доги и кофе — около 50 евро на двоих.
Я обычно бронировал апартаменты, и в них мы готовили еду сами из продуктов, купленных в магазине.
Еще специфика арендного жилья — там целая инструкция, что надо сделать при выселении. Собрать белье, помыть посуду, вынести мусор. Что будет, если этого не сделать, не знаю, не пробовали нарушать эти предписания.
С алкоголем в Норвегии все совсем «плохо». В обычных магазинах можно купить только пиво или напитки не крепче 8 градусов. У них даже есть специальные легкие вина по 7,5 градуса. И то не всегда. В воскресенье алкоголь не продается вообще, в субботу не продается после 18 часов, а в будние — после 20 часов.
Крепкого алкоголя в обычных магазинах нет совсем, только в специальных, которые мы, например, даже не нашли. А в барах он стоит каких-то сумасшедших денег, но это не мешает тому, что по вечерам там куча людей и пьют они «качественно»…
Электромобилей в Норвегии много, причем самых разных марок. Но это преимущественно модели Tesla и разных европейских брендов, китайских автомобилей очень мало. Несколько раз видел Hongqi, остальные — буквально в единичных экземплярах.
— Норвегия — это горы, фьорды. Переезжаешь границу, и пейзаж меняется. Река, поле, лес… Швеция и Финляндия в этом отношении похожи на Беларусь. Чем дальше, тем более плоский ландшафт, более привычные пейзажи. И дешевле.
Зарядки в Швеции и Финляндии развиты так же хорошо, как и в Норвегии. И цены примерно одинаковые. В странах Балтии зарядная инфраструктура хуже. В Эстонии нет ни одного «Суперчарджера», в Латвии — два (в Риге и Резекне).
Станции в Европе быстрые, Tesla способна принимать до 250 кВт, так что до 70% можно было зарядиться буквально за 15 минут, потом скорость резко падает. Чем стоять, терять время, проще ехать дальше и потом при случае зарядиться. В основном останавливались на обед — за это время батарея успевала зарядиться, — рассказывает Артур.
В Минск он возвращался через Швецию и Финляндию — из Хельсинки на пароме перебрался в Таллинн, оттуда через Латвию въехал в Беларусь, проведя 17 часов на границе. Вся поездка заняла 28 дней: почти две недели в России, две с небольшим в Европе. А вы говорите, что на электромобилях дальние поездки невозможны.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by